Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.5 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Гарем Степана Гуслякова |
год: | 1989 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Алишер Хамдамов |
сценаристы: | Галина Юдина, Борис Лапин |
продюсер: | Максим Смагулов |
видеооператор: | Федор Аранышев |
композитор: | Владислав Шуть |
художник: | Александр Сухих |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 39 мин |
Не так часто встретишь фильм, в котором гармонично сочетаются две вещи: режиссёр, с пиететом относящийся к действительно хорошей литературе, и само произведение, по которому фильм снят. Алишер Хамдамов почти неизвестен широкому кругу кинолюбителей, потому что снял пока не так много, но всё, к чему он прикасался — это «штучный товар». Как и рассказ Б. Ф. Лапина «Клавдюшка», по которому снят фильм «Гарем Степана Гуслякова».
Я давно знаком с творчеством Бориса Лапина, но знаком был до сегодняшнего просмотра «однобоко» — исключительно с его фантастическими произведениями, которые мне нравились самобытностью и неординарностью. (Достаточно вспомнить повесть «Первая звёздная» 1973г. (другое название — «Первый шаг»), рассказывающая о полёте в космос «звёздного ковчега».) Сегодня я открыл для себя реалистическую прозу талантливого писателя, и этому открытию чрезвычайно рад.
На протяжении фильма мои личные внутренние симпатии к персонажам претерпели радикальные изменения. Если в начале фильма Степан Гусляков (В. Литвинов) вызывает сочувствие, то в финале гамма чувств совершенно иная, и сострадания в этом перечне нет.
Клавдия Гуслякова (О. Богачёва) персонаж, на первый взгляд, самый беззащитный, потому что пережить столько за неполный год — не пожелаешь и злейшему врагу. Она таковой и выглядит. Все её метания — и чисто физические (бег в растрёпанном виде по снегу) и возвышенно-духовные (обращение к Богу то с молитвой, то с проклятием) — заставляют зрителя искренне сопереживать ей.
Образ Мариши (Е. Демидова) запоминается сразу, хотя первая сцена с её участием вроде как не в её пользу. Но потом, кадр за кадром, режиссёр раскрывает характер девушки. А. Хамдамов делает это не только визуальными средствами, но и вербально — методом воспоминаний. И вот здесь Мариша открывается с совершенно новой стороны. Я бы сказал — сказочной, потому что она, как и любая девочка-девушка в её возрасте, восторженно верит в сказку, верит в принца, верит в Алые паруса…
Во время всего просмотра я всё гадал: чем же всё закончится. В какие-то моменты казалось, что страшной драмы не избежать, в какие-то, — что всё закончится трагикомедией. Но Алишер Хамдамов — тонко чувствующий режиссёр, поэтому и концовка такая, что хочется посмотреть этот фильм вновь, потому что картины этого режиссёра отличаются тонким внутренним психологизмом и редкой душевной наполненностью.
P.S. Указанный в статье сценарист — это Борис Матвеевич Лапин — русский советский поэт, прозаик (1905—1941гг). После путешествия по Монголии он написал два киносценария для фильмов «Сын Монголии» и «Его зовут Сухэ-Батор».
Автор «Клавдюшки» — Борис Фёдорович Лапин — русский советский писатель, киносценарист, редактор, член Союза писателей СССР (1934—2005гг.).
9 из 10
18 ноября 2013