Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.8 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Гнездо пауков |
английское название: |
Il nido del ragno |
год: | 1988 |
страна: |
Италия
|
режиссер: | Джанфранко Джаньи |
сценаристы: | Тонино Черви, Риккардо Араньо, Джанфранко Манфреди, Чезаре Фругони |
продюсеры: | Тонино Черви, Эндре Флоиан, Эндре Шик |
видеооператор: | Себастиано Селеста |
композитор: | Франко Пьерсанти |
художники: | Стефано Мария Ортолани, Николетта Эрколе |
монтаж: | Серджо Монтанари, Серджо Монтанари |
жанры: | ужасы, триллер, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 августа 1988 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 27 мин |
О рецепции творчества выдающегося хоррор-автора XX века в мировом кино можно написать серьёзную статью. Знаменитый писатель был заново открыт и оценён по достоинству лишь через десятилетия после смерти, а фильмы, снятые по его произведениям, принесли своим создателям миллионы, породив целый ряд франшиз, самая известная из которых «Реаниматор».
Впрочем, так дело обстояло в США. В Европе же Лавкрафтом чаще вдохновлялись, не экранизируя напрямую. Его пантеон древних богов стал источником вдохновения для классика итальянского хоррора Лючио Фульчи в таких его фильмах, как «Город живых мертвецов» и «Седьмые врата ада». Вот и «Паучий лабиринт» Джанфранко Джаньи инспирирован Лавкрафтом. Кому-то он, безусловно, покажется скучным, ибо сюжетная динамика здесь заменена мрачной атмосферой страшной тайны, что висит над Будапештом, куда прибывает американский профессор, дабы выяснить причину таинственного исчезновения своего коллеги, который обнаружил священную книгу одного древнего культа.
Мотивы прозы знаменитого писателя слишком заметны, чтобы их можно было проигнорировать или же объяснить случайностью. Это и главный герой, то ли историк, то ли лингвист, вся жизнь которого подчинена науке, а также образ зла, которое уже изначально присутствует в мире, будучи древнее всех религий и философий. Можно сказать, Ховард Лавкрафт был в какой-то степени гностиком, поскольку едва ли был убеждён, что мир творил благой бог. Скорее наша вселенная порождение Ктулху или более мелкого божества из его пантеона. Вот и художественное пространство малоизвестного итальянского режиссёра Джанфранко Джаньи постепенно раскрывает свои секреты, меняя картину мира молодого учёного. Он осознаёт, что привычная реальность лишь ширма, а древние верования вовсе не миф, а та страшная правда, которую до поры не замечают люди.
Ховард Лавкрафт был безусловным пессимистом. Его герои были не способны совладать с тайными знаниями, а древние секреты, подобно страшному пауку из детских воспоминаний главного персонажа, лишали их разума.
Интересно, что Джанфранко Джаньи буквально воспроизводит образ из шедевра Ингмара Бергмана «Сквозь тёмное стекло». Главный герой не только боится пауков, не в силах преодолеть свой детский страх, но и оказывается втянут в кровавый культ, где одержимые люди поклоняются неведомому божеству, предстающему в виде огромного паука. Режиссёр был стеснён бюджетом, оттого сцены превращений сделаны не слишком качественно. С другой стороны, спецэффекты и так самая уязвимая часть любого старого фильма, поскольку технический прогресс не стоит на месте, и даже блокбастеры прошлого покажутся наивными с этой точки зрения. Для Джаньи «Паучий лабиринт» вообще был дебютом, осуществлённый им в весьма зрелом возрасте. Когда-то Джаньи был ассистентом итальянских мастеров Мауро Болоньини и Альберто Негрина, после чего нашёл себя в производстве видеоклипов. В США клипмейкеров часто привлекают к созданию блокбастеров, которые проще всего сделать занимательными за счёт клиповой эстетики. А Джаньи коротким кадрам предпочитает длинные, да и атмосферу страха создаёт за счёт детективного сюжета и вкрадчивого слежения камеры за судьбой своего героя.
Помещая персонажа в пустые архитектурные пространства, режиссёр добивается ощущения рока, который преследует героя. Будучи современником заката джалло, Джаньи искусно выбирает из обломков жанра те элементы, которые могут сделать его фильм атмосферным. Оттого в сюжет введён таинственный убийца, который следует по пятам за героем, лишая жизни всех, кто может хоть что-то ему рассказать о культе. Причём сцены убийств постановщик старается сделать эстетичными, отчасти вдохновляясь тёмным романтизмом Дарио Ардженто, самого известного апологета «жёлтого» фильма.
