Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Бейбарс |
год: | 1989 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Булат Мансуров |
сценаристы: | Булат Мансуров, Морис Симашко |
видеооператоры: | Николай Васильков, Бек Бахтыбеков |
композитор: | Александр Луначарский |
художники: | Михаил Колбасовский, Рустем Одинаев, Галим Маданов |
монтаж: | Надежда Аникеева, Светлана Ниязова |
жанры: | драма, история |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 43 мин |
… Я хорошо помню роман Мориса Симашко (свою настоящую фамилию Шамис писатель прочёл наоборот и добавил пару букв), который, уважительно и довольно близко к содержанию, экранизировал казахский режиссёр (картину произвёл на свет ещё советский «Казахфильм», и это его большая творческая удача!) Булат Мансуров. Этот роман, написанный в 1966-м году, пользовался в СССР в 60-х — 70-х годах прошлого века большой популярностью. Но известен он советским читателям, в том числе и мне, был под «ником» «Мамлюк» (что интересно, в Интернете романа с таким названием я не нашёл!). Вероятно, чисто специфическое, оригинальное название произведения «Емшан» «неказахам» ни о чём не говорило. А вот сам фильм, да не один (о чём ниже) меня сподвиг найти в анналах Рунета мой здешний друг, молодой казах, учащийся «на киношника», настоящий патриот своей Родины и её кинематографа, за что я ему очень благодарен! Ну а дальше- о самой картине, в полюбившейся мне ёмкой, тезисной манере.
… Поскольку синопсис на странице фильма довольно бедный, коротко остановлюсь на событиях и фактах. XIII век. Орды монголов вторглись в пределы кипчакских степей (насколько знаю, на прародину современных казахов), сея смерть и разрушение. Один «важный» монгол случайно подобрал малыша, как оказалось, знатного рода (на шее- золотой медальон с волчьей головой). Вскоре мальчик оказался в семье богатейшего византийского купца. И поскольку он сразу проявил свой норов, «усмиряя» сидевшего в клетке барса (а тот ему как бы и не противился), его и назвали Бейбарс. А дальше его, пока что раба, по мере исторических событий, роста, взросления и мужания, ждали такие суровые испытания и такой поразительный, как бы сейчас сказали, «карьерный рост», что… не оторваться от экрана! Но, самое главное- это всё не выдумка! Султан страны Миср (то есть покорённого мусульманами Египта) Бейбарс- реальное историческое лицо, как пишут в энциклопедиях, «выдающийся политический деятель и полководец» своей эпохи, чьё влияние (и власть!) простирались и на Европу, и на добрую половину Азии. Вместе с тем и писатель, и создатели картины «во первых кадрах» подчёркивают, что полной и правдивой биографии Бейбарса не существует, а те, что есть, «опровергают друг друга». Поэтому нам предлагается нечто усреднённое, дополненное «авторским видением» темы. И правильно! Это ведь не «научно-документальное», а именно «художественное». Кстати, существует ещё некий недавний иностранный сериал «Бейбарс» (30 серий). Интересно бы его посмотреть для сравнения…
… Среди множества житейских перипетий нашего героя Бейбарса особенно хочется остановиться на теме крестовых походов. Крестоносцы (истинного креста на них не было!) по пути в Святую землю разграбили и сожгли христианский, пусть и православный, Константинополь. А потом римский папа вообще отправил в поход… детей, невинные души, под водительством псевдосвятого… И чем кончилось? Наши радетели католической веры, встретившись с «коллегами»-госпитальерами, задумали… продать детишек в рабство, со всеми их деревянными крестами, которые они тащили с самой Европы… О какой истинной Вере в Бога, о каком христианстве тут можно говорить! Я ненавистник и враг католицизма, религии (опиум для народа), которая, в свою очередь, являлась и является врагом мирового прогресса и гуманизма и которую давно пора осудить Международным Гаагским трибуналом за многовековые преступления против человечности. Фильм «Бейбарс»- ярчайшее, художественное обвинение католической церкви во многих её грехах. Жаль только, что к «делу» его нельзя подшить…
… Кстати о религии. С католиками и православными византийцами (о, им тоже досталось, и за дело!) тут всё понятно. А с «правоверными» мусульманами- ничего! По ходу действия создаётся впечатление, что страна Миср, куда попал Бейбарс со товарищи- какое-то непонятное, светское государство, где мамлюков не обращают в мусульманство (что не помешало одному из них, Бейбарсу, сделаться султаном правоверных!!!), где ставший султаном бывший начальник Острова мамлюков хлещет вино, что запрещено Кораном, где жители не произносят молитвы Аллаху, и за весь фильм Его имя звучит… всего раз пять… Странная какая-то страна… Что-то здесь не так…
… Ярко подчёркнуты и оправданны действием глубинные, психологические наблюдения-выводы Бейбарса, которые можно выразить так: «кто смотрит тебе в глаза- воистину крут, открыт, но и наиболее опасен»; «монголы- великие и опасные воины, потому что идут прямо, зная свою цель». Очень «стреляет» многократно и смыслово повторяющийся как бы рефрен (с вариациями): «Вам, слабым, в этом качающемся мире, нужна опора… и т. д.» А вот совершенно «не стреляет», а просто достаёт упоминавшийся здесь доступный и «модный» тогда спецэффект с «размножением» снятой картинки на весь экран (от 6 до 16 «картинок; меня самого так «размножали» в том же 1989 году на съёмках для Ленинградского ТВ). Ну, 3, ну 5 раз, но не 15 же! Перебор!
… Хороши актёры, и казахские, и «советские звёзды- Леонид Куравлёв, Борис Хмельницкий (ну, там сами развейте тему). Достойна похвалы и работа композитора Александра Луначарского (уж не родственник ли знаменитого наркома просвещения?). Его сквозная казахская вокальная тема волнует и запоминается.
… Наша двухсерийка «Бейбарс», оказывается, вскоре получила продолжение (сиквел?) под названием «Султан Бейбарс». Я её уже посмотрел (что и вам советую), и потому перехожу на страницу этого фильма (вскоре последует и рецензия). Не взирая на «ляпы» и «спецдефекты», ставлю «Бейбарсу» от себя 7+, а официально-
7 из 10
1 июля 2014
Странно, что никто не отписался. Видимо — многих сбивала не очень качественная картинка, куча кино-ляпов (море разливанное — то рыцарь на крупном плане с усами, то без усов), актёры играющие по три роли разом, специфичный монтаж и странные эффекты, когда из за нехватки массовки кадр составляется из 6-ти идентичных картинок — этот приём там очень ходовой. Ну и наверное — не все могут оценить суть картины. Это как «17 мгновений весны» — подросткам не понять, хотя и для них там хватало кадров — одни только поединки Бейбарса — чего стоят.
Вкупе с потрясающей игрой хороших актёров, картина впечатляет замечательным рассказом о природе власти на всех её уровнях — от лидера класса и пахана на нарах, до командующего армии и правителя страны. В общем — очень советую.
13 мая 2014