Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Чужая нация |
английское название: |
Alien Nation |
год: | 1988 |
страна: |
США
|
слоган: | «Los Angeles, 1991. They have come to Earth to live among us. They've learned the language, taken jobs, and tried to fit in. But there's something about them we don't know» |
режиссер: | Грэм Бейкер |
сценарий: | Рокни С. О’Бэннон |
продюсеры: | Гейл Энн Хёрд, Билл Борден, Ричард Кобриц |
видеооператор: | Адам Гринберг |
композитор: | Курт Собель |
художники: | Джозеф С. Немец III, Эрика Эделл Филлипс, Джим Даффи, Джек Т. Коллис |
монтаж: | Кент Бейда |
жанры: | фантастика, боевик, триллер, драма, криминал |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 16000000 |
Сборы в США: | $25 216 243 |
Мировые сборы: | $32 155 047 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 октября 1988 г. |
на DVD: | 24 сентября 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 31 мин |
Я видел этот фильм по нашему, местному ТВ, в году этак 92 или 93 и мне тогдашнему юнцу он очень понравился. Но с тех пор я так и не мог его найти. Не сказать что бы сильно искал, конечно, при желании Гугл бы мне его выдал, но в различных рейтингах лучших фантастических фильмов эпохи VHS он мне не попадался. А зря.
Итак, в 1988 году в США разбилось НЛО наполненное сбежавшими из рабства генно-модифицированными рабами неких инопланетян. Эти рабы приспособлены для работы в тяжелых условиях, обладают большой выносливостью и высоким IQ и внешне походи на людей, вот только голова у них лысая и с какой то чешуей. Пройдя карантин, рабы пытаются вжиться в современное американское общество, быстро выучив язык. Теперь это нация пришельцев (ну или как перевели наши переводчики Чужая нация). Джеймс Каан, полицейский - детектив, он ненавидит инопланетян и их повадки, и считает, что те вскоре захватят Землю. Но случилась беда, во время ограбления инопланетные грабители (да инопланетяне быстро подхватили дурные привычки землян) убили напарника Каана. Джеймсу кажется что это не было простым ограблением и поэтому он соглашается взять в напарники первого инопланетянина-детектива.
Мы имеем стандартный полицейский боевик из 90-х со стандартной схемой полицейский-расист, его новый напарник - негр, китаец, баба, голубой, немецкая овчарка и т.д., помогающий глав герою пересмотреть взгляды и все это с пальбой, погонями и ужасной смертью глав злодея. Но тут негра заменили на инопланетянина и сделали так, что мы весь фильм, вместе с Каааном узнаем про них все новые и новые подробности. И оказывается, что похожи они на нас только внешне, но не смотря на все отличия, это очень хорошая нация. Мне это понравилось и в 13 лет мне это понравилось и сейчас. Хороший фильм.
17 ноября 2023
В прошлом веке режиссеры, пожелавшие сварганить фильм в фантастическом жанре, были ограничены не фантазией, но техническим прогрессом. В веке нынешнем, увы, наблюдается обратная картина, но не в этом суть. Лишь единицы, вроде Джеймса Кэмерона («Терминатор», «Чужие») или Джорджа Лукаса («Звездные войны») могли себе позволить полномасштабный блокбастер на заданную тематику. Остальным приходилось выкручиваться, извиваться и уповать на мастерство гримеров и каскадеров, ибо компьютерные технологии находились в зачаточном состоянии.
Многие малобюджетные фантастические ленты 20—30-летней давности сегодняшним избалованным зрителем воспринимаются как объект ностальгии, не более. Тем не менее, подобно тому, как давнишние 8-битные игрушки превосходят нынешние супернавороченные графические экшны по геймплею, так и фантастика 80-х в плане сценария и смысловой нагрузки смотрится привлекательней, нежели большинство блокбастеров нулевых. За примерами далеко ходить не надо — в этот раз мы поговорим о картине Грэма Бейкера «Чужая нация» 1988 года.
… В году 1991-м, где-то в песках североамериканской пустыни Мохаве приземлилась тарелка, под завязку набитая обездоленными пришельцами, сбежавшими со своей рабской планеты. Добрые американцы (читай — земляне), руководствуясь заветами демократии, обеспечили бывшим рабам приют, социальные льготы и равные права. Космические гости не преминули воспользоваться предложением и быстро обосновались на дружелюбной чужбине. Само собой, далеко не все коренные жители рады новым соседям, поэтому последние предпочитают жить в собственном гетто, хотя уровень развития их цивилизации позволяет пришельцам осваивать новые знания и навыки намного быстрее.