Конечно, что-то в фильме Джанфранко Джаньи кажется неизбежно вторичным, поскольку слишком чувствуются отголоски чужих стилей и идей, в ущерб собственным. С другой стороны, если бы в это самое время не канул в лету весь итальянский хоррор, не выдержав конкуренции с американским законодателем мод, то, возможно, Джаньи стал бы ещё одним мастером страшного жанра, взамен ушедшим Марио Бава и Лючио Фульчи. Но сложилось так, что режиссёру пришлось уйти на телевидение, где он проработал все 1990-е гг., лишь на исходе XX века сняв для кино свой второй и пока последний фильм.
Тем не менее, несмотря на некоторую вторичность художественных приёмов, дебют Джанфранко Джаньи получился вполне интересным, который стоит посмотреть в первую очередь поклонникам американского классика страшной прозы. Так уж получилось, что европейские режиссёры, что Фульчи, что Джаньи, что ряд других, лучше улавливали гностический и эсхатологический подтексты гениального автора, в то время как американские режиссёры чаще довольствовались лишь чисто внешним воспроизведением лавкрафтовских ужасов.
7 из 10
22 июня 2018
Конец 80-х годов прошлого века — время заката классического итальянского horror-movie. И вроде бы еще полны творческих сил мэтры (Ардженто и Фульчи), еще появляется талантливая молодежь (один «Собор» Микеле Соави достаточно вспомнить), но уже ясно, что жанр зашел в тупик: публика уже наперед знает все сюжетные ходы, привыкла к атмосфере, легко предвосхищает поведение главных героев и т. д и т. п. Тем не менее, фильмы продолжают сниматься, индустрия еще работает, обеспечивая киноманов материалом для домашних фильмотек на много лет вперед. Дебютная работа молодого (на тот момент) режиссера Джанфранко Джаньи «Лабиринт паука» как раз и является типичным представителем итальянской продукции своей эпохи. Не хватающий звезд с неба, скроенный по готовым лекалам от Ардженто и Бава, фильм тем не менее вполне способен привлечь внимание фаната жанра на один вечер и занять место в коллекции, пусть и не в первых ее рядах.
Завязка истории весьма традиционна — молодой, но уже весьма уважаемый в научных кругах профессор Алан Уитмор отправляется в Венгрию, чтобы найти следы некоего древнего культа, существовавшего в тамошних краях. Если вы подумали, что главному герою в очередной раз придется схватиться с графом Дракулой и его присными (ну а кто еще может водиться в Трансильванских замках?), то оказались неправы. Ради разнообразия сценаристы на этот раз погрузят зрителя не в изысканно-готическую атмосферу от Брэма Стокера, а напустят психоделического ядовитого тумана в духе Лавкрафта. Оказавшись в маленьком городке профессор Уитмор столкнется с чем-то, пришедшим из глубины веков, и это Нечто будет постепенно опутывать его своими тенетами, отравлять сознание, отнимать надежду.
Может быть не с первой минуты, но уж с десятой-пятнадцатой — точно, становится совершенно ясно, что милейший профессор обречен, и вся интрига фильма сводится только к одному: пожрет ли древнее Зло только его тело или прихватит еще и бессмертную Душу, как то случилось с населением целого города. Естественно, поначалу герой не подозревает, что все окружающие его — адепты ужасного культа, даже милейшая помощница местного ученого Женевьева. Зрителям это очевидно, а вот он никак не поймет… И добрых две трети экранного действа бродит и бродит по городу в поисках древнего артефакта, не понимая что к чему и отмахиваясь от странного старика, который постоянно пристает к профессору с предупреждением об опасности и предложением помощи. Наконец, поиски приводят Уитмора в древние катакомбы и… на этом заканчивается мистический триллер и начинаются развеселые сатанинские кошмары с кровожадными монстрами и Биг Боссом в виде чудовищного паука. Сняты они без особой выдумки и фантазии, хотя «опаученные» жители города, вырабатывающие паутину из собственной слюны, выглядят забавно. Что-то мне помнится из школьных уроков, что пауки плетут свои сети вовсе не ртом, а совсем другим местом — ну, да ладно. Ситуация усугубляется еще и тем, что профессор с детства (кто бы сомневался!) страдает арахнофобией…
Зрителю остается только ждать, когда в копилке создателей фильма иссякнут небогатые спецэффекты и история прикатится к ожидаемому финалу. Впрочем, поклонникам Лавкрафта он был известен изначально — для остальных какая-никакая интрига сохраняется до конца…
Впрочем, если вы не являетесь поклонником итальянских хорроров, то едва ли до этого самого конца дотерпите — пусть первая часть фильма атмосферна и мистична, но эти самые атмосфера и мистика явно взяты режиссером взаймы у своих старших и более умелых товарищей, а картонность персонажей и предсказуемость сюжета убивают интригу в зародыше. Но когда это становилось препятствием для фанатов! Ведь «Лабиринт Паука» — это 100% Италия, а в фильмах ужасов — это trademark.
5 из 10
7 апреля 2010