Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Лошади в океане |
год: | 1989 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Николай Гусаров |
сценаристы: | Николай Гусаров, Михаил Кольцов |
видеооператор: | Борис Шапиро |
композитор: | Сергей Сидельников |
художники: | Михаил Розенштейн, Л. Толмачева |
монтаж: | Татьяна Верхоглядова |
жанры: | драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 34 мин |
Ещё одно околоперестроечное хорошее кино. Криминальная трагидрама с эстетикой старой советской киношколы.
История про невинно попавшего за решётку немолодого режиссёра ТЮЗа. Режиссёра сажают старшим (в качестве облегчения положения) в камеру с малолетками. Костров (так зовут главного героя) пытается применить гуманную методику воспитания (кстати, очень модное течение сейчас), ему как бы противостоит администрация тюрьмы (хотя скорее не в негативном ключе, а показывая другую сторону суровой правды жизни). Костров идеалист и не совсем готов столкнуться с жестокой и исколеченной психикой некоторых подростков. Но он всё равно не отходит от своих принципов и старается оставаться человеком.
Кино можно условно назвать криминальной драмой. По сути это социально психологическая притча, которая ставит сложный вопрос может ли быть добро с кулаками или может быть только добро без кулаков. В фильме достаточно хороших цитат, которые можно было бы включать в педагогическую программу. Действительно проще быть жестоким и выбивать клин клином, чем точить водой камень. Но где же взяться столько терпению и состраданию в нашем жестоком мире?
В общем, темы довольно простые и прямолинейные, но говорить о них можно бесконечно. Своеобразным философским авторским ключом является одноимённая по названию фильма стихотворение Бориса Слуцкого, которое читает ребятам Костров и которое по словам одного из героев, конечно же не про коней, а про самих ребят.
Технически фильм довольно простой, но реалистичный. Взрослые роли играются вполне в духе советской актёрской школы, хорошо, но несколько риторично. Молодые актёры смотрятся очень откровенно и характерно. Вроде как многие роли подростков играли не профессионалы. Хотя в СССР и любительский уровень был на очень высоком уровне.
В общем хорошее и грустное кино.
А вот и сам стих. Тоже хороший и грустный. Кстати, сам автор его не считал таким уж хорошим, но очевидно недооценил исключительность своего детища.
Лошади умеют плавать,
Но — не хорошо. Недалеко.
«Глория» — по-русски — значит «Слава»,-
Это вам запомнится легко.
Шёл корабль, своим названьем гордый,
Океан стараясь превозмочь.
В трюме, добрыми мотая мордами,
Тыща лощадей топталась день и ночь.
Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!
Счастья все ж они не принесли.
Мина кораблю пробила днище
Далеко-далёко от земли.
Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.
Лошади поплыли просто так.
Что ж им было делать, бедным, если
Нету мест на лодках и плотах?
Плыл по океану рыжий остров.
В море в синем остров плыл гнедой.
И сперва казалось — плавать просто,
Океан казался им рекой.
Но не видно у реки той края,
На исходе лошадиных сил
Вдруг заржали кони, возражая
Тем, кто в океане их топил.
Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.
Вот и всё. А всё-таки мне жаль их -
Рыжих, не увидевших земли.
25 мая 2019
Снимать фильмы про исправительные учреждения (тюрьмы, изоляторы, зоны) очень непросто, всегда есть соблазн впасть в крайность либо романтизировать обитателей, либо снимать чернуху. Снимать про детскую неволю еще сложнее, так как многие табу не дадут в полной мере показать происходящее за решеткой, и соответственно до зрителя не будет донесено то, жестокое, животное существование в этом мирке. Да и большинство зрителей и не станет смотреть подобное кино, слишком уж оно жестоким получается, как не крути и не сглаживай углы. «Лошади в океане» не исключение, кино тяжелое, но на удивление реалистично снятое. Без перегибов и чернуху, показан мир несовершеннолетних преступников, их существование в условиях неволи, безнадежность и обреченность будущего. Тюремная иерархия, законы тюрьмы входят в неокрепшие умы детей (а как не крути показанные преступники — дети) и заставляет им слепо следовать, подчас иррационально. Почти двадцать лет прошло с момента выхода на экраны этого фильма, а проблема подростковой озлобленности и жестокости никуда не ушли, наоборот набирают обороты. И когда читаешь про молодежное «А. У. Е.» (арестантов удел един), понимаешь становится только сложнее.
Костров в фильме пытается своим подопечным привить доброе, вечное, но в его диалогах с начальником оперчасти понимаешь, что как не парадоксально прав последний. Сколько не говори о гуманизации и воспитании подрастающего поколения, мест в СИЗО свободных нет. Значит что-то не так в воспитании на воле или тюремные нравы ближе и понятнее, чем нормы человеческой морали. Михаилу Николаевичу приходится знакомится с миром тюрьмы, с понятиями, но ему удается остаться человеком и он очень старается сделать лучше ребят. Смотреть тяжело, понимаешь у каждого своя правда, а справедливость вещь относительная. В фильме нет счастливого конца, у Кострова своя боль, у ребят увидевших иное отношение, появился крошечный шанс остаться людьми, у руководства тюрьмы свое мнение на происходящее. Мне пришло на ум слово — тщетность, чтоб охарактеризовать усилия Кострова, и вот почему — Юрий Назаров сыграл очень хорошо, на надрыве — но в финальной сцене у гаражей, вся его гримаса боли ассоциировалась именно с этим.
Такой вот тяжелый перестроечный фильм, о проблемах подростковой преступности, о вере в справедливость, о людях и доброте. Но в момент когда обнаженная женская натура заполняла экраны, крутые герои входили в моду, а деньги становились мерилом всего, лента про человечность и мораль оказалась невостребованной.
9 из 10
25 апреля 2017
После просмотра мне стало немного не по себе… конечно я смотрю новости, конечно в курсе какими серьезными проблемами для государства являются беспризорность и детская преступность, но столь реалистичный, столь жуткий образ подростковой тюрьмы, нравов, законов малолетних преступников заставляет еще раз переосмыслить всю озлобленность, жестокость современной молодежи. Конечно не все такие, конечно большинство попадают в тюрьму вполне нормальными, более-менее цивилизованными, неглупыми людьми, вот только кем они станут после нескольких лет подобного ада.
Костров как раз и пытается бороться с этим, пытается направить молодых парней на правильный жизненный путь, пытается оторвать их от беспощадного тюремного бытия хотябы в их сознани, он верит, что каждый может исправиться, что каждому нужно дать еще один шанс, но начальник тюрьмы не может его понять…
Но все-таки Кострову удается собрать вокруг себя тех немногих, кого еще не смогла поглотить тюремная рутина, кто еще готов пойти правильной дорогой. Они беседуют, читают, поют и искренне радуются, когда Кострова освобождают.
Большинство молодых людей — непрофессиональные актеры, скорее всего знакомые с тяжелой жизнью улицы, видно, что тюрьма настоящая, настоящие нары, настоящие решетки, фактически режиссер снял несколько дней из жизни тюрьмы и ему это бесспорно удалось.
Стоит сказать, что у подобных фильмов в те годы был крайне низкий бюджет, люди работали фактически на одном энтузиазме и лично мне поразительно, что по глубине, по серьезности, по насущности у них получалось куда лучше сегодняшних кинематографистов. Наверное это прозвучит очень банально, но подобные фильмы просто необходимо показывать современным школьникам.
9 из 10
15 августа 2008