Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Моонзунд |
год: | 1988 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Александр Муратов |
сценаристы: | Галина Муратова, Эдуард Володарский, Валентин Пикуль |
видеооператор: | Константин Рыжов |
композитор: | Александр Михайлов |
художники: | Михаил Герасимов, Евгений Гуков, Ю. Колотько, Эльвира Каратышкина, Юрий Смирнов, Сергей Коковкин, Юлия Колотко |
монтаж: | Гюльсюм Субаева |
жанры: | мелодрама, драма, военный, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 июня 1988 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 22 мин |
Шедевр Александра Муратова о самой страшной русской смуте — смуте в головах людей. И он представляется особенно актуальным в свете столетия Октябрьской революции.
Фильм снят в мрачных жёлто-серо-чёрных красках на фоне унылой балтийской природы. На время просмотра ты становишься свидетелем трагедии, в которой не можешь указать на виновника, потому что нет правых, и нет виноватых — попеременно убедительны и Артеньев, и Семенчук. Артеньев прежде всего убедителен в том, что любая революция ведёт к анархии и вседозволенности, а значит — к гибели и разрушению. В большевизме Семенчука я сомневаюсь, он скорее носитель народной справедливости; действительно, плохо бить людей по зубам и, наоборот, нет ничего плохого в том, что матрос читает книги — к каждому человеку должно относится как к человеку. И в обоих позициях есть брешь: старший лейтенант Артеньев представляется ретроградом, а матрос Семенчук, неся знамя справедливости, готов убивать людей просто за родовую принадлежность к дворянскому сословию.
Особенно интересен в этом смысле образ морского офицера, человека твёрдого в своих убеждениях, преданного Отечеству, смелого и благородного. Вокруг него много мерзавцев и подлецов, и носят они с одинаковой частотой и офицерские шинели, и матросские фуражки. Вообще, оказалось, что на фронте люди не могут и не должны делится по какому бы то ни было признаку кроме единственного — преданность своей стране и готовность отдать за неё жизнь. Всё — и монархисты, и большевики, и эсеры, и анахристы на войне прежде всего или патриоты, или трусы и предатели. Артеньев, безусловно, патриот — это его единственная партийная принадлежность. И на таких людях, по выражению одного из героев фильма, «держится Россия». Может быть, поэтому смерть Артеньева режиссёр нам всё же не показал, хотя мы и понимаем, что в сложившихся обстоятельствах для морского офицера это единственный выход: он не может сдаться в плен, не может вступить в белое движение, потому что привык сражаться с врагом внешним, а не внутренним, не может эмигрировать — потому что это бегство и предательство, он мог бы попробовать примириться с Советами, но его неминуемо будет жать стенка.
«Я согласен подставить себя под пули, но только под вражеские. Ждать, когда тебя убьют свои, противно.»
Артеньевы всегда будут в меньшинстве, потому что быть равными им сложно. Жизнь требует от нас гибкости, чувство самосохранения (если не сказать трусости) вынуждает принимать сторону победителя. А Артеньевы сделок не заключают, прежде всего со своей совестью. Поэтому в тяжёлые времена они будут проигрывать. Тяжёлые времена требуют отчаянных действий, грубой и грязной игры, на которую Артеньевы не способны, потому что если Артеньевы не защищают Отечество, то разглядывают портреты в журналах. И Россия будет гибнуть на их глазах и возрождаться, потому что она на них держится, на твёрдой воле и благородстве Артеньевых. И это нравственно и эстетически прекрасно, но очень печально.
«Моонзунд» — хороший исторический фильм, с достоверными батальными сценами, с завораживающей, всегда точной картинкой, с сильным актёрским составом. По мимо Олега Меньшикова(Артеньев) и Владимира Гостюхина(Семенчук) мне очень понравился Юрий Беляев(Колчак). Вообще, Александр Васильевич очень близок по духу Артеньеву, но всё же фигура политическая. «Моонзунд» — фильм с проникновенной, трагической атмосферой, которая создаётся и картинкой, и хорошо прописанными диалогами. Да, после просмотра остаётся ощущение грусти, но это светлая грусть. Фильм создавался в преддверии очередной смуты в российской истории. И раз Россия ещё стоит, значит и Артеньевы ещё живы.
