Рейтинг фильма | |
IMDb | 4.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Вкус страха |
английское название: |
Pathos - Segreta inquietudine |
год: | 1988 |
страна: |
Италия
|
режиссер: | Piccio Raffanini |
сценаристы: | Piccio Raffanini, Jacques Goyard, Лидия Равера |
продюсер: | Jacques Goyard |
видеооператор: | Романо Альбани |
композитор: | Gabriele Ducros |
художники: | Паоло Бьяджетти, Вера Коссолино |
монтаж: | Марио Морра |
жанры: | ужасы, фантастика, триллер, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 декабря 1988 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 29 мин |
Писать о том, что во второй половине 80-х годов прошлого века джалло в Италии переживал не лучшие времена — значит работать «Капитаном Очевидностью». Но из песни слова не выкинешь — все лучшее в этом жанре было уже снято, все возможные сюжеты выбраны, интригу зритель знал наперед лучше сценаристов… В-общем, тому, кто несмотря ни на что все-таки брался за триллер по-итальянски в это неблагодарное время оставалось разве что педалировать его эротическую составляющую, как это сделал, например, Ламберто Бава в «Фотографии Джойи», либо акцентировать внимание на визуальном ряде и операторских экзерсисах, подобно Энцо Милиони в «Кровавой луне». Без особого, в большинстве случаев, успеха.
Тем не менее, смельчаки, пытающиеся вдохнуть жизнь в умирающее на глазах национальное достояние, не переводились. Одним из них стал режиссер-дебютант Пиччо Раффанини, решивший, что если по отдельности новации в джалло работают как-то не очень бодро, то, возможно, будучи смешаны в один коктейль, придутся капризному зрителю по вкусу. И смешал в своем шейкере огненный коктейль из эротики с лесбийско-садомазохистским привкусом и футуристических локаций ближайшего будущего с фантастическими IT-технологиями (ну, по крайней мере, как они виделись из 80-х), плазменными пистолетами и автомобилями безумного с точки зрения здравого смысла дизайна.
Но, поскольку денег на достижения человеческой мысли ближайших пары десятков лет никто начинающему автору не дал, то мир будущего выглядит у Раффанини сделанным руками умельцев из соседнего кружка «юных техников», вызывая у тех, кто в этом самом «ближайшем будущем» живет лишь ироническую улыбку. Хотя, если отвлечься от забавных «предсказаний», то надо сказать, что перенесение действия вперед по шкале времени позволило режиссеру и оператору создать довольно стильную картинку, в которую весьма эффектно вписаны многочисленные эротические сцены. Выглядят они при этом вовсе не так откровенно, как можно было бы предположить, зато красиво и нестандартно.
А вот с сюжетом дело обстоит хуже. Дело даже не в том, что он абсолютно типичен для джалло — он как-то обреченно типичен. При всей футуристичности картинки, при «клиповой» операторской работе, при изысканном эротизме «Вкус страха» словно утверждает: «Чтобы вы, ребята, ни придумывали, куда бы ни кидались, а уйти от убийцы с ножом в черных перчатках перерезающего горло беззащитной жертве, никуда не сможете». Это есть альфа и омега жанра, которая позволила ему стремительно взойти на вершину и которая его этими самыми перчатками же и убила.
Все остальное — всего лишь вариации. Суть же, квинтэссенция — перчатки, горло, нож. А бластеры — это просто забавный реквизит. Равно как и садомазохистский антураж съемочного павильона, в котором работает главная героиня фильма Дайана. Она — фотохудожник, специализирующийся на эротической фотографии. Ее модели — экзотические красавицы, в которых Дайана влюбляется все время как в первый раз, не будучи в силах ничего с собой поделать, не замечая за своей спиной ни ревности, ни соперничества. До тех пор не замечая, пока ее партнерши, любовницы, объекты воплощенного в человеческом теле вдохновения — не начинают умирать. Связанными… С перерезанным горлом. А в адрес Дайаны приходят видеопослания со сценами убийств, сопровождаемые запиской: «Той, кого люблю».
Появившийся на сцене лейтенант полиции Арнольд так и останется бесполезным статистом со своим никому не нужным расследованием. В джалло ведь не принято, чтобы убийцу находила полиция. Равно как и перебираемые одна за другой кандидатуры в потенциальные преступники: увлеченный садистскими фантазиями ассистент Дайаны; ее секретарша, влюбленная в своего босса; фотомодели и т. д. и т. п. Все ведь выяснится само собой в кульминации. И нельзя сказать, что убийца окажется трудновычислим для тех, кто знаком с законами жанра. Раффанини настолько точно следует правилам джалло, что маньяк определяется если не с первого, то со второго раза. И только и остается, что смотреть на все те же эффектные (и совсем не пошлые при этом) эротические коллажи. Врезающиеся в них словно заимствованные из полуподпольного псевдо-снаффа сцены убийств настолько диссонируют с основным видеорядом, что их хочется из него немедленно вырезать.
Впрочем, режиссер, похоже, это понимал и сам, старательно избегая акцента на этих эпизодах, словно бы руководствуясь правилом «необходимой достаточности»: то есть и жаждущим крови фэнам трэша угодить, и общую картину не испортить. И вполне в этом преуспел. А вот во всем остальном… Да, «Вкус страха» оказался очень оригинальным джалло. Возможно, даже одним из самых оригинальных в истории жанра. К сожалению, этим его достоинства и ограничиваются. Вот если рассматривать фильм как приложение к «Плейбою»… Но туда цензура не пропустит за «кровь и насилие».
11 мая 2014