Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Камышовый рай |
год: | 1989 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Елена Цыплакова |
сценаристы: | Игорь Агеев, Сергей Белошников |
видеооператор: | Элизбар Караваев |
композитор: | Владислав Петровский |
художник: | Владимир Мурзин |
жанры: | триллер, драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
Отличный образец так называемой перестроечной 'чернухи', когда стала модно показывать то, что нельзя было раньше. Интердевочка -про проституцию, Игла -про наркоманию, Беспредел -про тюрягу, Меня Зовут 'Арлекино' -про гопоту, Караул -про дедовщину, ну и вот Камышовый Рай -про бомжей. Проблема многих фильмов подобного рода была в том, что чернуха была сделана ради чернухи и я специально привел примеры действительно талантливо сделанных фильмов (за исключением 'Иглы', которую я просто ненавижу, при всей любви к Виктору Робертовичу). Остается ощущение, уж не знаю -правдивое или ложное, что некоторые люди все еще делали что-то от души в те времена, а не из коммерческих соображений.
Безрыбье в золотой полынье кончилось, святые 90-е стали поводом для анекдотов, все нормализовалось в среднем (не буду шутить про температуру в больнице), остались вот эти замечательные фильмы, которые я очень люблю рассматривать двояко -как с точки зрения отображения реальности, так и с художественной. Естественно, я не бомж и не проститутка чтоб оценить 'Камышовый Рай' или 'Интердевочку' по шкале аутентичности в процентах, тут можно только предполагать, а вот как кино... Почему забудут идиотский трэш 'Дезертир' 1990 года, несмотря на то, что там играет замечательный Чонишвили? Да потому что чернушность там сочетается с абсолютно рвотным сюжетом и общей примитивностью, там нет ничего такого, за что в принципе можно было фильм назвать хорошим. А вот в 'Камышовом Раю' есть.
Начать с персонажей. Каждый -крайне яркая, выпуклая личность, со своими индивидуальными особенностями, при этом все шикарно сыграны. Даже не самые значительные роли. Пересматривал фильм несколько раз и не увидел чтоб даже кто-то из групповки плохо играл! Тут заслуга как сценаристов, так и режиссерши (лапочка Елена Цыплакова) и актеров. Причем все малоизвестные, что добавляет аутентичности. Повторяю в стопиццотый раз и если надо еще миллиард раз скажу: если переживаешь за героев, значит авторы и актеры поработали на славу, здесь это есть и еще как. При этом персонажи не святые, о нет. В фильме великолепные жизненные диалоги, которые держат баланс между двумя крайностями: первая -это нереалистичные философские задвиги и нелепая заумь, когда слесарь разговаривает так, что Шопенгауэр бы офигел; и вторая, как противоположность -тупорылые бессмысленные базары ни о чем, характерные для реальной жизни, но для кино годные только в ограниченном количестве. Тут соблюден баланс: люди говорят как люди, но при этом прорываются действительно интересные мысли и идеи, которые ты потом даже вспоминаешь и задумываешься об оных (наивысший комплимент для произведения культуры -когда ты его обдумываешь). Сценарий при этом простой и немудреный - в данном случае это плюс, ибо все сосредотачивается на психологизме, идее, характерах.
Что еще понравилось: нет ярко выраженного упивания страданиями. То есть чернушность фильма по сути лишь в том что затронута нехарактерная для советского кино тема наличия бичей (а также их незаконная эксплуатация, что ВЕРОЯТНО имело место быть -фильм основан на истории в стиле 'знакомый знакомого троюродной прабабушки рассказал моему четвероюродному брату, а тот через говорящего попугая поведал его мне'), но эта история выглядит вполне реалистичной и обоснованной. Единственный...не то что минус, но, скажем так, примета времени: демонстрация обнаженной женской груди, причем не в тему вообще, вот как будто стало можно - ну впихнем просто 'шоб було'.
А так - маст хэв. Отличная актерская игра, интересные мысли, хорошая и правдоподобная атмосфера, наличие 'жизненной правды', но без гипертрофированной чернушности.