P.S. Фильм часто сравнивают с «Адмиралом». Да, они об одном и том же, но по-разному. И при всей моей любви к Константину Хабенскому я бы отдала предпочтение «Моонзунду». По глубине и сложности сюжета «Адмирал» не дотягивает, хотя это тоже хороший фильм.
5 января 2017
Великолепный фильм, последний привет от советского кино будущим создателям «Адмиралов» — смотрите, ребята, как надо снимать! Но ребята, видимо, так и не посмотрели, иначе, наверное, занялись бы в жизни чем-то другим. Мало кто, если вообще кто-то, смог так рассказать про те годы, про смуту внутреннюю и внешнюю, про отчаянное мужество порядочных и хамское торжество негодяев. Фильм, как хороший эсминец, удивительно для тех лет прошел между стольких мин, не подорвавшись ни на революционной мифологии, ни на морской псевдоромантике. Этот фильм впервые осмелился сказать правду о Колчаке — тоже чудо, учитывая, что в школе тогда еще вовсю преподавали только его злодейства. Батальные сцены великолепны — это не компьютерные мины «Адмирала», тут просто всем организмом чувствуешь — да, садануло! да и вообще все детали настолько правдивы, просто ощущаешь запах пушечного мазута. Обязательно смотреть всем нынешним художникам-постановщикам, у которых в военных фильмах бегут солдаты в свежесшитых, чистеньких шинельках. Атмосфера сгущающегося мрака в прямом и переносном смысле передана великолепно, суровые балтийские пейзажи в этом плане отлично оттеняют человеческую драму. Игра актеров тоже выше всяких похвал, второй план (Евстигнеев, Беляев) даже почти дает фору первому. Я не поклонник творчества Меньшикова (особенно позднего), но здесь он, по-моему, сыграл свою лучшую роль. Диалоги Володарского не провисают ни разу, чувствуется советская сценарная школа (или Пикулю спасибо -не знаю). Остается только пожалеть, что этот фильм так и остался лучшим фильмом Александра Муратова — «По прозвищу зверь» и сериалы, мягко говоря, уже совсем другого уровня.
25 мая 2015
Фильм «Моонзунд» очень понравился. Несмотря на то, что он был снят более 15 лет назад, возможно, покажется, что он немного блеклый, тем не менее, смотреть его очень интересно. Повествует он о судьбе молодого русского офицера, который служит на Балтийском флоте.
Вообще, конечно, бестолковое занятие сравнивать два фильма, но если брать «Адмирал», в котором присутствуют и сцены роскошных балов и лирической стороне уделен больший акцент, то в «Моонзунде» смотришь и вот как-то все кажется приближенным к тому времени, к происходящим событиям. Это было время революции. Политические волнения в стране, вероятное свержение власти, тревожные настроения моряков — на фоне всего этого, зрителю раскрывается внутренний мир главного героя, старшего лейтенанта Артеньева, который категорично отказывается хоть коим-то образом, отождествлять себя с политикой и властью.
В фильме присутствуют диалоги героя на тему родины, ее защиты и безграничной верности ей. Также у лейтенанта есть любимая женщина, которая работает разведчицей и пытается не допустить вторжения кайзеровской Германии к Петрограду. В исторических сведениях пишут, что Анна Ревельская, она же Клара Изельгоф, была самой яркой женщиной-агентом времен Первой мировой войны. Она стопроцентно преданна России, также как и ее возлюбленный, в следствие чего, ради оказания помощи своей родине в столь тяжелый период, она отказывается от романа с Артеньевым.
На протяжении фильма очень понравилась музыка. В картине присутствуют сцены сражений. По современным меркам, этот фильм, наверняка, покажется унылым, но людям, в первую очередь, любящим историю, желающим поближе познакомиться с событиями времен Первой мировой войны, стоит посмотреть, совершенно точно.
Кино о преданности своему Отечеству, всеобъемлющей любви к своему делу, крепости человеческих чувств вопреки всему, о чести и благородстве русского офицера. В общем, о таких вещах, которых, как кажется, осталось очень мало, и которые достойны уважения. Времена меняются, вместе с ним и люди, тем самым, история приобретает новые краски.
— В чем смысл жизни?