Не все инопланетяне прибыли на Землю с добрыми намерениями. Приняв радушие жителей голубой планеты за слабость, они принялись творить темные делишки, правда, опять же в рамках своей общины. В ходе одной из таких местечковых разборок гибнет верный напарник сержанта полиции Сайкса. Коп и ранее недолюбливавший «понаехавших в нерезиновую», совсем окрысился. А тут еще начальство предложило ему взять в напарники одного из ненавистных им чужаков — детектива Сэма Франциско. Однако поборов свой гнев, Сайкс понимает, что только в паре с Сэмом, коего он для удобства именует Джорджем, он сможет найти убийцу своего сослуживца. Вместе новоиспеченные напарники принимаются за расследование, в ходе которого им предстоит лучше понять друг друга, и, может, стать настоящими друзьями…
Вам это ничего не напоминает? Правильно, именно «Чужой нацией» (хоть он этого открыто и не признает) вдохновлялся молодой южноафриканский режиссер Нил Бломкамп, дебютировавший в большом кино фантастической картиной «Район N 9» (2009). Только Бломкамп, разумеется, воспользовался всеми прелестями неустанно прогрессирующих кинотехнологий, да к тому же знатно сдобрил свой опус злой социальной сатирой и элементами драмы, в то время как менее даровитый Грэм Бейкер просто штампанул коммерчески удачный клон. Спрашивается, чем руководствовался и откуда черпал идеи начинающий сценарист сериала «Сумеречная зона» Рокни С. О’Бэннон? И это тоже никакая не тайна — за год до выхода «Чужой нации» в прокате Америки отгремел мегахит, полицейский боевик Ричарда Доннера «Смертельное оружие». Автору оставалось лишь сместить акценты, добавить элементов sci-fi и поменять негра на инопланетянина.
И все-таки эту ленту можно уверенно назвать примером удачного копирования. Иной режиссер возьмет хорошую задумку и все испоганит, но Бейкеру удалось отнестись к чужим наработкам уважительно, а посему его малобюджетный опус сумел не только получить хорошие критические отзывы, но и собрать более-менее достойную сумму в прокате. По итогам 1988 года «Чужая нация» занимает 41-е место в списке самых кассовых лент, обогнав по сборам более амбициозных и дорогостоящих конкурентов по жанру — сиквелы «Кокон 2: Возвращение» и «Короткое замыкание 2». Плюс ко всему творение Бейкера было номинировано на престижную профильную премию «Сатурн», вручаемую Академией научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов с 1972 года и выиграло в 1990-м главный приз (в 1989 году церемония не состоялась).
Авторы фильма все рассчитали правильно. Объединив на экране два популярных жанра, buddy-movie (кино про напарников) и фантастику, они пришибли одним ударом два сегмента целевой аудитории. Одни шли посмотреть на то, как авторы изощрились внедрить инопланетян в полицейский детектив, а другие наслаждались пикировками двух «вынужденных товарищей» и общей моралью о взаимном притяжении противоположностей. Сценарий не блещет неожиданными поворотами и интригой, а концовка просчитывается с первых минут, но в том-то и прелесть подобных бесхитростных киношек — добро извечно побеждает зло в любых ипостасях, эффектно и с юмором.
Бейкер — отнюдь не новичок в кино. К моменту съемок «Чужой нации» он уже успел снять неплохой атмосферный ужастик «Импульс», а также поставил жирную точку в трилогии о пришествии Антихриста — его перу принадлежит «Последний конфликт», заключительная часть «Омена». Но даже его опытность не помогла бы, не будь к нему приставлен другой, куда более именитый кинодеятель. Речь идет о знаменитом создателе спецэффектов Стэне Уинстоне, чья команда работала над созданием облика пришельцев. Уинстон, ранее приложивший руку к успеху «Нечто» и «Человека со звезды», отнесся к задаче серьезно. Несмотря на то, что все пришельцы в фильме — гуманоиды с двумя руками и ногами, мейк-ап получился отличный и весьма правдоподобный. Во многом благодаря «Чужой нации» Уинстон позже вышел на принципиально новый уровень мастерства и был приглашен самим Джеймсом Кэмероном для участия в знаменитом сиквеле «Терминатора». Кстати, ходят слухи, что Кэмерон вносил коррективы в сценарий «Чужой нации», но в титрах его имя не упомянуто.
