Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Байка |
год: | 1987 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Георгий Бурков, Герман Лавров |
сценарий: | Нина Семенова |
видеооператор: | Борис Брожовский |
композитор: | Валерий Гаврилин |
художники: | Феликс Ясюкевич, Наталья Дзюбенко |
монтаж: | Людмила Свириденко |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 января 1988 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 27 мин |
Синопсис у фильма не совсем удачный. Выразительнее и содержательнее будет следующий вариант. Герои фильма — Малаша и Жора — случайно познакомились на станции в райцентре. В благодарность за починку туфли Малаша приглашает Жору отдохнуть к себе в деревню. И хотя эта бойкая и добрая женщина любит животных, а Жора — специалист по изготовлению чучел, раздор, вспыхнувший между ними по этому поводу, длится недолго, перерастая в искреннее чувство… «Байка» — единственная со-режиссёрская работа Георгия Буркова. Вторым режиссёром был Герман Лавров, известный, прежде всего, как оператор. У сценариста Нины Семёновой это вторая картина, и в кино она больше не работала. Замысел совместной постановки возник у Буркова и Лаврова давно. Долго искали близкий обоим материал. Знакомство с драматургом Ниной Семёновой (автором пьесы «Печка на колесе», по которому в 1985 году был снят одноимённый телевизионный фильм) обнаружило схожесть творческих принципов, гибкость художественного мышления автора. Как итог — родился сценарий фильма «Байка». Название — это всегда некий ключ к картине.
Если обратиться к словарю Даля, то обнаружится, что байка означает: говор, речь, способ выражения. Это история, бытующая в народе, история, которую хранят в памяти, пересказывают. Байка возникает в народе, живёт в народе, выражая народные представления о жизни. Георгий Бурков так говорил о своём фильме: «Наша история — о любви. Любовь — это редкость, огромное чудо. По существу — новое рождение человека. Рассказать об этом достойно — наша задача» Задача нелёгкая, но в помощниках у режиссёров — целая когорта прекрасных артистов, способных даже эпизодическую роль превратить в кульминацию эпизода. Герои ленты — деревенские жители. Тема «малой родины» всегда остаётся актуальной. Не случайно герой Буркова едет «искать себя» не в другой город, а в деревню. Туда, где люди ещё хранят память о простых и чистых началах жизни, об истинной ценности бытия, идущей от душевной связи с природой. Георгий давно утратил эту связь, закрутившись в городском круговороте добычи материальных ценностей. Жил не по совести, продавал свой талант, свои действительно золотые руки. В этом «беге по кругу» совершенно забыл, что людей могут связывать вещи совсем нематериальные — уважение, доверие, искренность.
Но стоило ему попасть в дом Малаши, как «родовая память» всколыхнула в нём воспоминания детства, и Георгий почувствовал себя совсем другим человеком. Почувствовал благодаря удивительной душевной теплоте Малаши. Женщина одна растит троих детей. Жизнь её подарками не баловала, но Малаша не замкнулась, не озлобилась, не очерствела. Напротив, всю не истраченную нежность она дарит детям и людям, звучащим на одной с ней душевной ноте. Малаша — первая главная роль тогда ещё будущей народной артистки Нины Усатовой. «Нам очень повезло, — сказал Георгий Бурков, — что на роль главной героини удалось найти прекрасную исполнительницу… Актриса глубокая, трагического склада, она удивительно органична». Конечно, не только Бурков и Усатова «сделали» фильм. Приложили свой талант Иван Рыжов и Мария Скворцова, не первый раз играющие семейную пару. А также Виктор Гоголев, Евгений Шутов и многие другие актёры. Неодушевлённый, но почти главный персонаж картины — музыка. Её много. Она звучит по-разному: либо сама по себе, либо в гармонии с эмоциональным настроем персонажей. И, разумеется, частушки, — какой же фильм про русскую деревню без них! За финал создателям картины особая благодарность, потому как для полюбившихся героев зрителю ничего не жалко…
7 апреля 2020