— Смысл жизни, наверно, в том, что она когда-нибудь, слава богу, кончается.
9 из 10
1 декабря 2014
«Моонзунд» — это советская экранизация романа Валентина Пикуля. Главные роли в фильме исполнили Олег Меньшиков, Владимир Гостюхин и Людмила Нильская. В «Моонзунде» страшная история Первой Мировой войны и Октябрьской революции рассматривается с точки зрения офицера и дворянина Сергея Артеньева, совершенно аполитичного человека, а потому максимально объективного в своих суждениях. В картине ни один из героев не выставляется только в положительном свете: здесь есть «не имеющие Родины», по определению Владимира Ленина, большевики, а есть большевики, которые до последнего защищают свое Отечество, есть и «продавшиеся» германцам офицеры. «Моонзунд» — это гимн вечной славы верным защитникам своей Родины, которые есть во все времена. Фильм заставляет зрителя осознать, что, как сказал главный герой, одной совести на всех быть не может, каждый человек отвечает только за себя и за свои поступки, поэтому и судить людей надо только по их поступкам, а не убеждениям. На самом деле, я уверена, чтобы до конца понять фильм «Моонзуд», мне придется посмотреть его еще раз в более старшем возрасте, прочитав перед этим роман Валентина Пикуля, сейчас же очень многое осталось для меня непонятным.
Стоит отметить, что фильм «Моонзунд» появился в перестроечный период, что, как минимум, странно, ведь тогда продвигали кино не совсем такого жанра. Меня картина просто поразила тем, что я не могу припомнить ничего похожего — она действительно уникальна. Во-первых, несмотря на то что фильм — это военная драма, он будет очень интересен и женской половине, потому как морские сражения не занимают большую часть экранного времени. Во-вторых, данная картина — это еще и мелодрама, но любовь в ней не «сумеречно-сопливая», в «Моонзунде» показаны глубокие платонические чувства офицера Сергея Артеньева к женщине по имени Клара, которая оказывается разведчицей Анной Ревельской. В-третьих, отдельный герой «Моонзунда» — это чарующая атмосфера, которая создается морскими видами и проникновенной музыкой, особенно мне понравилась песня «Балтийское море» в исполнении Олега Меньшикова.
В фильме показана действительно страшная страница нашей истории — падение Российской империи, война внутренняя и внешняя, но внешняя война — это борьба с врагом, а внутренняя — друг с другом, здесь хорошо подойдут строки из одной известной песни: «Дед, а за что воевали, что не сиделось в хатах? Эти чтоб не было бедных, те чтоб не стало богатых». Фильм «Моонзунд» дает понять, что единственно правильное решение в любой ситуации — быть человеком, исполнять свой долг — все. Знаете, я вот любила раньше кухонные разговоры о политике и истории, но после этого фильма мое мировоззрение полностью переменилось, я стала думать: «А кто я такая, чтобы судить?». Кого угодно судить: Сталина, Николая II, того же Михаила Горбачева, сейчас модно осуждать коммунизм, хаять нынешнюю власть. У всех своя правда, характер Сергея Артеньева, его аполитичность и верность долгу — это пример для подражания.
Актерская игра в «Моонзунде» на самом высоком уровне. После просмотра каждого нового фильма с Олегом Меньшиковым я искренне считаю, что эта роль лучшая в его карьере, но в этом фильме он играет действительно бесподобно, если бы на роль Сергея Артеньева взяли другого актера, то фильм бы не вышел совершенно. Клару же сыграла прекрасная актриса Людмила Нильская, она очень красива и превосходно вписалась в свой образ. Также в картине сыграли известные актеры Николай Караченцов, Борис Клюев, Евгений Евстигнеев и Владимир Гостюхин. На самом деле, в фильме огромное количество действующих лиц, у меня не получалось всех запоминать, я, например, так и не нашла здесь героя, роль которого исполнил Сергей Гармаш. Сразу видно, что книгу сильно сжали, вырезали, вероятно, многие сцены, чтобы уместиться в экранное время, но все же фильм хуже от этого не стал.
