Камышовый рай
7.2
7.3
1989, триллер, драма
СССР, 1 ч 33 мин
12+

В ролях: Виктор Поморцев, Иосиф Рыклин, Ион Аракелов, Владимир Зубенко, Виктор Гончаров
и другие
Молодой бродяга попадает в подпольный концлагерь, организованный среднеазиатской мафией. Жестокие условия ставят героя перед необходимостью принять мужественное решение…
Дополнительные данные
оригинальное название:

Камышовый рай

год: 1989
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Элизбар Караваев
композитор:
художник: Владимир Мурзин
жанры: триллер, драма
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 33 мин
Другие фильмы этих жанров
триллер, драма

Отзывы критиков о фильме «Камышовый рай», 1989

Бараны и камыши

Отличный образец так называемой перестроечной 'чернухи', когда стала модно показывать то, что нельзя было раньше. Интердевочка -про проституцию, Игла -про наркоманию, Беспредел -про тюрягу, Меня Зовут 'Арлекино' -про гопоту, Караул -про дедовщину, ну и вот Камышовый Рай -про бомжей. Проблема многих фильмов подобного рода была в том, что чернуха была сделана ради чернухи и я специально привел примеры действительно талантливо сделанных фильмов (за исключением 'Иглы', которую я просто ненавижу, при всей любви к Виктору Робертовичу). Остается ощущение, уж не знаю -правдивое или ложное, что некоторые люди все еще делали что-то от души в те времена, а не из коммерческих соображений.

Безрыбье в золотой полынье кончилось, святые 90-е стали поводом для анекдотов, все нормализовалось в среднем (не буду шутить про температуру в больнице), остались вот эти замечательные фильмы, которые я очень люблю рассматривать двояко -как с точки зрения отображения реальности, так и с художественной. Естественно, я не бомж и не проститутка чтоб оценить 'Камышовый Рай' или 'Интердевочку' по шкале аутентичности в процентах, тут можно только предполагать, а вот как кино... Почему забудут идиотский трэш 'Дезертир' 1990 года, несмотря на то, что там играет замечательный Чонишвили? Да потому что чернушность там сочетается с абсолютно рвотным сюжетом и общей примитивностью, там нет ничего такого, за что в принципе можно было фильм назвать хорошим. А вот в 'Камышовом Раю' есть.

Начать с персонажей. Каждый -крайне яркая, выпуклая личность, со своими индивидуальными особенностями, при этом все шикарно сыграны. Даже не самые значительные роли. Пересматривал фильм несколько раз и не увидел чтоб даже кто-то из групповки плохо играл! Тут заслуга как сценаристов, так и режиссерши (лапочка Елена Цыплакова) и актеров. Причем все малоизвестные, что добавляет аутентичности. Повторяю в стопиццотый раз и если надо еще миллиард раз скажу: если переживаешь за героев, значит авторы и актеры поработали на славу, здесь это есть и еще как. При этом персонажи не святые, о нет. В фильме великолепные жизненные диалоги, которые держат баланс между двумя крайностями: первая -это нереалистичные философские задвиги и нелепая заумь, когда слесарь разговаривает так, что Шопенгауэр бы офигел; и вторая, как противоположность -тупорылые бессмысленные базары ни о чем, характерные для реальной жизни, но для кино годные только в ограниченном количестве. Тут соблюден баланс: люди говорят как люди, но при этом прорываются действительно интересные мысли и идеи, которые ты потом даже вспоминаешь и задумываешься об оных (наивысший комплимент для произведения культуры -когда ты его обдумываешь). Сценарий при этом простой и немудреный - в данном случае это плюс, ибо все сосредотачивается на психологизме, идее, характерах.

Что еще понравилось: нет ярко выраженного упивания страданиями. То есть чернушность фильма по сути лишь в том что затронута нехарактерная для советского кино тема наличия бичей (а также их незаконная эксплуатация, что ВЕРОЯТНО имело место быть -фильм основан на истории в стиле 'знакомый знакомого троюродной прабабушки рассказал моему четвероюродному брату, а тот через говорящего попугая поведал его мне'), но эта история выглядит вполне реалистичной и обоснованной. Единственный...не то что минус, но, скажем так, примета времени: демонстрация обнаженной женской груди, причем не в тему вообще, вот как будто стало можно - ну впихнем просто 'шоб було'.

А так - маст хэв. Отличная актерская игра, интересные мысли, хорошая и правдоподобная атмосфера, наличие 'жизненной правды', но без гипертрофированной чернушности.

