Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Лунная соната |
английское название: |
Kuutamosonaatti |
год: | 1988 |
страна: |
Финляндия
|
режиссер: | Олли Соинио |
сценарий: | Олли Соинио |
продюсер: | Heikki Takkinen |
видеооператор: | Кари Сольберг |
композитор: | Антти Хитти |
художники: | Марьятта Ниссинен, Торсти Нюхольм, Tikke Tuura |
монтаж: | Ирма Тайна |
жанры: | ужасы, триллер, комедия |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 4414488 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 ноября 1988 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 26 мин |
Человек «голосует» на обочине. Останавливается машина. Человек заглядывает внутрь: -Скажите, далеко ли до Хельсинки? — Нет, не далеко. — А можно я с вами поеду? — Садись. Садится, задремывает, просыпается. — А теперь, далеко ли до Хельсинки? — Да, теперь далеко. (анекдот)
Известная модель приезжает в глухую провинцию дабы отдохнуть от суетных будней, толп поклонников и блеска софитов. Но, как нам известно из многочисленных фильмов ужасов, в буколическом сельском уединении таится множество опасностей: от проклятых богами и людьми ведьм с колдунами до дебиловатых деревенских алкашей. Так что, привыкшему к городскому комфорту человеку волей-неволей придется забыть об удобствах теплого ватерклозета и в поте лица своего отбиваться от сонма зомби, расплодившихся на местном заброшенном кладбище, толпы духов из заросшей паутиной усадьбы или просто от маньяка с огромным ножом, невесть каким образом возникшего в глухих тамбовских, то есть простите, лапландских лесах.
В «Лунной Сонате» (нет-нет, не Бетховена, а всего лишь Олли Сойнио) речь пойдет именно о маньяке. Точнее, о целой семейке маньяков, затаившихся в заброшенной северной деревушке в ожидании случайно заблудшей туда жертвы. Само собой, отдых звезде подиума она устроит незабываемый. И все было бы: замечательно, скучно, предсказуемо, шикарно, уныло (нужное подчеркнуть), — когда бы не специфический финский юмор, с которым рассказывает свою историю режиссер. Точнее даже не юмор, а легкая, порой едва заметная ирония, превращающая банальный маньячный хоррор в шикарное зрелище — настоящий пир души для поклонника фильмов ужасов. Не случайно картина в свое время была отмечена несколькими премиями национальных и международных кинофестивалей.
При этом внешне у Сойнио все серьезно, Маньячная семейка, состоящая из престарелой матушки, не вылезающей из инвалидных саней (финское ноу-хау!), и двух братьев, радостно преследует девицу, которая тщетно пытается от них убежать. При этом, один из братьев прикован цепью в дровяном сарае, а второй косит «под нормального» — для пущей убедительности. Само собой, машина не завелась, помощи ждать неоткуда, а немногие местные жители радостно вырезаются сорвавшимися с катушек идиотами. Лишь «юноша бледный со взором горящим» из числа аборигенов примыкает к несчастной девушке в ее квесте «во спасение». В-общем, штамп на штампе сидит и штампом погоняет. Вот только обращается режиссер со сценарными шаблонами с таким мастерством и умением, что превращает свой фильм в настоящий аттракцион.
Незначительными, казалось бы, штрихами, второстепенными эпизодами он выворачивает картину наизнанку. Игнорируя саспенс, заставляет сначала нервно, а затем уже широко и во все лицо улыбаться. И пусть по экрану все так же испуганно носится очаровательная Тиина Бьоркман, пусть она даже продолжает принимать происходящее за чистую монету — ее эскапады не пугают, а искренне и от всей души веселят. И оттого, что гэги разыгрываются с абсолютно серьезным видом, что ни на секунду актеры не позволяют себе выйти из образов маньяков и жертв, ни разу не принимаясь откровенно дурачиться в кадре — все происходящее предстает совершенно ирреальным зрелищем.
Автобус, полный суровых лесорубов, в который героиня Тиины Бьоркман не решилась сесть, предпочтя еще немного побегать от маньяков, предстает как воплощение творящегося на экране абсурда. То, что у Стивена Кинга в его американской глухомани предстает воплощением инфернального кошмара, у Олли Сойнио в тиши лапландской тайги выглядит бредом белой горячки — зелеными чертями, победить которых без хорошей дозы опохмела нереально. Зато глотнув грамм 250 ледяной водки — в самый раз. Правда, у маньяка тоже есть водка, а еще трактор, похоже, что оставшийся еще со времен Зимней войны. И гонки на этом тракторе в темноте полярной ночи — зрелище почти эпическое. И к этому эпосу нет смысла добавлять никаких слов: реплики героев в фильме можно пересчитать по пальцам. Равно как и музыкальные вопли главной героини. Это ж не Америка! Зачем кричать, когда нужно действовать? О чем говорить с маньяком-алкоголиком?
Перенеся классический сюжет маньячного триллера на финскую почву Олли Сойнио не оставил от американских трюизмов ни рожек ни ножек. Невозмутимо превратил ужас в анекдот и заставил смеяться там, где Вэс Крейвен сделал бы все, чтобы зрители дрожали от ужаса. Вот только садясь смотреть «Лунную Сонату» не надо забывать героя анекдота, спрашивавшего дорогу до Хельсинки. И точно уточнять у водителя куда вам надо.
14 августа 2012