4 июня 2022
Жара. Бездомный молодой человек по имени Кеша сидит на обломках старого поезда и попивает молоко. И вдруг он видит, как стая хулиганов избивает на рельсах какого-то неопрятного гражданина. Кеша дует в свисток — и шпана в ужасе разбегается. Человек, спасённый добрым Кешей, — тоже бездомный, которого зовут Витёк. В процессе знакомства бородатый дядька предлагает парню тяжёлую, но высокооплачиваемую работу — рубить камыш и вязать из него маты. Кеша не против подзаработать…
В этот же день ребята, конвоируемые злым мужчиной с внешностью закоренелого преступника, отправляются на юг СССР (предположительно в Среднюю Азию), где среди бескрайних степей их поджидает лагерь, в котором трудятся отщепенцы. Управляет нелегальной колонией бывший уголовник по прозвищу Сыра-Пыра (Валерий Кравченко). Общество этой колонии делится на две категории: «пастухи» и «бараны». Пастухам живётся хорошо, а вот баранам, к сожалению, не очень…
Попав за колючку, Кеша и Витёк сразу понимают, что «ад» находится всё-таки на Земле. Новоиспечённые бараны вкалывают как прокажённые от зари до заката, питаются какой-то бурдой, ночуют в грязном дырявом сарае, а немилосердные пастухи наказывают их плетьми за малейшую провинность. Зловещая жара и кровососущие насекомые только усугубляют положение. Всё время хочется пить, но воды дают мало и строго по расписанию, а в водоёмах она отравлена…
Фильм очень интересный. Сюжет оригинален, а финал совершенно непредсказуем. Вообще, фильмов про рабство на самом деле не так уж и много, поэтому каждый из них воспринимается как что-то такое необычное… Главные роли исполнили актёры, не известные широкой аудитории — Николай Стоцкий (Кеша) и Александр Буреев (Витёк). Это хорошо, потому что в картине с такой тематикой маститые актёры смотрелись бы не очень реалистично, и сама лента потеряла бы своё очарование и правдоподобие…
Фильм «Камышовый рай» поставлен… женщиной. Это, конечно, удивляет — оказывается, женщина тоже может быть режиссёром. Это во-первых. А во-вторых, «Камышовый рай» — чисто мужской фильм, и поэтому Елене Цыплаковой удалось совершить невозможное… Несколько слов нужно сказать и про совсем неизвестного актёра Ивана Аракелова, который сыграл барана по кличке Бомж-Бруевич. Роль удачная и, что интересно, не единственная. Спустя много лет он отметился в юмористическом проекте «Наша Russia», где изобразил пожилого усатого мужичка, работающего на труболитейном заводе…
P.S. Советские фильмы, снятые во время перестройки, обладают специфической энергетикой. В те времена вместе с Советским Союзом потихоньку разваливался и наш кинематограф. На волне разрухи отечественное кино, вырвавшись из оков ненавистной цензуры, вспыхнуло новым ярким огнём и в конце 90-х сгорело дотла. В приключенческой драме «Камышовый рай», как и в других подобных кинопроизведениях, нам показывают нелицеприятные реалии умирающей державы, которая, к счастью, в декабре 1991 года навсегда прекратила своё существование…
10 из 10
1 декабря 2019
Очень достойная работа Елены Цыплаковой, опирается на вечный сюжет о свободе воли и выбора, снятая в реалистичной и жестокой манере. Огромной количество людей разной степени таланта могут поучится у данной картины — как вообще стоит снимать кино с остро социальным подтекстом.
Фильм получил определенную долю известности у интернет аудитории, и стоит сказать откровенно — резко выделяется из череды посредственных фильмов конца жизни СССР.
Стоит отметить что Цыплакова намеренно вводит аллегоричность, невозможность освобождения, выхода из клетки. Или нужен лишь еще один рывок?
Стоит отметить и опасность темы, на которую замахнулась Цыплакова и сценаристы — многие окраинные республики баловались рабскими фермами, а говорить об этом даже в эпоху гласности — поступок.
Всем поклонникам поздне-советского кино.
8 из 10
20 марта 2018
Этот тяжёлый жестокий фильм снят на реальных событиях. В то время, пока советские республики дружно уживались под одним флагом, в юго-восточных регионах страны под защитой местных властей жил то ли концлагерь, то ли рабовладельческая плантация. Рабами становились бездомные, беглые зэки, одним словом — тунеядцы, за которых не заступалось государство, не искали близкие люди.