4 июня 2022

Жара. Бездомный молодой человек по имени Кеша сидит на обломках старого поезда и попивает молоко. И вдруг он видит, как стая хулиганов избивает на рельсах какого-то неопрятного гражданина. Кеша дует в свисток — и шпана в ужасе разбегается. Человек, спасённый добрым Кешей, — тоже бездомный, которого зовут Витёк. В процессе знакомства бородатый дядька предлагает парню тяжёлую, но высокооплачиваемую работу — рубить камыш и вязать из него маты. Кеша не против подзаработать…

В этот же день ребята, конвоируемые злым мужчиной с внешностью закоренелого преступника, отправляются на юг СССР (предположительно в Среднюю Азию), где среди бескрайних степей их поджидает лагерь, в котором трудятся отщепенцы. Управляет нелегальной колонией бывший уголовник по прозвищу Сыра-Пыра (Валерий Кравченко). Общество этой колонии делится на две категории: «пастухи» и «бараны». Пастухам живётся хорошо, а вот баранам, к сожалению, не очень…

Попав за колючку, Кеша и Витёк сразу понимают, что «ад» находится всё-таки на Земле. Новоиспечённые бараны вкалывают как прокажённые от зари до заката, питаются какой-то бурдой, ночуют в грязном дырявом сарае, а немилосердные пастухи наказывают их плетьми за малейшую провинность. Зловещая жара и кровососущие насекомые только усугубляют положение. Всё время хочется пить, но воды дают мало и строго по расписанию, а в водоёмах она отравлена…

Фильм очень интересный. Сюжет оригинален, а финал совершенно непредсказуем. Вообще, фильмов про рабство на самом деле не так уж и много, поэтому каждый из них воспринимается как что-то такое необычное… Главные роли исполнили актёры, не известные широкой аудитории — Николай Стоцкий (Кеша) и Александр Буреев (Витёк). Это хорошо, потому что в картине с такой тематикой маститые актёры смотрелись бы не очень реалистично, и сама лента потеряла бы своё очарование и правдоподобие…

Фильм «Камышовый рай» поставлен… женщиной. Это, конечно, удивляет — оказывается, женщина тоже может быть режиссёром. Это во-первых. А во-вторых, «Камышовый рай» — чисто мужской фильм, и поэтому Елене Цыплаковой удалось совершить невозможное… Несколько слов нужно сказать и про совсем неизвестного актёра Ивана Аракелова, который сыграл барана по кличке Бомж-Бруевич. Роль удачная и, что интересно, не единственная. Спустя много лет он отметился в юмористическом проекте «Наша Russia», где изобразил пожилого усатого мужичка, работающего на труболитейном заводе…

P.S. Советские фильмы, снятые во время перестройки, обладают специфической энергетикой. В те времена вместе с Советским Союзом потихоньку разваливался и наш кинематограф. На волне разрухи отечественное кино, вырвавшись из оков ненавистной цензуры, вспыхнуло новым ярким огнём и в конце 90-х сгорело дотла. В приключенческой драме «Камышовый рай», как и в других подобных кинопроизведениях, нам показывают нелицеприятные реалии умирающей державы, которая, к счастью, в декабре 1991 года навсегда прекратила своё существование…

10 из 10

1 декабря 2019

Заработать хочешь?

Очень достойная работа Елены Цыплаковой, опирается на вечный сюжет о свободе воли и выбора, снятая в реалистичной и жестокой манере. Огромной количество людей разной степени таланта могут поучится у данной картины — как вообще стоит снимать кино с остро социальным подтекстом.

Фильм получил определенную долю известности у интернет аудитории, и стоит сказать откровенно — резко выделяется из череды посредственных фильмов конца жизни СССР.

Стоит отметить что Цыплакова намеренно вводит аллегоричность, невозможность освобождения, выхода из клетки. Или нужен лишь еще один рывок?

Стоит отметить и опасность темы, на которую замахнулась Цыплакова и сценаристы — многие окраинные республики баловались рабскими фермами, а говорить об этом даже в эпоху гласности — поступок.

Всем поклонникам поздне-советского кино.

8 из 10

20 марта 2018

Я не баран!

Этот тяжёлый жестокий фильм снят на реальных событиях. В то время, пока советские республики дружно уживались под одним флагом, в юго-восточных регионах страны под защитой местных властей жил то ли концлагерь, то ли рабовладельческая плантация. Рабами становились бездомные, беглые зэки, одним словом — тунеядцы, за которых не заступалось государство, не искали близкие люди.