В общем, несмотря на тему и время создания, картина для самого широкого круга зрителей. По сути дела, она для всех, будет интересна и детям и старикам, и мужчинам, и женщинам. Смотрите, если вы любите свою Родину, Отечество. Как сказал главный герой картины Сергей Артеньев: «Россия одна, любить ее надо всякую». Жаль, что не многие это понимают, а единицы.
24 июля 2014
Довольно необычно в ряду фильмов перестроечного периода обнаружить такое сокровище, как «Моонзунд». Не то чтобы фильмы упомянутого периода сплошь дерьмо и потому проще простого выделиться на его фоне, но практически все они, в том числе и признаваемые наиболее значительными из них, лишены главного — художественности. Потому-то и слетели в отстойник достаточно стремительно; локально актуальные поделки и лже-культовый трэш — постоянные клиенты культурологической гильотины. А вот неоценённый в своё время по достоинству фильм Александра Муратова мало того, что расквитался с эпохой, от него отказавшейся, но и воспарил над нею, обозначив достойную заявку на статус вневременного произведения, которому в идеале решительно по барабану конъюнктура, даже та, которая мутирует в долговременную традицию. Впрочем, кое-что «Моонзунд» взял и от восьмидесятых, и взял он пожалуй лучшее, чем это время могло наградить отечественный кинематограф. Разумею мрачную, «холодную» стилистику вечных сумерек. Здесь она прекрасно выражена и, в отличие от, неожиданно эстетична. Сдержанное повествование, в значительной степени сцепленное из ненавязчиво-настойчивых флэшбэков и флэшфорвардов, взрывной характер чередования и сопряжения которых очевидно отражает душевные метания главного героя, наполнено премилыми декадентскими штрихами, а облачено в структурный экспрессионизм. Это вполне fin de siecle, если ухватиться за литературную терминологию. И что особенно примечательно — будучи по форме и наполнению выдержанным в междуречье модернистских направлений, муратовский фильм как бы следует закольцованному в себе самом временному отрезку, действительно характеризующемуся свиданием уходящего с приходящим. А это уже претензия на аутентичность ретранслируемому культурно-историческому облику прошлого, впечатляюще пробивающегося к настоящему. Это высшая лига. Если идейный посыл фильма захватит разве что неподготовленного зрителя, то его стилистическую многоплановость не распознает и иной подготовленный. А многоплановость-то в этом смысле — интереснейшая.
«Моонзунд» элегантно скользит по внежанровому острию, не позволяя себя раскромсать на части. Никаких претензий на героику. Никаких замашек на милитаристику. Никаких притязаний на мелодраму. Никаких поползновений на право-повинность быть популярным. Это не парад клюквенных героев. Очарованный смертью Артеньев, не желающий изменять себе и лишь потому до конца исполняющий то, что полагает своим долгом; мечущийся в поисках несуществующего знаменателя Семенчук; уставшая от жизни, но не способная преодолеть себя Клара; все основные персонажи этого фильма страшно далеки от своих стереотипно-развесистых «двойников» в любых жанровых эквивалентах, хоть бы даже и на первый взгляд тематически единосущных, и однозначность — это не про них, не в пример тем самым «двойникам», приговорённо закавыченным. Не стану утверждать, что Артеньев — лучшая роль Меньшикова, но в любом случае сделана она отлично; тонко, умеренно, хладнокровно. Актёр добился, как мне кажется, основного — показал флегматика, разрываемого внутренним зверем. Незабываема сестра главного героя, Ирина, трогательно сыгранная Евгенией Добровольской; её-то, несмотря на то, что роль эпизодична, и следует признать самым совершенным женским образом в «Моонзунде». Неправдоподобно хорош Гостюхин. К слову, именно его герой представлялся мне первоочередным кандидатом в могильщики фильма. Ибо имела место не лишённая оснований догадка, что с появлением Семенчука приятная, гармоничная дотоле картина сведётся к тошнотворно-тенденциозному диспуту между «махровой контрой» и «выразителем интересов рабоче-крестьянского класса» с неизбежным торжеством последнего. Или, в лучшем случае, что гостюхинский большевик перетянет одеяло на себя и безапелляционно засвидетельствует гнилостность «старого строя». Нет, ничего такого не произошло. Конечно, один и другой, представитель погибающего мира и представитель мира нарождающегося, время от времени ведут отвлечённо-околополитические беседы, но не носят они характер взаимной агитации; два человека делятся своими соображениями относительно чего-либо, в меру сил и интереса пытаясь понять друг друга, но никто ни на чём не настаивает. Зритель волен самостоятельно отдать предпочтение воззрениям одного из них, или же вовсе не заморачиваться на этот счёт. Аполитизм — великое достоинство «Моонзунда», тем более похвальное, что достигается в максимально неблагоприятных для этого условиях.
