Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мудромер |
год: | 1988 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Валерий Пономарев |
сценарий: | Николай Матуковский |
видеооператоры: | Анатолий Клейменов, Николай Сенько |
композитор: | Сергей Бельтюков |
художник: | Владимир Ефимов |
монтаж: | Татьяна Ширяева |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 5 мин |
Фильм начинается почти детективно - с явного намёка, что главного героя (его играет Борислав Брондуков), что называется, пасут. Некий человек в штатском отсвечивает неподалёку стёклами солнцезащитных очков. Потом появляется камера. Пока ещё – камера хранения на одном из вокзалов большого города. В ней инженер Мурашко прячет чемоданчик с неизвестным содержимым. Кино, однако, на этом теряет признаки остросюжетности, дальше действие двигается медленно и неспешно, прямо как очередь в некоем присутственном месте – приемной министра по согласованиям, куда Мурашко, изрядно попетляв по городу, приносит свой чемодан.
Министерство заявлено некоей сверхбюрократической структурой, призванной решать в каждом конкретном случае - как бы чего не вышло. Вот ни у кого ничего и не выходит. Но начальник всего этого столоверчения, товарищ Вершилов, показан вовсе не бронзовым бюрократом из журнала «Фитиль». Скорее он эдакий отец командир. Даже факсимиле себе не заводит, набивая трудовую мозоль от авторучки каждой подписью. Иначе нельзя – казёнщина. Не бережет себя, устаёт страшно. Иногда даже жалко. Думаешь: «шёл бы на шахту работать – отдохнул бы». Потому что вокруг особо работой себя не утруждают. Люди в белых халатах толкутся возле дорогой вычислительной техники и бесперечь трепятся о наболевшем. О том, что в стране происходит.
Из их болтовни, однако, несколько проясняется биография инженера Мурашко (оказывается, он личность широко известная в узких кругах) и то, почему у него такая кислая физиономия.
Озоновая дыра – кто уж про это вспомнит теперь - здесь подаётся как «угроза № 1», да ещё как безусловный знак профпригодности нашего главного героя. Он, видите ли, предсказал её гораздо раньше американцев, и без всяких там грантов - на одну зарплату. А уже и вовсе без зарплаты (сокращен по штату), Мурашко работает над подрывной (или над прорывной?) эвристической машиной, у которой внутре неонка.
Изобретение представляет собой электрический стул, только в мягком, социалистическом варианте, без всех этих буржуазных излишеств. С человеческим, так сказать, лицом, точнее, этим... на чем сидят, короче. Испытуемый усаживается на сидение, замыкает собой контакты и чудо-прибор замеряет его умственные способности. А что бы начальству не напрягаться лишний раз, нет нужды даже следить за стрелкой осциллографа – аппарат снабжен звуковой индикацией ума и сообразительности пациента, в диапазоне от темпераментного марша, до «Князя Игоря». Изобретение мирового масштаба. Маэстро, туш!
В процессе тестирования этой мечты социального дарвиниста, оказалось, что представления об уме у авторов крайне своеобразны. В общем-то 'угадать мелодию', которая зазвучит при обследовании очередного персонажа, совсем не сложно. На них разве что таблички не наклеены: 'очень хороший и весёлый человек, характер общительный, не женат'. И ожидаемо, что единственный (с позиции дня сегодняшнего) здравомыслящий человек во всём дурдоме - зам по возражениям в исполнении Татьяны Васильевой, заклеймен полной дурой, озабоченной какими-то там возможными негативными последствиями поголовного ЕГЭ эксперимента, в то время как космические корабли бороздят Большой театр. Тоже примета времени, однако.
Но при всех вопросах к реализации картины, актерский состав действительно хорош. Фильм вполне можно порекомендовать, например, поклонникам Борислава Брондукова, который все таки чаще играл в эпизодах и ролях второго плана. Кто-то возможно оценит небольшую буффонадно-комедийную роль Владимира Кокина. Хотя нарочито безумный план завалить страну яйцами, можно было выписать и чуть потоньше.
Но вот изобретатель просыпается в своей постели... и ты уже не знаешь, как ко всему происходившему относиться. Что это было? Очередная перестроечная каша или всё-таки претензия на фантасмагорию? Пусть невразумительная, но всё-таки.
17 июля 2024