Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ариэль |
английское название: |
Ariel |
год: | 1988 |
страна: |
Финляндия
|
режиссер: | Аки Каурисмяки |
сценарий: | Аки Каурисмяки |
продюсер: | Аки Каурисмяки |
видеооператор: | Тимо Салминен |
композиторы: | Раули Сомерйоки, Тайсто Тамми, Bill Casey, Мелроз, Олави Вирта |
художники: | Ристо Кархула, Туула Хилкамо |
монтаж: | Райя Тальвио |
жанры: | комедия, мелодрама, драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 октября 1988 г. |
на DVD: | 22 января 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 12 мин |
После просмотра я задался таким вопросом: а к какому жанру стоит относить Ариэль?
Несмотря на несколько тонких шуток, сложно причислить его к списку комедий.
Мелодрамой или романтическим фильмом он тоже быть не может: любовная линия протекает слишком стремительно, без концентрации на чувствах героев.
Криминальная драма? Ближе всего, но в фильме не поднимается вопроса о справедливости, свободе, истине. Преступления, которые совершает герой или совершают над ним, происходят как что-то будничное, бессмысленное для анализа.
И так весь фильм. В самом начале отец героя стреляется (я узнал, что он ему отец только из описания фильма, кстати) - казалось бы, плодородная тема для рефлексии героя, грандиозных будущих событий. Но нет, это всего лишь юмористический эпизод, который больше не вспомнится. Герой влюбляется в женщину с ребенком - и тоже эта линия настолько тусклая, бедная на детали, что словно не имеет права на развитие. Герой нападает на того, кто украл у него деньги - тут можно было показать суд, разбирательства, аргументы сторон, но вместо этого у нас затемнение, а после оглашается приговор.
Но всё это не упущения режиссера, напротив: отсутствие яркой внешней реакции у героев, бедность их переживаний, бескомпромиссность в принятии решений (быстрое замужество, внезапное ограбление, авантюрный побег из тюрьмы) великолепно их характеризуют.
В фильме мало говорят, но что-то постоянно делают: ищут работу, пьют, дерутся, разряжают и заряжают револьвер, и каждое действие неприкрыто бессмысленно. Если бы героя не ограбили случайные бродяги - наверное, он бы только и делал, что работал где-нибудь в порту, и фильма бы не получилось. Но криминал не придает остроты истории, он скорее вписан в жизнь героев, как алкоголь, физический низкооплачиваемый труд и отсутствие какого-либо шанса на счастливый конец. Режиссера, как и героя, не особо интересует окружающий мир и темы, которые он может предложить для углубления. Мы движемся по сюжету, как по спокойной реке. Нет драмы, страха, страстной любви, даже дружба возникает из случайности и тут же гаснет. Режиссер крайне талантливо показал нам жизнь, лишенную каких-либо красок, счастливых или несчастных.
Фильм, конечно, призван не развлечь, а дать возможность примерить на себя роль человека без мечты, цели и надежды.
18 апреля 2024
Таисто, шахтёр из Лапландии, остаётся без работы, и, чтобы хоть как-то свести концы с концами, перебирается в столицу — Хельсинки. Скоро он на собственной шкуре познаёт прелести босяцких ночлежек и камер предварительного заключения. Именно так, с непарадного подъезда, встречает его «капиталистический рай». Бездомная жизнь делает из провинциального обывателя и неудачника анархиста и заправского гангстера. Таисто попадает в тюрьму и спасается бегством, которое организовывает ему случайная подруга — Ирмели — всё понимающая мать-одиночка…
Социально-пролетарская драма о финских реалиях преобразуется сначала в физиологический очерк быта и нравов хельсинских предместий, населённых отбросами общества и романтическими изгоями, затем в комедию, а потом и вовсе в сказку-утопию. Щемящая безысходность и тоска, присущая поэтике «финского Джармуша», с бесстрастной интонацией обнажает скрытый темперамент, спонтанность и юмор героев-аутсайдеров, солидарных в беде. Несмотря на жанровую эволюцию внутри фильма, Каурисмяки демонстрирует единство стиля.