О рабстве или о подпольной советской мафии этот фильм? Нет, «Камышовый рай» — это фильм о человеческой воле, силе духа, смелости и защите своего достоинства. На примере разных героев он показывает, что один человек будет каждый день думать о свободе, откажется сечь несчастного товарища, а другой присоединится к унижающим. Все рабы разделены на «баранов» и «пастухов». Бараны терпят боль и унижения, подчиняются пастухам. А что же «пастухи»? С кнутом в руке они остаются бараны перед вышестоящими людьми. Стадо не принадлежит пастухам, они лишь выполняют свою работу, хозяева — это нечто иное. На примере баранов и пастухов показывается жизнь рабов, на примере рабов и хозяев можно увидеть связь народа и власти. Вполне возможно, что «Камышовый рай», вышедший перед развалом СССР, был неким призывом к народу на восстание.

Возможно, я покажусь привередливой, но быстрая смена событий не дала в полной мере проникнуться жестоким бытом рабов. Как-то быстро сменялись дни, сцены наказаний, побегов. Как бы то ни было, психология рабов показана отлично. Раб по кличке Огурец решает подчиниться, смерть хозяина он воспринимает как трагедию, потому что свобода — это неизвестность, отсутствие сытости, безопасности. Кеша, Профессор, Витёк не сдаются, они принимают попытку за попыткой в надежде убежать, сила духи и честь не позволяют Кеше и Витьку поднять кнут на своего товарища.

Концовка в фильме поразительна. Её трудно предугадать, трудно поверить в выбор Витька, но она типична для некоторых людей. В стаде есть еда, есть крыша над головой, есть иллюзия маленького рая…

В заключении хочется отметить потрясающую игру актёров, хороший сценарий и похвалить режиссёра Елену Цыплакову. А заодно костюмеров и людей, которые отвечали за декорации. Не часто увидишь на актёров настоящие лохмотья, а не сшитые наспех смешные тряпки, не часто их окружает настоящая грязь.

8 из 10

4 марта 2016

Жестокие реалии

Отличный фильм конца 80-х — эпохи гласности, когда в кино разрешили говорить на темы, до того в Союзе запретные. Потрясающе то, что картина основана на реальных событиях в Казахстане, причём имевших место не в конце 80-х, а их начале, когда развалом ещё не пахло и, казалось бы, существование подобных подпольных лагерей было невозможно. Ан нет — получается, что очень даже возможно.

Удивительно, что столь жёсткий (и при этом приятно, что не чернушный) фильм сняла женщина. Это сейчас Елена Цыплакова докатилась до съёмок третьесортных сериалов типа Кармелиты, а тогда она дебютировала сильной социальной драмой, за что была отмечена на фестивале в Сан-Себастьяне как лучший новый режиссёр.

Интересно, что по ходу фильма главный герой понимает, что среднеазиатской мафией «партийных басмачей» контролируется и такой орган власти как милиция, но при этом уповает только на КГБ. Разве сейчас в подобной ситуации люди поверили бы в неподкупность ФСБ или СБУ? А тогда, получается, ещё верили.

В общем, рекомендую к просмотру как один из лучших отечественных фильмов конца 80-х, заслуживающий никак не меньше

8 из 10

20 июня 2012

Смотреть этот фильм рекомендую в обязательном порядке всем. В конце 80-х, в эпоху гласности, стало можно говорить о многих больных сторонах нашей действительности, на которые хотелось бы закрыть глаза, делая вид, что их нет. Потому в это время появилось столько глубоко социальных картин, с щемящей остротой вскрывающих язвы нашего общества.

Фильм «Камышовый рай» — один из шедевров этого жанра, с потрясающей точностью и правдивостью описывающий действительность. При том, что время действия — конец 80-х, место действия — казахстанские степи, своей актуальности картина не утратила и по сей день. И поэтому смотреть её надо, т. к. она открывает глаза на многое, ибо в том, что она изображает, мало что изменилось с тех пор. В аллегорической форме это картина нашего современного общества — российского, казахстанского да и, думаю, др. республик быв. Союза, где правят бал законы звериного капитализма.

Не так давно в новостях сообщали, что подобный реально действовавший концлагерь был обнаружен под Нижним Новгородом, причём зверства там были ещё пострашнее, чем в «камышовом раю». И наверняка он не единственный на просторах нашей Родины. Более того, фильм отражает саму суть практикуемых у нас трудовых отношений, причём необязательно работники должны быть бомжами и отбросами общества. Разделение «пастухи и бараны» — «начальство и простые люди» — «тварь дрожащая или право имею» — имеет гораздо более глобальный характер.