О рабстве или о подпольной советской мафии этот фильм? Нет, «Камышовый рай» — это фильм о человеческой воле, силе духа, смелости и защите своего достоинства. На примере разных героев он показывает, что один человек будет каждый день думать о свободе, откажется сечь несчастного товарища, а другой присоединится к унижающим. Все рабы разделены на «баранов» и «пастухов». Бараны терпят боль и унижения, подчиняются пастухам. А что же «пастухи»? С кнутом в руке они остаются бараны перед вышестоящими людьми. Стадо не принадлежит пастухам, они лишь выполняют свою работу, хозяева — это нечто иное. На примере баранов и пастухов показывается жизнь рабов, на примере рабов и хозяев можно увидеть связь народа и власти. Вполне возможно, что «Камышовый рай», вышедший перед развалом СССР, был неким призывом к народу на восстание.
Возможно, я покажусь привередливой, но быстрая смена событий не дала в полной мере проникнуться жестоким бытом рабов. Как-то быстро сменялись дни, сцены наказаний, побегов. Как бы то ни было, психология рабов показана отлично. Раб по кличке Огурец решает подчиниться, смерть хозяина он воспринимает как трагедию, потому что свобода — это неизвестность, отсутствие сытости, безопасности. Кеша, Профессор, Витёк не сдаются, они принимают попытку за попыткой в надежде убежать, сила духи и честь не позволяют Кеше и Витьку поднять кнут на своего товарища.
Концовка в фильме поразительна. Её трудно предугадать, трудно поверить в выбор Витька, но она типична для некоторых людей. В стаде есть еда, есть крыша над головой, есть иллюзия маленького рая…
В заключении хочется отметить потрясающую игру актёров, хороший сценарий и похвалить режиссёра Елену Цыплакову. А заодно костюмеров и людей, которые отвечали за декорации. Не часто увидишь на актёров настоящие лохмотья, а не сшитые наспех смешные тряпки, не часто их окружает настоящая грязь.
8 из 10
4 марта 2016
Отличный фильм конца 80-х — эпохи гласности, когда в кино разрешили говорить на темы, до того в Союзе запретные. Потрясающе то, что картина основана на реальных событиях в Казахстане, причём имевших место не в конце 80-х, а их начале, когда развалом ещё не пахло и, казалось бы, существование подобных подпольных лагерей было невозможно. Ан нет — получается, что очень даже возможно.
Удивительно, что столь жёсткий (и при этом приятно, что не чернушный) фильм сняла женщина. Это сейчас Елена Цыплакова докатилась до съёмок третьесортных сериалов типа Кармелиты, а тогда она дебютировала сильной социальной драмой, за что была отмечена на фестивале в Сан-Себастьяне как лучший новый режиссёр.
Интересно, что по ходу фильма главный герой понимает, что среднеазиатской мафией «партийных басмачей» контролируется и такой орган власти как милиция, но при этом уповает только на КГБ. Разве сейчас в подобной ситуации люди поверили бы в неподкупность ФСБ или СБУ? А тогда, получается, ещё верили.
В общем, рекомендую к просмотру как один из лучших отечественных фильмов конца 80-х, заслуживающий никак не меньше
8 из 10
20 июня 2012
Смотреть этот фильм рекомендую в обязательном порядке всем. В конце 80-х, в эпоху гласности, стало можно говорить о многих больных сторонах нашей действительности, на которые хотелось бы закрыть глаза, делая вид, что их нет. Потому в это время появилось столько глубоко социальных картин, с щемящей остротой вскрывающих язвы нашего общества.
Фильм «Камышовый рай» — один из шедевров этого жанра, с потрясающей точностью и правдивостью описывающий действительность. При том, что время действия — конец 80-х, место действия — казахстанские степи, своей актуальности картина не утратила и по сей день. И поэтому смотреть её надо, т. к. она открывает глаза на многое, ибо в том, что она изображает, мало что изменилось с тех пор. В аллегорической форме это картина нашего современного общества — российского, казахстанского да и, думаю, др. республик быв. Союза, где правят бал законы звериного капитализма.
