Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ад, или Досье на самого себя |
год: | 1989 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Геннадий Беглов |
сценарий: | Геннадий Беглов |
видеооператор: | Константин Рыжов |
композитор: | Борис Грабовский |
художник: | Юрий Пашигорев |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 23 мин |
Краткая предыстория: Одним из самых трагических и спорных эпизодов в нашей истории являются – сталинские репрессии (1930-50-ые гг.). Период этот ещё более неоднозначный, чем Октябрьская революция, Распад СССР и правление Николая II. Сколько людей пострадало от репрессий до сих пор точно не установлено. Проблема в том, что репрессии всегда были табуированной темой. Даже в период «Оттепели» и «Застоя», когда был ликвидирован ГУЛАГ, а большая часть тех, кто сидел, амнистированы и реабилитированы, всё равно большинство дел были засекречены. Это привело к тому, что данная тема стала обрастать народными слухами и домыслами.
И вот когда наступила Перестройка и цензура спала, советские режиссёры накинулись на эту неисследованную тему. Проблема в том, что это совпало с ухудшением социально-экономической ситуации в стране; национальными конфликтами и общем разочарованием в социалистической идеи. Это привело к тому, что фильмы на данную тему вылились в откровенную «чернуху» с антисоветскими призывами (Людоед, Покаяние; Хрусталёв, машину; Чекист, Сделано в СССР). Нет, были, конечно, и нормальные образцы (Холодное лето 53-ого), но это скорее было исключением.
И когда я узнал про фильм с шикарным названием «Ад или досье на себя», я хорошего не ожидал. Однако, посмотрев его, могу сказать, что в своём жанре фильме неплох. Этот фильм можно назвать полноценной советской чернухой.
Фильм, который идет, кстати, два с половиной часа, происходит в 1948-1953гг. и рассказывает нам о молодом юноше Викторе, который имел несчастье, влюбится в дочку отставного НКВДшника и за это расплачивается 10 годами в ГУЛАГе. Теперь бедному юноше предстоит испытать на себе прелесть сталинских лагерей.
На самом деле это единственная нить сюжета. В остальном фильм представляет из себя скорее отдельные истории, через которые проносится судьба и остальных зеков. Кто-то, оказавшись на зоне всё равно продолжает хвалить Сталина; кто-то смирился со своей судьбой; кто-то нет. Нам подробно показывают и тюремную иерархию и произвол некоторых охранников. Режиссёр фильма, Геннадий Беглов сам прошёл концлагеря и потому наверняка много имел воспоминания и впечатлений.
Впрочем, золото данного фильма - это харизматичный зек Женька, который выдаёт себя за сына маршала Рокоссовского. Это пример реально крутого персонажа. Он прирождённый лидер, дерзит надзирателям, воодушевляет главного героя и говорит таким классным голосом с хрипотцой, что я сначала решил что его играет Владимир Высоцкий, пока не понял, что фильм снят через 9 лет после его смерти и что Высоцкий вряд ли согласился бы в таком играть. «Рокоссовского» играет некий Владимир Кнат и надо отдать должное за его смелость. В фильме же есть сцена, когда его персонаж раздевается полностью и светит членом в кадр. Ох уж эта Перестройка, когда разрешалось показывать обнажёнку без цензуры!
При всём этом назвать фильм стильный или сказать, что он для всех нельзя. Фильм снят в очень тёмном разрешении и с размытым экраном; ну и разумеется помимо обнажёнки нас ждут мат, бухло, избиения, брызжущая кровь и прочие прелести перестроечного кино. Ну и вдобавок из-за того. что в фильме по сути нет единой сюжетной линии, он немного скучный и к середине уже надоедает.
Вывод: Поставить этому фильму зелёную рецензию не могу, потому что фильм явно не этого формата. Да, он хорошая чернуха, но всё-таки чернуха. Стоит признать, что этот фильм добротно передал атмосферу сталинский репрессий и сумел (в отличие, например от Людоеда) не опустится до огульноохаивания всей советской системы. Просто он показывает жизнь людей в то время, не очень хорошим способом.
7 из 10
12 августа 2022
За свою карьеру Геннадий Беглов успел поработать в качестве второго режиссёра с признанными мастерами отечественного кино Глебом Панфиловым и Виктором Трегубовичем. Он даже сыграл в панфиловском «Начале» маленькую, но заметную роль Виталия Алексеевича Одинокова. Однако снять собственный дебютный полный метр режиссер смог лишь разменяв пятый десяток.
В 1988 году автобиографическую повесть Беглова «Досье на самого себя» опубликовали в популярнейшем литературном журнале «Нева». Произведение рассказывало о тяжелой жизни заключенного в сталинском исправительно-трудовом лагере. Очень мрачная и жесткая работа Беглова, в годы перестройки, вызвала противоречивые мнения у литературных критиков, но была хорошо встречена рядовыми читателями.
Осознавая большой потенциал произведения, автор решился сам экранизировать собственное детище. Вопрос упирался в деньги. Ленфильм отказался финансировать своего работника. Тогда, упрямый режиссер, при помощи одной популярной советской телепередачи, обратился к телезрителям с просьбой поддержать финансами его проект. Через некоторое время некая сумма была собрана. Это были явно не большие деньги, но с их помощь Беглов смог создать свою первую картину.
Сделанный кровью и потом фильм провалился в прокате. Скандальную ленту практически нигде не показывали. Два сеанса в двух кинотеатрах, а также участие в программе небольших кинофестивалей — такая судьба была уготована многим фильмам того времени.
Между тем, «Ад, или досье на самого себя» это крайне любопытная работа. Автор создал захватывающий фильм минимальными средствами. Мрачная, чернушная атмосфера кино конца восьмидесятых и незамедлительное развитие событий ленты сильно шокируют зрителя. Напряжение, созданное экспрессивной манерой повествования и продуманным сюжетом, заставляет закрыть глаза на очевидные минусы ленты — слабую операторскую работу и дешевизну декораций.
Беглов, видимо из экономии, не работал со звездными актерами, есть, конечно, в фильме Юрий Беляев в роли политрука, но по сути это было единственное знакомое зрителю лицо. А вот для Александра Лыкова и Дмитрия Комова лента «Ад, или досье на самого себя» была первой работой на большом экране. Геннадий Беглов не прогадал, выбрав для своего фильма неопытных молодых артистов, так как они смогли хорошо вжиться в образ своих персонажей.
Богатый опыт второго режиссёра, помог автору снять фильм в сжатые сроки и с минимальной потерей пленки (а значит и минимальной потерей денег). Благодаря хорошему сценарию и отлично проведенному кастингу лента, не смотря на её продолжительность, смотрится на одном дыхании. Данный фильм доказывает своим существованием, что неплохое кино можно снять и за копейки. Осмелюсь предположить, что экранизируй Беглов свою повесть за большие деньги и со звёздным составом, лента вполне могла потерять свое очарование и получиться в разы хуже. Хотя, в таких обстоятельствах, ее наверно точно бы показали на всех экранах страны.
13 августа 2013