И в этом философская глубина фильма. Один из самых важных смысловых моментов фильма — слова, которые хозяин концлагеря в порыве откровенности говорит Кеше. Он считает себя человеком высшего порядка, а тех, кто на него работает — «тварями» (прямо по Достоевскому!), «ублюдками, от которых общество надо избавлять», и абсолютно уверен в полезности и моральности своего дела.

Ещё одна глубокая тема, затронутая в фильме — тема духовной свободы человека. И в этом отношении особенно философичен финал. Посмотрите — поймёте сами.

10 из 10

7 января 2010

Жара. Молодой бомж Кеша сидит на обломках старого поезда и попивает кефир. И вдруг он видит, как стая отморозков избивает на рельсах какого-то неопрятного гражданина. Кеша дует в свисток — и шпана в ужасе разбегается. Человек, спасённый добрым Кешей, — тоже бомж, которого зовут Витёк. В процессе знакомства бородатый дядька предлагает парню тяжёлую, но высокооплачиваемую работу — рубить камыш и вязать из него маты. Кеша не против подзаработать…

В этот же день ребята, конвоируемые злым мужчиной с внешностью закоренелого преступника, отправляются на юг СССР (предположительно в Среднюю Азию), где среди бескрайних степей их поджидает лагерь, в котором трудятся отбросы общества. Управляет нелегальной колонией бывший уголовник по прозвищу Сыра-Пыра (Валерий Кравченко). Общество этой колонии делится на две категории: «пастухи» и «бараны». Пастухам живётся хорошо, а вот баранам, к сожалению, не очень…

Попав за колючку, Кеша и Витёк сразу понимают, что ад находится всё-таки на Земле. Новоиспечённые бараны вкалывают как прокажённые от зари до заката, питаются какой-то бурдой, ночуют в грязном дырявом сарае, а немилосердные пастухи наказывают их плетьми за малейшую провинность. Зловещая жара и кровососущие насекомые только усугубляют положение. Всё время хочется пить, но воды дают мало и строго по расписанию, а в водоёмах она отравлена…

Фильм очень интересный. Сюжет оригинален, а финал совершенно непредсказуем. Вообще, фильмов про рабство на самом деле не так уж и много, поэтому каждый из них воспринимается как что-то такое необычное… Главные роли исполнили актёры, не известные широкой аудитории — Николай Стоцкий (Кеша) и Александр Буреев (Витёк). Это хорошо, потому что в картине с такой тематикой маститые актёры смотрелись бы не очень реалистично, и сама лента потеряла бы своё очарование и правдоподобие…

Фильм «Камышовый рай» поставлен… женщиной. Это, конечно, удивляет — оказывается, женщина тоже может быть режиссёром. Это во-первых. А во-вторых, «Камышовый рай» — чисто мужской фильм, и поэтому Елене Цыплаковой удалось совершить невозможное… Несколько слов нужно сказать и про совсем неизвестного актёра Ивана Аракелова, который сыграл барана по кличке Бомж-Бруевич. Роль удачная и, что интересно, не единственная. Спустя много лет он отметился в юмористическом проекте Наша Russia, где изобразил пожилого усатого мужичка, работающего на труболитейном заводе…

P.S. Советские фильмы, снятые во время перестройки, обладают специфической энергетикой. В те времена вместе с Советским Союзом потихоньку разваливался и наш кинематограф. На волне разрухи отечественное кино, вырвавшись из оков ненавистной цензуры, вспыхнуло новым ярким огнём и в конце 90-х сгорело дотла. В приключенческой драме «Камышовый рай», как и в других подобных кинопроизведениях, нам показывают нелицеприятные реалии умирающей державы, которая, к счастью, в августе 1991 года навсегда прекратила своё существование…

10 из 10

8 декабря 2009

Триллер Камышовый рай появился на телеэкранах в далеком 1989 году, его режиссером является Елена Цыплакова. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Виктор Поморцев, Иосиф Рыклин, Ион Аракелов, Владимир Зубенко, Виктор Гончаров, Жанас Искаков, Владимир Князев, Игорь Шаповалов, Альфред Камелевский, Владимир Виноградов, Леонид Громов, Анатолий Бочаров, Владимир Тюкин, Александр Трофимов, Владимир Матвеев.

Страна производства - СССР. Камышовый рай — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.