Второплановые персонажи выписаны выше всяких похвал. Вообще второй план — это идеальная обитель изображаемых в кино исторических личностей, но и от исполнителей требуется филигранный подход к делу, дабы личностей этих натурально не слить. В «Моонзунде» никто не слит. Во всяком случае, железно никто из тех, кого сливать нельзя. Эссен, Колчак, фон Грапф — три кита, связывающих понятийную условность с исторической предметностью. И три классные роли. Беляев в роли Колчака и вовсе — точнейшее попадание. Очень фактурный, харизматичный образ, ещё не герой опомнившейся России, но уже не «пропитанный кокаином истерик». Образ, заключивший в себе такую бездну символизма, что без видимых усилий перешедший почти на мифологический уровень. У Муратова эта «гидра контрреволюции» впервые в русскоязычной кинотрадиции предстаёт внезапно умным, честным, сдержанным, рассудительным человеком, переживающим за свою страну и делающим всё от него зависящее, чтобы удержать её от падения в пропасть; человеком, предчувствующим многое из того, что для других вспыхнет немыслимым кошмаром, и готовым к этому, готовым с обречённостью фаталиста. Тремя сильными, характерными эпизодами с его участием отдаётся дань уважения одному из тех, кто не был равнодушен. Никто больше не играл Колчака лучше, чем Юрий Беляев, ни в эпизоде, ни на втором плане, ни в главной роли, — никто и нигде. Символично расставание с Александром Колчаком в «Моонзунде»: это не просто выход из-под огней рампы очередного персонажа; это прощание с иллюзиями, прощание с надеждами на возможность иного, мирного выхода из тотального кризиса государственности; после этого становится предельно ясно: дальше будет буря. И первый её акт — последнее сражение Артеньева. О грядущем возвращении флотоводца с последующей грандиозной войной на бесконечных сибирских просторах закадровый голос возвещает подчёркнуто нейтрально, предельно спокойно, и в этом спокойствии, в этой лёгкой драматургической паузе, — весь ужас предстоящего.
PS. Решил не раскручивать ещё один полноценный абзац относительно технической составляющей фильма. Ну там, операторская работа, партитура, монтаж и всякое. Так вот, если вкратце. Камера оператора, с любопытством стороннего наблюдателя следующая за героями, созерцающая упадническую прелесть осеннего леса и подобно языческому божку упивающаяся льющейся словно ручей кровью, а иногда, как тень носферату, живущая своей жизнью; сумасбродный монтаж, сначала сбивающий с толку, а затем восторгающий свежестью подхода; самый что ни на есть эмбиент в качестве одной из двух основных музыкальных тем; всё это и многое другое позволяет уверенно заключить: технически «Моонзунд» совершенен. В контексте ранее советского, а теперь и российского кинематографа он по-прежнему опережает время — как своё, так и непосредственно наше.
13 октября 2012
Одна из немногих экранизаций Валентина Пикуля.
В какой-то степени культовому, хотя и очень спорному писателю на экранизации не очень везет. Ставят его режиссеры не слишком охотно, несмотря на довольно широкую народную популярность и привлекательный исторический фон, блистающий в том числе батальными сценами.
Причин к тому несколько: сложноватая структура романов и повестей, включающая в себя довольно много персонажей и бог знает сколько сюжетных линий. Во-вторых, много значит текст автора, смело дополняющего сюжет своими личными комментариями, что придают изложению порой крайний субъективизм. В-третьих, сами сюжеты связаны не с самыми приятными, часто трагическими обстоятельствами. Да и много чего еще.
