| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Контакт |
| год: | 1989 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Кахангир Зейналлы |
| видеооператор: | Кенан Мамедов |
| композитор: | Франгиз Али-заде |
| художник: | Камран Зейналлы |
| жанр: | фантастика |
|
Поделиться
|
|
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 29 мин |
Фильм снят по одноимённой повести советского и азербайджанского писателя, режиссёра и сценариста, общественного деятеля Анара Расул оглы Рзаева. Повесть 'Контакт' была написана им в 1976 году. Первая публикация состоялась в журнале 'Дружба народов' 1978 года в переводе с азербайджанского самого автора. Отдельной книгой повесть вышла в 1980 году. Перу Анара принадлежит ряд интересных произведений, затрагивающих в основном проблемы современности. В книгах он старается раскрыть образ современника, показать, с какими трудностями ему приходится сталкиваться. В повести 'Контакт' он поднимает проблему взаимоотношений двух цивилизаций, за каждой из которых стоит своя правда.
Фильм Кахангира Зейналлы по-своему уникален. В советском кинематографе тема инопланетян освещалась однобоко: пришельцы со звёзд либо друзья, либо чуточку странноватые нейтральные наблюдатели, готовые, при необходимости, прийти на помощь. Зейналлы, не отошёл от традиции, сняв кино, которому трудно найти аналог. В его картине инопланетяне не присутствуют воочию. 'Они представлены как бы контуром, намёком, едва уловимой проекцией, они как бы есть, но их как бы нет. И данный концепт усиливает эффект кошмара, притом угроза вторжения остаётся вполне реальной'. (Александр Поздеев) Зейналлы снял удивительно атмосферный фильм, единственным недостатком которого является весьма некачественная картинка доступных в сети рипов.
Потому что вся прелесть этой принизывающей ленты заключается в том, какими визуальными способами режиссёр попытался донести суть повести Анара. Уже с первых минут фильма зритель постепенно начинает погружаться в мистическую атмосферу города, будто застывшего во времени и пространстве. Температура на электронном табло показывает +44, и ты буквально всей кожей ощущаешь эту жару. А потом начинается череда странностей, которые постепенно эпизод за эпизодом, кадр за кадром раскрывают писательский и режиссёрский замыслы в попытке понять, что же на самом деле представляет собой КОНТАКТ двух цивилизаций. Что он даёт, и что он отнимает?
Крайне огорчительно сознавать, что весьма посредственные фильмы издавалась тогда на DVD, и сегодня мы имеем возможность увидеть 'комедию' типа 'В поисках золотого фаллоса' (1992) в отличном качестве, а вот работы, в которых мысли, чувства, краски, эмоции буквально переполняют экран, не позволяют по достоинству оценить труд режиссёра из-за неудовлетворительной картинки. Для меня лично загадка, каким образом, Кахангир Зейналлы, у которого не было вообще никакого опыта работы в кинематографе, сумел снять столь глубокий фильм! По своему видеоряду и внутренней наполненности его можно смело ставить рядом с лучшими зарубежными работами подобной направленности.
Особо следует отметить музыку, ведь в триллере и мистике именно музыка играет главенствующую роль: от закадрового звучания зависит то, как зритель отреагирует на визуальный ряд. Азербайджанская композитор, пианистка, музыковед и педагог Франгиз Али-заде написала музыку, которая будоражит от начала до конца. Это тот редкий случай, когда можно 'смотреть' фильм с закрытыми глазами и прекрасно понимать всё, что происходит на экране! В фильме всего несколько персонажей, главные из которых студент (Ильгар Гасанов) и 'перманентный психиатр' (Рафик Алиев).
По большому счёту на их игре держится весь фильм. Лёгкость и простота их общения заставляют понять всю бесконечную разницу понимания некоторых моментов человеческой истории в целом и истории СССР в частности. Последний год Союза, грядущие перемены, которые больше походили на 'слом до основания', тоже нашли отражение в картине, потому что советское кино всегда было гуманистическим в своей основе.
Имеется у этого фильма ещё одна особенность. На пике 90-х многие режиссёры добавляли в свои работы 'перчика' в виде 'обнажёнки'. В подавляющем большинстве случаев это не имело никакого сюжетного смысла, но в картине Зейналлы такие сцены поданы не как выхолощенный эротический посыл, они поданы через призму общей концепции фильма. Красота не может определяться конкретным местом. Красота повсюду. Именно она заставляет звучать Музыку Сфер. Именно она создаёт Гармонию. Именно она даёт человеку выбор: вернуться в дикость первобытного состояния или же попытаться найти точки соприкосновения с Миром Звёзд...
P.S. 10 ноября 1989 состоялась премьера фильма Уитли Страйбер 'Контакт (1989) Communion' снятого по его собственной одноимённой книге. Картина рассказывает историю семейства, находящегося на отдыхе в уединённом доме в безлюдной местности, и столкнувшегося с внеземным разумом. Если верить Стриберу, это история из реальной жизни о его собственной встрече с 'пришельцами'. Одинаковые названия 2-х картин, вышедших в один год, в значительной степени мешают поискам фильма Зейналлы, потому что поисковики выдают, в основном, информацию об американо-английском триллере, бюджет которого - $5 000 000.
26 февраля 2025