Не так давно в новостях сообщали, что подобный реально действовавший концлагерь был обнаружен под Нижним Новгородом, причём зверства там были ещё пострашнее, чем в «камышовом раю». И наверняка он не единственный на просторах нашей Родины. Более того, фильм отражает саму суть практикуемых у нас трудовых отношений, причём необязательно работники должны быть бомжами и отбросами общества. Разделение «пастухи и бараны» — «начальство и простые люди» — «тварь дрожащая или право имею» — имеет гораздо более глобальный характер.
И в этом философская глубина фильма. Один из самых важных смысловых моментов фильма — слова, которые хозяин концлагеря в порыве откровенности говорит Кеше. Он считает себя человеком высшего порядка, а тех, кто на него работает — «тварями» (прямо по Достоевскому!), «ублюдками, от которых общество надо избавлять», и абсолютно уверен в полезности и моральности своего дела.
Ещё одна глубокая тема, затронутая в фильме — тема духовной свободы человека. И в этом отношении особенно философичен финал. Посмотрите — поймёте сами.
10 из 10
7 января 2010
Жара. Молодой бомж Кеша сидит на обломках старого поезда и попивает кефир. И вдруг он видит, как стая отморозков избивает на рельсах какого-то неопрятного гражданина. Кеша дует в свисток — и шпана в ужасе разбегается. Человек, спасённый добрым Кешей, — тоже бомж, которого зовут Витёк. В процессе знакомства бородатый дядька предлагает парню тяжёлую, но высокооплачиваемую работу — рубить камыш и вязать из него маты. Кеша не против подзаработать…
В этот же день ребята, конвоируемые злым мужчиной с внешностью закоренелого преступника, отправляются на юг СССР (предположительно в Среднюю Азию), где среди бескрайних степей их поджидает лагерь, в котором трудятся отбросы общества. Управляет нелегальной колонией бывший уголовник по прозвищу Сыра-Пыра (Валерий Кравченко). Общество этой колонии делится на две категории: «пастухи» и «бараны». Пастухам живётся хорошо, а вот баранам, к сожалению, не очень…
Попав за колючку, Кеша и Витёк сразу понимают, что ад находится всё-таки на Земле. Новоиспечённые бараны вкалывают как прокажённые от зари до заката, питаются какой-то бурдой, ночуют в грязном дырявом сарае, а немилосердные пастухи наказывают их плетьми за малейшую провинность. Зловещая жара и кровососущие насекомые только усугубляют положение. Всё время хочется пить, но воды дают мало и строго по расписанию, а в водоёмах она отравлена…
Фильм очень интересный. Сюжет оригинален, а финал совершенно непредсказуем. Вообще, фильмов про рабство на самом деле не так уж и много, поэтому каждый из них воспринимается как что-то такое необычное… Главные роли исполнили актёры, не известные широкой аудитории — Николай Стоцкий (Кеша) и Александр Буреев (Витёк). Это хорошо, потому что в картине с такой тематикой маститые актёры смотрелись бы не очень реалистично, и сама лента потеряла бы своё очарование и правдоподобие…
Фильм «Камышовый рай» поставлен… женщиной. Это, конечно, удивляет — оказывается, женщина тоже может быть режиссёром. Это во-первых. А во-вторых, «Камышовый рай» — чисто мужской фильм, и поэтому Елене Цыплаковой удалось совершить невозможное… Несколько слов нужно сказать и про совсем неизвестного актёра Ивана Аракелова, который сыграл барана по кличке Бомж-Бруевич. Роль удачная и, что интересно, не единственная. Спустя много лет он отметился в юмористическом проекте Наша Russia, где изобразил пожилого усатого мужичка, работающего на труболитейном заводе…
P.S. Советские фильмы, снятые во время перестройки, обладают специфической энергетикой. В те времена вместе с Советским Союзом потихоньку разваливался и наш кинематограф. На волне разрухи отечественное кино, вырвавшись из оков ненавистной цензуры, вспыхнуло новым ярким огнём и в конце 90-х сгорело дотла. В приключенческой драме «Камышовый рай», как и в других подобных кинопроизведениях, нам показывают нелицеприятные реалии умирающей державы, которая, к счастью, в августе 1991 года навсегда прекратила своё существование…
10 из 10
8 декабря 2009