Вдвойне удивительно, что экранизация не самого популярного, хотя и неплохого «Моонзунда» оказалась успешной. Рассказывается о малоизвестных эпизодах Первой Мировой войны и начала революции — обороне Цереля. Удивительно, насколько объективной оказалась оценка этого периода еще советским режиссером Муратовым — попытка понять офицерство, расколовшееся вместе с Россией, по меткому выражению одного из героев, «как гнилой арбуз». Особенно актуальна оценка событий 1917 года — расцвета революционной анархии. Великолепен Олег Меньшиков, верный долгу (военной службе) и нежеланию вмешиваться в политику. Фильм вообще скатился бы в откровенную белогвардейщину (тем более что оправданным оказывается даже адмирал Колчак (Беляев), если бы не матрос-большевик Семенчук, сыгранный Владимиром Гостюхиным как хранитель абсолютной железобетонной истины, выраженной в чувстве справедливости. Замечательны в своей глубине споры Артеньева и Семенчука, которые дышали актуальностью в конце 80-х гг. За каждым своя правда, с которой спорить очень трудно, но и усидеть на двух стульях проблематично.
И все же обида за людей, защищавших Отечество в то время и забытых в вихре революции и Гражданской войны, не покидает. Правда, и вера погибающих большевиков за то, чтобы следующие поколения были лучше, тоже подкупает. Впрочем, финал не оставляет поводов к оптимизму.
7 июля 2012
Валентин Пикуль написал роман, легший в основу фильма, об очень сложном, трудном, трагическом периоде в истории России, относительно которого продолжаются жаркие споры и дискуссии. Писатель высказал свою точку зрения на эти события — далеко не бесспорную, но имеющую право на существование. Лично я этой точки зрения абсолютно не разделяю, но мне было в первую очередь интересно, как расставят акценты создатели фильма. Сразу сказу, что в своих ожиданиях я не обманулся: режиссер Александр Муратов, на мой взгляд, абсолютно правильно и обоснованно поставил себе целью, прежде всего, показать саму эту сложность и неоднозначность данной эпохи в целом, а также через призму жизней и судеб обыкновенных людей, принадлежавших к разным социальным слоям общества, которые безжалостно перемалывались в жерновах исторических катаклизмов и потрясений тех годов. В фильме очень слабо звучат пропагандистско-восхваляющие ноты как в отношении будущих творцов революции, так и представителей царской власти, главным образом — морского офицерства. Довольно смелый нейтралитет, учитывая, что фильм снимался в 1987 году, когда партийно-идеологическая машина работала если уже и не на полную, то высокую мощность — точно. Так что со стороны режиссера, повторюсь, это был смелый шаг — снять такое кино в условиях еще никуда не девшейся цензуры. Велика тут роль и сценаристов — Галины Муратовой и Эдуарда Володарского, которым, без сомнения, надо отдать должное.
Проведенный создателями фильма кастинг тоже заслуживает самых высоких оценок, как в плане принадлежности выбранных актеров к профессиональной элите (по уровню мастерства), так и практически стопроцентному попаданию в образы.
Великолепен, конечно, Олег Меньшиков в роли старшего лейтенанта Сергея Артеньева, один из немногих «положительных» белых офицеров в советском кино. Это человек, ставящий честь, совесть и долг перед Отечеством во главу угла, требующий во всем «порядка и дисциплины». Но предъявляя такие требования к другим, он столь же требователен и по отношению к себе. И свой долг он выполняет, несмотря ни на какие условия, не поступаясь собственными принципами даже перед угрозой собственной карьере и даже жизни. И доказывает, что место подвигу во имя Отечества есть даже тогда, когда почти повсеместно в почете расчетливость, трусость и предательство. Всю эту гамму чувств и переживаний своего героя блестяще передает на экране Олег Меньшиков.
Честность и принципиальность Артеньева настолько искренни и неподдельны, что их сумел понять и оценить даже комиссар Семенчук, человек совсем других взглядов, нежели старлей, но чувствующий нутром отсутствие фальши в характере этого офицера. В картине они регулярно оказываются по одну сторону баррикад с Артеньевым еще и потому, что для Семенчука серьезное профессиональное отношение к делу, порядок и дисциплина, равно как и долг, — тоже не пустой звук. Это объединяет простого матроса с дворянином, но в этом и трагедия этого времени, когда политика разводит их по разным лагерям и прилагает все усилия к тому, чтобы сделать их врагами. Вне всякого сомнения, одна из самых удачных ролей Владимира Гостюхина.
