Рейтинг фильма | |
![]() |
6.3 |
![]() |
7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Хозяйство |
английское название: |
Housekeeping |
год: | 1987 |
страны: |
США,
Канада
|
слоган: | «The story of a woman slightly distracted by the possibilities of life.» |
режиссер: | Билл Форсайт |
сценаристы: | Мэрилинн Робинсон, Билл Форсайт |
продюсер: | Роберт Ф. Коулсберри |
видеооператор: | Майкл Коултер |
композитор: | Майкл Гиббс |
художники: | Эдриэнн Эткинсон, Джон Виллетт, Мэри-Джейн Рейнер, Джим Эриксон |
монтаж: | Майкл Эллис |
жанры: | комедия, драма |
|
|
Финансы | |
![]() |
$1 083 282 |
![]() |
$1 083 282 |
Дата выхода | |
![]() |
25 ноября 1987 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 56 мин |
Мать-одиночка переправляет своих двух маленьких дочерей к бабушке, а сама отправляет себя в мир иной сбросившись с обрыва. Новый попечитель девочек тоже не долговечен и на его место приезжает младшая дочь, женщина полная загадок и странностей.
Первая американская работа шотландца Форсайта и наверное лучшая в его творчестве, снятая по одноименному произведению Мэрилин Робинсон. Вышла в 1988 году да так и осталась там на хвалах критиков и зрителей-эстетов.
Действие происходит в 50-х в вымышленном городке Фингербоне, в местечке тихом, холодном, окруженном озером и таинственной историей о поезде, который в зимнюю ночь сошел с мостовых рельс и вместе с пассажирами ушел под воду, оставив только громадную брешь на льду и выплывшие на поверхность пару чемоданов и вилок салата.
Оставлены в этом городке и две сестры Рути и Люсиль своей суицидальной родительницей, прожившие маленькое детство бок о бок со стариками. Серое восприятие жизни подростков изменится с появлением их родной тети Сильвии, странствующего человека с чудинкой. С непринужденностью она даст девочкам свободу, которую сама ценит превыше всего, но на одну это повлияет скептически и воинственно, а для другой откроет двери в созерцание прекрасного. Близкие, но несхожие по духу, живущие в своем мире племянницы по разному воспринимают причудливую родственницу, для тринадцатилетней Люсиль прибывание в затворничестве быстро надоедает и поведение тети начинает раздражать, она стремится к социуму, когда как старшая ее на два года Рут постепенно проникается просторным внутренним миром неординарной тетки. Трагический разрыв неизбежен и каждая выбирает свой путь. Кто же такая Сильвия останется загадкой до самого конца, ушла от мужа и пустилась в вольное плаванье, на вопрос о супруге открывает лишь усмешку, смеется и при виде рекламной ростовой фигуры изображающей семейную идиллию. Путешествующая странница любит долгие прогулки, она сова и предпочитает сидеть в темноте, ночь ее подруга с небом усыпанным звездами и чистым воздухом. Со светом она не любезна и днем ее можно найти в сквере спящей на лавочке, лежащей на спине и закрывшей лицо газетой, в доме свет тоже не в почете, это место стремительно заполняется бездомными кошками, тоннами газетной макулатуры и аутическим накоплением консервных банок, которые она отмывает от стикеров и выстраивает жестяные пирамиды. Телевизора в хозяйстве нет, но есть выход и из такого положения, когда остановившись у эпикурейского дома его можно посмотреть заглянув в чужое окно. Окружающий мир интересен и необъятно большой, в его карманах звезды, рельсы, неповторимые места, содержательные книги и безграничный полет фантазии, как и в бездонных карманах пальто Сильвии, где лежит наворованная всячина из леденцов, брошек и прочей мелочной дивностью, которую она воодушевленно раздает девочкам в их первую встречу, в карманах где уместится даже рыба забавно торчащая из одного хвостом вверх, добытая каким путем можно догадаться по виду бежащей от преследования из леса эксцентричной тети. Дары с вниманием примет только старшая из сестер, с гордостью заколов презентованную ей бронзовую лошадку на борт куртки, тем самым подхватив увлекательное мировоззрение Сильвии и в момент когда младшая уйдет из дома перебравшись в более благоустроенный мир к своей учительнице, женщина устроит для Рути незабываемую лодочную прогулку на заброшенный остров, которая окончательно сроднит две чуткие души единомышленников и заставит вдохнуть глоток свежего воздуха в легкие скованной грустью и страхом девочки.
