Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мы ли это? |
год: | 1987 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Георгий Левашов-Туманишвили |
сценарий: | Георгий Левашов-Туманишвили |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 27 мин |
Так ли все просто, как кажется, или все на самом деле несколько сложнее?
Режиссер короткометражного документального фильма «Мы ли это?» совершает краткий экскурс в советскую сферу обслуживания времён Перестройки в самый её разгар. Он топчется и лезет в очередях, ходит туда и сюда, пристает с расспросами и уточнениями — все ради того, чтобы понять, как работает запущенный механизм политических и экономических реформ на деле и в жизни, а не только на бумаге у советского чиновника-функционера из Госплана.
Зритель всюду следует за невзрачным мужчиной средних лет, которому вроде как больше всех надо, и наблюдает рождение нового необычного формата журналистского квази-расследования на наболевшую тему, набившую оскомину недовольным советским обывателям. Увы, не везде нашего героя встречают с распростёртыми объятьями: простые люди ещё не привыкли к съёмке и объективу камеры, направленного на их лица — для многих это попросту в диковинку, а кого-то очень раздражает и бросает в агрессию. Любопытен, как бы невзначай, контраст между работниками торговли/общепита и сотрудниками музея, которое обязано держать марку как учреждение культуры и искусства: строгий и деловитый экскурсовод никак не может позволить себе грубость и резкость — манеры прежде всего.
Более всего прочего выясняется, что хамство и грубость по пятам следуют буквально за каждым, кому приходится по желанию ли необходимости сталкиваться с работникам сферы торговли и общественного питания. Приняв на себя основной удар реформ и их последствий, люди не выдерживают и время от времени срываются на всех подряд.
Так, под горячую руку одной из продавщиц попадает и съёмочный коллектив (оператор и главгерой): молодая женщина даёт гневную отповедь на грани цензуры в ответ на вопросы журналиста. В другой ситуации (мини-истории), уже в кассе вокзала, сотрудница эту самую грань переступает и выдает нецензурные реплики в словесной перепалке с клиенткой, также перед объективом телекамеры. Все происходящее хладнокровно фиксируется на плёнку, и без всяких комментариев и пояснений даёт нам понять всю суть, даже спустя годы и десятилетия.
Приятным дополнением к представленному футажу является дуэт бардовской песни Сандро и Тамары Эристави, который своими лёгкими лирическими мотивами сглаживает негативный осадок от некоторых показанных нам героев и персонажей. Пусть песен всего две, но их хочется слушать и переслушивать.
3 июля 2020