Очень интересно было посмотреть и на Юрия Беляева в роли адмирала Александра Колчака. Характерный у него вышел адмирал, запоминающийся, несмотря на то, что роль, в общем-то, практически эпизодическая. Вообще, все три Колчака в российском кино (позднее роль прославленного адмирала сыграют Анатолий Гузенко («Конь белый») и Константин Хабенский («Адмиралъ»)) вышли своеобразными и характерными.
Из остальных понравились оба «фона» — Грапф (Борис Клюев) и Кнопфер (Николай Караченцов). На высочайшем уровне снова отработал Евгений Евстигнеев, еще один «фон» — Эссен, роль которого даже более чем эпизодическая.
Хорошо сыграли своих персонажей Людмила Нильская (Клава), а также Евгения Добровольская (Ирина Артеньева) и Вия Артмане (фрау Мильх).
Порадовала музыка композитора Александра Михайлова. Все темы подобраны безупречно.
Итак, очень неплохое кино, которому ставлю
8 их 10
16 октября 2011
Существование этого фильма — загадка для меня. Он каким-то непостижимым образом появился ровно в тот момент, в какой он появится мог, ни раньше и не позже. Это не камерное «Собачье сердце», где скорее отображается ужас перед первобытной дикостью. И не фильмы Юрия Мамина, которые скорее о потаённых мерзостях русского характера, чем о намеченных им гражданско-социальных подтекстах.
«Моонзунд» подозрительно хорош и подозрительно умен. Как это часто бывает, он как бы случайно оказывается таким сдержанным и эмоциональным, не скатываясь в мелодраму, как сделанный под копирку «Адмирал», не превращаясь в исключительно военный фильм, не представляя из себя идеологическое клише, и главное — не делая фильм политическим. Для российского кино, которое просто физически не умеет не оседлывать определенный жанр, и которое по своему естеству не может не проповедовать «вечные ценности», этот фильм постепенно поднимается на ступеньку выше над всеми остальными произведениями.
Как он избежал всех этих ям-ловушек — опять же, просто загадка.
Фильм о человеке старой формации, который не то что не может перестроится, а не может понять, почему этот процесс предполагает не перестройку, а тотальное уничтожение? Почему революция из идейной борьбы перешла в банальное «словоблудие»? И как в этих условиях жить аполитичному человеку, когда ровным счетом его не интересует ничего, кроме дела, которым он занимается?
Последний пункт крайне важен. Аполитичность — еще один редкий случай в русском кино, где герой даже сидя на унитазе должен мысленно быть с народом и душою громко ему сопереживать. Так что это добавляет фильму еще весомые плюсы. Добавьте сдержанные, но качественные батальные сцены, где не хочется тыкать пальцем на фиговую компьютерную графику. Опять же, больше и не надо было. Мрачные пейзажи, музыка, мрачные, но не унылые, как это часто бывает в русском кино, кадры.
Одним словом сдержанный, качественный, очень умный, очень современный фильм. Одна из тех крупиц, которая показывает, что мы можем, когда хотим, снимать кино, а не только о ВОВ, православии, ужасах одиночества, пьянстве, патриотизме, уходе, возвращении, и уж точно не о волчках и мертвых ежиках.
9 из 10
13 ноября 2010
Снятый по одноименному роману Валентина Пикуля, фильм, рассказывающий о событиях 1-й мировой войны накануне революции — достоин всех похвал и почестей!
Сюжет, замечательная игра актеров (очень понравились Олег Меньшиков в роли Артеньева и Владимир Гостюхин в роли Семенчука), отличная работа операторов!
В результате всего этого глубоко окунаешься с головой в ту уже далекую эпоху. И начинаешь думать как морской офицер Артеньев; сопереживать вместе с ним, предаваться воспоминаниям; ощущать горечь поражений и предательства, трусости и человеческой подлости; радоваться победам…
Олег Меньшиков, который сыграл Артеньева, очень тонко и точно показал нелегкую жизнь морского офицера в то смутное время, когда враг наступал на северную столицу, в стране была жуткая неразбериха, началось разложение армии и флота. У него получилось сыграть настоящего патриота, который в любой ситуации любит свою Родину и служит ей до последней минуты, до последнего вздоха.