Как и в предыдущих своих британских лентах Билл Форсайт ставит перед своими персонажами альтернативные пути-дорожки, где у каждого есть над чем задуматься и что в конечном итоге выбрать, выбрать правильно, как это было с прыщавым подростком Грегори в Gregory`s Girl_1981 и клерком из нефтяной компании Local Hero_1983. Дилемма есть у каждого человека, рано или поздно накроет, первая девчонка школы или простая однокашка, повышение на работе в бетонном мегаполисе или убаюкивающее спокойствие деревенского быта, в Хаускипин стоит задача быть как все или же стать самим собой. И тут это нелегко как взрослому человеку в котором видят дуру, так и подростку только-только делающему шаги в утробу общества. Если ты не такой как все, считай что желтый билет ты уже получил. Но Сильвия не сумасшедшая, какой ее считает Люсиль и подливает масло в огонь чтобы избавить и старшую сестру от пагубного влияния, изначально руша замок сестринской близости, вытряхивает гербарий из теткиной книги на глазах Рути, комкает и рассыпает засохшие цветы, отгораживается за закрытой дверью. Масло начнет кипеть, когда после ее рассказов, оставшимися в доме сепаратистками не заинтересуются местная сердобольная женская община и шериф. В попечительских талантах Сильвии усомнятся и серьезно доведя дело до намеченного слушания на лишение прав опеки.
Печально, что данный шедевр запылен временем и мало известен в принципе, упущение Columbia со всеми ее перипетиями связанными с выходом ленты, смертью директора который вел этот проект на студии так и не дождалась не то что бы номинаций на оскары, что первоначально и возлагалось, а вообще потерялась окончательно, как сочинение сложно воспринимаемое и не столь коммерческое. Первоначально роль Сильвии писалась под Дайан Китон, но та впоследствии отказалась, за что ей большое спасибо. Вместо нее пригласили высокую Лахти и тем самым на мой взгляд выиграли. Красивая и талантливая актриса, та самая бесподобно сыгравшая соседку Голди Хоун из Swing Shift_1984 и радикальную мамашу Ривера Феникса в Running on Empty_1988, исполнила этот сложный образ на ура, спокойной и смешенной чудоковатостями натуры, которая остается интересной с самого ее появления морозным утром и до пронзительного финала картины. Юные актрисы Берчилл и Уолкер тоже восхитительны, особенно вторая играющая тоненькую и робкую Рути, но к сожалению девочки нигде больше и не засветились. Большой поклон человеку с камерой Майклу Коултеру Sense and Sensibility_1995, благодаря которому каждый кадр, как произведение искусства с его пастельными тонами вплоть до одежды каждого персонажа и игрой света, ландшафтами, общими планами и искусно выстроенными декоративными моментами, ведь оригинальна не только главная героиня, но и то что показано на экране; затопленный оттепелью город, где проснувшись утром и спустившись по лестнице ты не иначе как должен плавать по собственному дому вместе с саквояжами и мышонком на бревне или танцевать вальс по колено, с чудным оставленным когда-то людьми островком, покрывшемся инеем и зефиром на ветках создает сказку визуализации, ушедший в ледяную воду пассажирский состав и мост являющийся ключевой фигурой истории, то самое место с которого все началось и закончится.
И остается лишь тот самый выбор идти к попсовому ординарному или следовать к индивидуальному и самобытному. Может быть и хорошо с другой стороны, что Housekeeping не для массы, а для ценителей.
11 декабря 2013