Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Бабушка |
английское название: |
Yaaba |
год: | 1988 |
страны: |
Франция,
Швейцария,
Буркина-Фасо,
Германия (ФРГ)
|
режиссер: | Идрисса Уэдраого |
сценарий: | Идрисса Уэдраого |
продюсеры: | Мишель Дэвид, Фредди Денаэ, Пьер-Ален Мейер, Оливье Гейер, Идрисса Уэдраого, Michel David |
видеооператор: | Маттиас Калин |
композитор: | Франсис Бебе |
художник: | Мариам Сидибе |
монтаж: | Лоредана Кристелли |
жанры: | мелодрама, драма, семейный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 мая 1989 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Забытая Богом деревушка где-нибудь на юге Италии, или Испании, или Марокко… Обжигающее солнце, которое очистительным огнём уничтожает краски мира, оставляя повсюду только девственную белизну земли, домов, одежды. Тысячи стран и одинаковые деревни. Меняется уклад, привычки, декорации, но в целом, куда ни бросишь взгляд, мир похож сам на себя. Те же драмы, те же страсти; предубеждения и искренность; жестокость и неожиданная мудрость. «Это жизнь», — постоянно повторяет один из второстепенных персонажей, глядя на то, как ссора сменяется бурным примирением, а жажда быть любимыми толкает женщин в объятия любовников.
Деревушка в Буркина-Фасо: африканское солнце чуть жарче европейского, темнее кожа, более ветхая одежда, чуть дальше от цивилизации. Бедность не гнетёт, потому что не с чем сравнивать. Книги, журналы, телевизор — здесь не существует этих способов забыть о своей жизни, погрузившись в чужую; они атрибуты иного мира, отстоящего от мира героев на полторы вселенных. Скуки в селении нет. Слишком укоренился распорядок, традиция, чтобы позволить мечтать о чём-то ином, что рождает тоску по несбыточному у людей, имеющих доступ к чересчур большому объёму информации.
Била и Напоко двоюродные брат и сестра, они пока не выросли и хотя помогают по хозяйству, у них остаётся слишком много времени на то, чтобы задаться тем вопросом, который больше не интересует тех, кто вырос — «почему». Почему отец Билы совершенно не слушает возражений, настаивает на своём, но при этом обычно принимает неправильные решения? Почему никто не слушает отца Напоки, который спивается после смерти жены, хотя он всегда говорит умные вещи? Почему Коуди, которая является женой такого доброго к детям Ноаги, ходит по ночам к обманщику Разугу? И почему все беды деревни привычно валят на старую женщину, живущую на краю деревни?
Когда Сану в очередной раз обвиняют в ведьмовстве, из-за которого якобы сгорел дом, дети впервые осознают мысль, которая тоже является важной вехой в становлении личностей — «взрослые не всегда правы». Била ворует продукты и приносит Сане, с которой у него постепенно завязывается дружба. Yaaba — бабушка. В деревеньке, где больше нет стариков, некому передать подросткам ту мудрость, которой человек может пользоваться только в детстве и старости — у всех есть свои причины для поступков.
Но Напока заболела и ощущая своё бессилие взрослые привычно изливают ненависть на старуху, сжигают её дом и прогоняют из деревни. И лишь Била знает, что старуха может привести настоящего лекаря, который сможет спасти жизнь Напоки. Запретный плод, плод познания добра и зла, понимания, что не всё то, что привычно, является хорошим и правильным… Именно этот плод разрежет на дольки и даст попробовать жителям юный мальчик, чтобы спасти сестру и наконец восстановить справедливость по отношению к старухе, которую он стал называть бабушкой.
Пересмотр взглядов дело непростое. И не все в деревне смогут измениться, взглянуть на мир с новой точки зрения. Но Била, по выражению его матери, «открыл им новый путь». И, возможно, те из взрослых, кто доживёт до старости и сами будут учить своих внуков, с удивлением обнаружат, что к ним вернулось детское желание задавать вопросы «почему».
5 декабря 2013
Типичный африканский пейзаж, как он представляется из центра России. Выжженная земля, походы за водой, небогатая растительность. Из живности — куры, стервятники. Однажды мелькнула корова и был упомянут кролик, которого якобы видел главный герой, но героиня ему не поверила
Черные люди живут натуральным хозяйством. Что-то собирают, что-то выращивают. Из предметов обихода — горшки из глины, сосуды из каких-то плодов. Едят руками, но есть одежда из ткани, хотя верхняя половина тела частенько неприкрыта.
Удивительно красивые низкорослые круглые строения. И вообще архитектурно деревня очень понравилась.
Фильм о дружбе и взрослении мальчика и девочки. Это не Ромео и Джульетта в африканском переложении. Хотя страсти на экране кипят. Разбираются семейные отношения: муж выгоняет жену и детей из дома, замужняя женщина ищет любовь (муж — пьяница и импотент). Параллельно развивается тема прогресса: девочка болеет — лечить ее можно травами, либо призвав на помощь богов. Кипят страсти своебразно. Жестко, но без импульсивности, которой ждешь от южных жителей.
Дети сдружились со старушкой, которую все называют ведьмой. Попытки детей сгладить отношения жителей деревни с ней, в общем, оказываются небесплодны.
Можно сказать, что это детский фильм, но… Жизнь — такая штука, что может и не стоит ее резать на какие-то кусочки. Хотя для анализа и удобнее вроде.
За колорит и разговор о настоящих ценностях -
9 из 10
24 марта 2010