Смотрите (и читайте). Лучший фильм на военно-морскую тематику. Подойдет тем, кто любит свою историю и Отечество.
Моя оценка 10 из 10
24 ноября 2009
Один из моих любимых фильмов, несмотря на рваную хронологию событий, из-за чего первый раз фильм тяжеловато смотреть. Впервые увидел его лет 20 назад, с тех пор ничего лучше о людях и событиях той поры на Балтике не снято.
Удалось передать атмосферу и драматизм исторического момента и роковых перемен в судьбах героев.
Это фильм о людях, которые в условиях непростого нравственного выбора, независимо от своих политических убеждений, нашли в себе мужество быть до конца верными понятиям чести и любви к Отечеству.
Хороший актерский состав. По мне, так лучшая роль Меньшикова.
20 октября 2009
Первое, что я хочу сказать — фильм мне не понравился. Валентин Пикуль, автор многочисленных сказок на исторические темы, прикрываясь своей «любовью к родине», пытается показать, что офицер Артеньев один борется против бунтарских настроений на флоте, казалось бы поддерживая его. Но стоит взглянуть на первые десять минут фильма. Показывается батарея, на орудия прикреплены верёвки, на которых сушится матросская одежда. Прибывший на батарею офицер, окликнув дневального, получил резкий ответ в свою сторону. Более того, он был подвергнут нападению со стороны матроса, который сначала попытался его ударить с кулака, а потом когда офицер отправился к командующему батареей инженеру, выстрелил в след ему из винтовки. Лично мне трудно верится в такое поведение матроса в 1915 году. Давайте представим такую же ситуацию в Красной Армии в 1943 году. Чтобы сделал офицер в ответ на оскорбление и неповиновение, а также на выстрел в свою сторону? Матрос был бы сразу предан трибуналу и вероятнее всего в следствии расстрелян за нарушение воинской дисциплины в военное время.
Инженер рассказывает офицеру, что батарея построена в слишком короткие сроки, добавляя»… Если меня, профессионального инженера ставят командовать важнейшими стратегическими укреплениями, о чём может идти речь?» Тут показывается «бездарность, отсталость» царского правительства которой, смотря на факты и блестящие победы Русской Армии в Первой мировой войне, попросту не наблюдалось. Специально для того, чтобы показать всю «правду» зрителю, создатели снимают фильм в тёмных тонах, показываю то, что война была несправедливой для нас и начатой царским «бездарным, беспощадным, глупым и тупым» правительством. Например, в фильме «Неуловимые мстители», который выпущен гораздо раньше «Моонзунда», в 1966 году, присутствуют яркие цвета, прослеживается качество съёмки. Почему же тогда фильм 1987 года хуже по качеству, чем фильм 1966 года? Скорее всего потому, что именно через плохое качество изображения создатели намеревались привить зрителям, посмотревшим этот фильм, неправильное восприятие реалий истории.
Героями изображаются отдельные люди, офицеры, пытающиеся остановить бунтарские настроения. Человек, плохо знающий историю, может подумать, что только они боролись с бунтами, а царь и власть были не в состоянии справиться с «требуемым свободы народом» и революцией, устроенной на деньги американских банкиров.
Фильм посмотрел после просмотра «Адмирала». Не могу сказать, что получил даже малейшее удовольствие от просмотра, потому что «Адмиралъ» снят в правильном, патриотическом свете, а не в холодных, мрачных сумерках.
22 июня 2009
Одна из лучших советских военных лент, которая окажет сильнейшее влияние на тех зрителей, для кого еще что-то значат слова Родина, чувство долга, мужество и честь. О людях, которые в смутное революционное время не потеряли чувство верности своему Отечеству, и до последнего исполняли свой воинский долг.
Посмотреть фильм довелось сразу после «Адмирала», поэтому был просто поражен разницей в уровне драматургии, игры актеров и проработанности сценария.
Потрясающе передан реализм эпохи, описано противостояние многих «правд» жизни, каждая из которых имеет свое право на существование.
В картине играет молодой Меньшиков, убедительный Гостюхин, а каков Беляев в роли Колчака!
Смотрите и не пожалеете.
9 из 10
2 ноября 2008