А повторяемость событий показывает обречённость персонажей и закономерность их бегства из враждебного мира. Одинокие существа осознают почти экзистенциальную необходимость жить и нести свой крест, а если и переступают рамки закона, то совершенные ими преступления всякий раз оказываются спровоцированными социальными условиями. В следующем фильме Каурисмяки («Девушка со спичечной фабрики») этот мотив будет усилен в ещё большей степени, представив не просто трагическую, но уже безысходно-беспросветную ситуацию.
20 августа 2014
«Ариэль», второй фильм «Пролетарской трилогии» Аки Каурисмяки, повествует о злоключениях шахтёра (с первых минут фильма уже бывшего шахтёра) Тайсто. Оставшись без работы, он забирает из банка все свои немногочисленные сбережения и на кабриолете отца покидает свою деревушку, направляясь в Хельсинки. Здесь он сталкивается с бесконечной чередой проблем — от ограбления, до безработицы и заключения по ложному обвинению. Однако, о всех этих неприятностях он не остаётся один. Он встречает Ирмели, и оба они, без лишних слов, с абсолютным уверенным спокойствием решают остаться вместе навсегда. Так же в тюрьме он знакомится с Микконеном, осуждённым за убийство (но, конечно же, невиновным, согласно его собственным словам), который и помогает ему выбраться из заключения и ведёт его к свободе, за пределы страны, за пределы континента (хоть в фильме мы этого и не увидим).
В этом фильме показана лишь часть истории, один её полюс — полнейшая неразбериха в жизни Тайсто, одна нелепая неудача за другой; заваленная работой (в гостинице, в сбербанке, на мясокомбинате, в автоинспекции) Ирмели, надрывающаяся что бы потянуть квартплату и обеспечить сыну нормальную жизнь. Но Каурисмяки не оставляет эту часть своего мира без противоположной, той прекрасной и свободной части, в которую увозит героев корабль «Ариэль». Не важно, куда плывёт корабль — в Бразилию или Мексику — просто куда-то далеко, нв какой-то недостижимый мир о котором мечтает Тайсто, о другой стороне земли, о том месте, где всё возможно, где всё хорошо.
Главный герой — безработный, бездомный, нищий — кажется, не способен ужиться с этим миром, но он не потерян в нём, как герои фильма «Тени в раю», открывающего трилогию. На всех крутых, порой немыслимых поворотах Тайсто удерживается «в седле» и, кажется, жизнь для него, со всеми её нестерпимыми невзгодами — привычная и естественная колея, по которой он, меланхолично стерпев всё, обязательно доберётся до своей цели. Ведь из возможных путей, которые описывает ему отец в начале фильма — он не избрал ни тот, что приведёт к самоубийству, ни тот, что загонит его в беспробудное пьянство. Он не стал собственноручно выталкивать себя из мира, он выбрал жизнь, какой бы она ни была, и, несмотря на все неудачи, не проиграл. И однажды, с женой и приёмным сыном, он обязательно доберётся до своей далёкой Мексики.
Обрывистый стиль повествования, порой «пропущенные» сцены, остающиеся за пределами взгляда камеры, главный герой, напоминающий персонажей Тарантино (точнее персонажи Тарантино напоминают героя Каурисмяки) — всё это поставлено на минимуме необходимого с художественной точки зрения и приправлено непривычным порой финским юмором.
Рекомендуется к ознакомлению.
21 января 2010
Начинается неспешно, по-фински, вводя в состояние спокойной меланхолии. Заснеженные пейзажи, заводские окраины, простые работяги…Любимый герой Каурисмяки как обычно замкнутый в себе, нелюдимый пролетарий. Он лишний, просто цепляется за жизнь: перебивается с работы на работу, его грабят, он ночует в ночлежках. В общем, он финский маргинал. И казалось бы так уйдет этот особо непримечательный типчик в небытие. Так нет же. Далее разворачивается настоящий триллер. Мужчина встречает женщину. Борьба за жизнь обостряется. В ней находится место и тюрьме, и грабежу и смерти… И все ради новой жизни… Где-нибудь, где тепло, вместе с любимым человеком, например, в Мексике. Останется всего ничего до цели — добраться до борта «Ариэль»…
P.S. Главный герой внешне чем-то смахивает на замечательного Ника Кейва.
9 из 10
2 сентября 2009