Главную роль упертого и вечно недовольного полицейского Сайкса сыграл Джеймс Каан. Актер ранее опыта в фантастике не имел, но зато частенько участвовал в фильмах действия вроде «Элиты убийц». Звезда «Крестного отца», Каан четко исповедует традиционный шаблон крутого копа, у которого нет семьи, дом — халупа, а на уме одна лишь работа, на которой он живет и, если нужно, помереть готов. Ну чем не Мартин Риггс из уже упомянутого «Смертельного оружия». Его полная противоположность — добродушный «чужак» Сэм Франциско (все инопланетяне по фильму носят забавные прозвища, «взятые напрокат» у названий городов или имен реально существовавших людей), семьянин, ответственный работник и трудоголик. И снова параллель с персонажем Дэнни Гловера не кажется случайной. Правда, за сплошной маской лицо актера Мэнди Патинкина угадывается с трудом, как и личность Теренса Стэмпа, сыгравшего инопланетного главгада. Слава Богу, качественный грим не мешает первому быть забавным, а второму — зловещим.
Самое интересное, что «Чужая нация» стала родоначальником долгоиграющей франшизы и даже короткого, в один сезон, но популярного телесериала. С 1994 по 1997 год с теми же персонажами было снято на телевидении целых пять фильмов. Правда, все они нашему зрителю практически неизвестны. Что и требовалось доказать — хорошие идеи не пропадают в никуда, а продолжают жить своей жизнью, вдохновляя на творчество все новых и новых деятелей от киноискусства.
7 из 10
7 марта 2014
Огромный инопланетный корабль производит вынужденную посадку на планете Земля. На корабле — около четверти миллиона особей внеземного происхождения, генетически созданных для различных работ. Земляне позволяют пришельцам ассимилироваться…
Звучит знакомо? Подавляющее большинство скажет, что речь идет о «Районе 9», однако за двадцать лет до картины Нила Бломкампа свет успела увидеть «Чужая нация», в основе которой лежит та же самая идея, но на этом сходство заканчивается, т. к. у Грэхэма Бэйкера не было ни технологий двадцать первого века, ни малейшего желания, прикрываясь сай-фаем, рассуждать о серьезных вещах.
«Чужая нация» при ближайшем рассмотрении оказывается ничем иным, как клоном «Смертельного оружия», где белого и черного полицейских заменили напарниками из разных уголков вселенной. Всевозможных штампов и клише жанра бадди-муви здесь предостаточно (даже для восьмидесятых). В начале фильма в яростной перестрелке (у плохих парней, ясное дело, огромные пушки и длинные плащи) погибает напарник главного героя. Вскоре место погибшего напарника займет новичок, да еще и инопланетянин (о присутствии всевозможных шуток на данную тему можно даже не упоминать). А дальше понеслось: один — дебошир и сорвиголова, второй играет по правилам; один — примерный семьянин, второй — холостяк, давным-давно разошедшийся с женой и т. д. Но вместе они (сюрприз-сюрприз) не разлей вода. Самое забавное наблюдать за плохими парнями, которые представлены в основном инопланетянами, но одеты по моде фильмов тех лет: обычные бойцы — либо длинные плащи, либо байкерский прикид; крупные шишки по одежде ничем не отличаются от яппи — всё те же сверхдорогие дизайнерские костюмы. Пришельцы, к слову, создавались по средствам грима, поэтому о CGI забудьте, и смиритесь с тем, что все они выглядят, как люди, зачем-то нацепившие странные маски на голову.
«Чужая нация» — типичный представитель high concept, столь популярной в восьмидесятые, где весь сюжет умещался в одно предложение: бадди-муви, но только один коп — человек, а второй — инопланетянин. Жаль, что темы случайного инопланетного «вторжения» и процесс ассимиляции остались за кадром, т. к. с ними было бы куда веселее.
14 июля 2010
Фильм завлекает с головой от самого начала до самого конца. Я глаз от экрана оторвать не мог.
Мне нравятся фильмы, в которых используют несколько жанров сразу. Здесь используют детектив и фантастику. Фантастику обсуждать много не приходится. Только пришельцы, которых очень интересно сделали. В этом фильме инопланетяне не какие-то монстры, а человекоподобные пришельцы, которые пьянеют от кислого молока и едят сырое мясо. Детективная сюжетная линия обычная для американских фильмов 80-ых годов, но интересная. Здесь и погони, и перестрелки, и наркотики для пришельцев, и расследование, сопроводжаемое диалогами между полицейскими.
Советую посмотреть любителям американских боевиков и детективов 80—90-ых годов прошлого века.
10 из 10
28 июня 2009