Пожалуй, название «Дотянись до неба» не только заголовок, но и сама суть этого аниме. Причем как для героев, так и для съёмочной группы во главе с режиссёром. Ведь для тех, кто смотрел «Евангелион» будет заметным его сходство с «Ганбастером», не только тематикой но и некоторыми приемами и даже немного музыкальным оформлением. Общее в них, это то, что режиссер хотел нам сказать. Но в данном случае он сказал далеко не всё, скорее это было только начало, ведь «Евангелион» развил некоторые темы, затронутые здесь.
Это странное аниме, тут соседствуют на десяти минутах экранного времени комедия, пафосно-бредовая пародия на жанр, и драма. Всё это не переходит за грань неправдоподобности и лишь иногда проглядывают штампы. То ли никто не захотел от них избавляться, то ли они слишком въелись в жанр «Меха».
И главная героиня и её напарница по Бастеру, а за ними и сценаристы с режиссёром пытаются прыгнуть выше головы, избавиться от оков и клише, и в самых сильных и драматических моментах это удаётся. Акцент тут делается не на боях против пришельцев, не на пафосе самих роботов, а на внутреннем состоянии героев, их негероическую суть, ведь они всего лишь люди. Пародийная комедия прекращается, когда главная героиня Норико встречает на земле свою бывшую подругу. Они ровесницы, но фактически Норико (это, кстати весьма научно) младше её на десять лет, ведь время на земле и в космосе при сверхзвуковых скоростях течёт неодинаково. Со следующим полетом разница становится ещё больше.
Честно скажу, знаком далеко не со всеми представителями данного жанра аниме (какой стыд и позор, я не смотрел «Гандам», а «Макросс» захватил вскользь), но мне кажется, что «Ганбастер» решительно попытался взломать рамки Меха-жанра. Окончательно это проделает тот же Хидеаки Анно в 1995, но и тут уже есть место неоднозначным и удивительным поворотам. Что-то есть в «Ганбастере» от старой фантастики, плюс олдскульный рисунок, но замах на нечто большее сделан. Даже кажется, что шесть серий — слишком мало для данного творения.
P.S. Это аниме стоит смотреть хотя бы ради последнего эпизода, а уж когда в самых напряженный момент спасения человечества нам показывают голую сиську, то это… Эффект странный, но весьма впечатляет. Нужно быть смелым режиссером, что бы такое сделать.
10 ноября 2016
Это — первая, если не ошибаюсь, работа Хидеаки Анно. В общем, на этом можно было бы и закончить, и так ясно, что она гениальна. Ещё одно аниме, которое довело меня до слёз. Я весь шестой эпизод прорыдал… Попробую всё же систематизировать свои впечатления…
Сюжет и проблематика этого аниме находится под явным влиянием «Игры Эндера» Карда. В 2015 (за что Анно так не любит этот год?) году человечество столкнулось с космическими монстрами. Начата усиленная подготовка оружия и кадров для противостояния угрозе. Дочь погибшего в первом столкновении адмирала, Такая Норико, мечтает стать пилотом боевого робота и учится в соответствующей школе. Она (неожиданно для многих, включая и себя) избрана в Отряд Наступления Вооруженных Машин, и её начали готовить к решительному бою. После нелёгких тренировок она (вместо со всем земным флотом, конечно) сталкивается с ордой врагов и останавливает их прорыв к Солнечной системе, жертвуя собой. Однако она выжила — и вновь спасла человечество дорогой ценой, уничтожив саму расу угрожающих Земле существ. Помимо сюжета о жестком воспитании новобранца звездных войн и вопроса (заданного, хоть и вскользь) о допустимости вызова космических катаклизмов ради выживания человечества, с «Игрой Эндера» это аниме объединяет ещё и тема трагических временных парадоксов, сопровождающих путешествие на световой скорости.
История совсем не пафосная — девчонки остаются таковыми, даже если пилотируют гигантских боевых роботов. Вообще, очень искренняя и уютная история — естественно для Анно, впрочем. Кстати, хоть роботы (тут они старорежимные и, как мне кажется, более реалистичные — массивные и приземистые), бегающие кросс, отжимающиеся или прыгающие через скакалку, могут показаться нелепостью, на самом деле это не лишено смысла — что может быть лучше для координации движений пилота, чем подобные упражнения, привычные для его собственного тела и требующие слаженности всех деталей машины? Частично от этой естественности, а частично оттого, что пилотирование меха всегда способствует «рыцарским» тенденциям, Норико ожидает несколько дуэлей с другими пилотами — элитарность и профессиональная ревность требуют подобных «проверок», однако и речи нет о серьёзной вражде. После дуэли в открытом космосе противники вместе отправляются в онсэн (да, их и на орбите организовали!). Юность Норико по-новому ощущается в последнем эпизоде, где она, проведшая немало времени в сверхсветовых перелётах, не меняется, а её подруга…
Знаете, сначала я думал, что это обычное аниме про упорные тренировки и достижение цели, хорошее, но ещё не шедевр. Я понял, что ошибался, после третьего эпизода. Любовная история закончилась, как и положено на войне — смертью. И не в самом этом факте дело… Но после этого я увидел, что аниме — совершенно серьёзное. Отношения героев чудовищно сложные, а жизнь — жестокая. В общем, всё по-настоящему.
Конечно, «делают» это аниме прежде всего персонажи. Тут и Норико — замечательно светлая, немного безалаберная, но при этом предельно ответственная — нет, не так, очень совестливая девушка. И Амано, «Сестрица», которая действительно становится для Норико будто бы старшей сестрой и наставницей, но так привыкает опекать её, что уже и не верит в её способности. И тренер, последний выживший с корабля адмирала Такая, яростно и отчаянно готовящий пилотов, чтоб победить прежде, чем умереть. И «гениальный пилот» с восхитительным именем Юнг Фрейд, обладательница больших амбиций и чудесного, лёгкого и гедонистичного подхода к жизни (она непременно займёт почётное место в моем списке любимых женских героинь аниме). Из их отношений, по-настоящему человеческих и глубоко нежных (тут совсем нет отрицательных персонажей) и выплетается красивая ткань истории.
Визуальный стиль 80-х, конечно, совершенно изумителен и просто не может не вызывать обожания. Очаровательные герои сменяются яркими эффектами и динамичными битвами, а решение последнего эпизода я бы назвал гениальным — это предтеча финальных серий «Neon Genesis Evangelion». Кроме того, «Aim for the top! Gunbuster» — первое аниме, где отдельно анимированы груди, так что оно внесло бесценный вклад в аниме-культуру ещё и в этом аспекте. Говоря о фансервисе — в комнате Норико висят плакаты «Навсикаи» и «Тоторо», да и жукоподобные монстры, уничтожающие человечество как вирус в теле Вселенной, очень напоминают о «Навсикае», над которой Анно в своё время работал, как аниматор.
В общем, «Aim for the top! Gunbuster» — однозначный шедевр, который, безусловно, можно считать одной из вершин японской анимации. Смотреть всем.
8 из 10
31 марта 2014