| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.1 |
IMDb
|
6.4 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Красные очки |
| английское название: |
Jigoku no banken: akai megane |
| год: | 1987 |
| страна: |
Япония
|
| режиссер: | Мамору Осии |
| сценаристы: | Кадзунори Ито, Мамору Осии |
| продюсеры: | Даисукэ Хаяси, Сигэхару Сиба |
| видеооператор: | Ёсукэ Мамия |
| композитор: | Кэндзи Каваи |
| монтаж: | Сэидзи Морита |
| жанры: | фантастика, боевик, комедия, драма, криминал, детектив |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
7 февраля 1987 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 56 мин |
Этот фильм - это все то, чем пытается быть 'Альфавилль' Годара: это нуар, это пародия, это детектив, это саспенс-триллер и даже местами хоррор, это буффонада и оммаж бессчетному количеству знаковых фильмов прошлого, это тонкий стеб - и это действительно Авторское кино, именно что с большой буквы. В отличие от Альфавилля, 'Красным очкам' такое безумное сочетание удается в полной мере. Фильм интересно смотреть как в качестве мета-отсылки и комментария к другим произведениям, так и сам по себе; обширные познания в истории кино хоть и приветствуется, но необязательны для просмотра.
'Красные очки' начинается как плохонько сделанный азиатский боевик категории Б, но после титров внезапно превращается в тягучий и первоклассно сделанный нуар, плавно, кадр за кадром, уволакивающий зрителя во все более странный и гротескный мир альтернативной Японии, где правит диктатура, а инакомыслие и лапшичные запрещены законом. Как в 'Альфавилле', съёмки и декорации весьма минималистичны: небольшая комнатушка со столом посередине, переход железнодорожной станции, тесная лестничная клетка, - но работа со светом и тенями превращает эти пространства почти что в действующие лица. Привычные объекты и места становятся незнакомыми и пугающими, а такой же минималистичный звук нагнетает настоящую паранойю - чтобы затем на высшей точке напряжения сорваться во фриджазовое безумие за гранью разума и понимания.
Пересказывать сюжет тут не имеет смысла (хотя номинально он есть, это все же не рандомный набор кадров а-ля Андалузский Пес), в этом плане 'Красные очки' очень похожи на работы Линча: это скорее путешествие по недрам полубессознательного, чем связная и четкая история. Градус сюрреализма раскручивается по спирали, и ты уже сам не понимаешь, в какой момент ты, зритель, уходишь от ожидания осмысленности и просто сливаешься с происходящим безумием вместе с героями фильма - как воскресающие боевые мимы или как злодей, внезапно танцующий ламбаду посреди напряжённого противостояния. Финал же аккуратно садится вишенкой деконструкции на этот торт артхауса и сюрра. Как из этого потом вырос Джин-Ро, мне совершенно непонятно, уж настолько они разные.
Это очень странная, но великолепно сделанная вещь на грани (или за гранью?) всех жанров истории кино.
8 из 10
6 ноября 2025
Действие фильма разворачивается в так называемом мире Kerberos-саги, созданной Осии, в который помимо фильмов входят так же радиопостановки, манга, и несколько книг. Из всего этого многообразия российскому зрителю знакомее всего аниме «Jin-Rô», к которому Осии, кстати, отношение имеет весьма опосредованное…
Специальное подразделение Kerberos, состоящее из закованных в тяжёлую броню борцов с преступностью расформировано, так как проводимые подразделением операции стали вызывать вопросы у правительства и населения — слишком уж жестоко действовали «Церберы». Но отряд не сдался. Загнанные, они продолжили сопротивляться до конца. Один из выживших «Церберов» спустя три года возвращается в родной город и пытается найти людей из своего прошлого — членов отряда, друзей, знакомых. Он бродит по городу, по странным забегаловкам, плохо освещённым улицам, и вдруг сталкивается с весьма активным противодействием своим поискам…
Собственно, «Красные очки» — это первый полнометражный фильм Мамору Осии, до этого он снимал только аниме. И необходимо предупредить сразу — несмотря на синопсис, это сюрреалистический арт-хаус. Дэвид Линч если не нервно курит в сторонке, то, по меньшей мере, с подозрением косится в сторону «Очков». И если бы Линч решил снять комедийный боевик, потратив минимум финансов, то, наверное, у него бы вышло нечто похожее. Нервная монохромная картина полна фриковатыми героями, попадающими в нелепые ситуации и диалогами, раскрывающими некоторые детали альтернативно-исторического мира, в котором СССР проиграла Сталинградскую битву, а Япония, неудачно ввязавшаяся во Вторую мировую, оказалась оккупирована Германией. Так же в фильме попахивает работами Годара (о чём, кстати, Осии не раз говорил в своих интервью). Что до типичных режиссёрских мотивов — их тут предостаточно. Долгие медитативные панорамы и планы, политические интриги и заговоры, сюжет, предполагающий наличие множества боевых сцен и технических гаджетов, но сосредоточенный больше на личностях героев… Так же в наличии постоянный композитор Осии — Кендзи Кавай и более-менее постоянный со-сценарист — Кадзунори Ито. Но поскольку это первый художественный фильм, снятый Осии, многие из его характерных приёмов здесь пока ещё выполнены не так мастерски.
Итого — весьма специфичное кино. Если кто-то решится посмотреть его, вдохновившись «Jin-Rô», то он, наверное, останется разочарованным. Как и поздние работы Осии, эта, самая ранняя, такая же «вещь в себе», которую либо принимаешь, либо нет…
9 из 10
26 октября 2011