Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.8 |
IMDb | 4.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тайны мадам Вонг |
год: | 1986 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Степан Пучинян |
сценарий: | Станислав Говорухин |
видеооператоры: | Абильтай Кастеев, Гасан Тутунов, Игорь Вовнянко |
композитор: | Андрей Геворгян |
художники: | Михаил Гараканидзе, Тамара Дмитриева, Михаил Колбасовский, Тамара Горшенина |
монтаж: | Людмила Савина |
жанр: | боевик |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 июня 1986 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 31 мин |
А ведь в советское время эту ленту некоторые критики называли чрезмерно жестокой. И это было обосновано. Лента действительно ориентировалась на западные боевики, равно как и на культовые 'Пираты XX века'. Зрителю был предложен жесткий боевик с убийствами, перестрелками, криминалом. Насколько я понимаю, что создатели предполагали продолжить успех 'Пиратов XX века'. Но несмотря на номинально существенную сумму просмотров - картину просмотрело более тридцати миллионов зрителей достойного продолжения не удалось.
'Пираты XX века' — это культовый фильм, который стал символом своего времени благодаря динамичному сюжету, ярким персонажам и запоминающимся сценам. В отличие от него, 'Тайны мадам Вонг' стремится к более глубокому раскрытию человеческих эмоций и конфликтов. Однако в этом стремлении лента иногда теряет темп и фокус, что делает её менее захватывающей.
В 'Пиратах' мы видим четкую структуру, где каждый персонаж играет свою роль в развитии сюжета, тогда как в 'Тайнах' многие линии остаются недоработанными. Это приводит к обрывочности повествования, где некоторые эпизоды кажутся вырванными из контекста.
В большей степени 'Тайны мадам Вонг ' строится на актерской харизме Армена Джигарханяна. Он исполняет роль Томсона - бывшего руководителя полиции Гонконга. Его персонаж — борец с преступностью и любящий дедушка. Когда крутой мужчина проявляет трогательные эмоции - это всегда вызывает симпатию и уважение. Джигарханян удачно передает внутреннюю борьбу своего героя: он принципиален и трогателен, что позволяет зрителю сопереживать ему в его стремлении спасти похищенного внука. Его игра наполнена глубиной и искренностью, что делает каждую сцену с его участием особенно запоминающейся.
Один из самых значимых моментов ленты — это когда герой Джигарханяна говорит о том, что с бандитами и особенно с пиратами не должно быть никаких переговоров. Эта фраза подчеркивает его принципиальность и опыт: он понимает, что любые уступки могут привести к ещё большим проблемам. Этот момент отражает не только его личные убеждения, но и более широкую моральную позицию о том, как следует вести борьбу с преступностью.
Что касается антагонистов, то здесь наблюдается явная несогласованность. Ирина Мирошниченко неимоверно обаятельна, но она не раскрывает свою героиню, что создает вопросы о её мотивации. Кто такая мадам Вонг? Как такая милая дама могла стать преступницей? Почему гангстеры её слушаются? Эти вопросы остаются без ответов, что ослабляет воздействие её персонажа на зрителя. В то же время, Александр Абдулов мастерски исполняет роль злодея, придавая своему персонажу сложность. Впрочем, ему в этой ленте было уделено слишком мало внимания.
Съемки в Крыму добавляют фильму визуальной привлекательности. Замечательный подбор планов создает иллюзию международного масштаба, что усиливает впечатление от просмотра. Подводные съемки плавания с медузами и попадание в кадр радуги становятся украшением ленты. Однако несмотря на это, обрывочность повествования и грубый монтаж все же оставляют желать лучшего. Что уж скрывать - лента лишена увлекательности, смотреть ее непросто.
'Тайны мадам Вонг' — это фильм с потенциалом, который не получилось реализовать на должном уровне. Яркие персонажи, такие как Джигарханян и Абдулов, придают ленте жизнь, но недостаток глубины в раскрытии второстепенных героев и недостаточно продуманный сюжет не позволяют этому фильму занять достойное место среди классики жанра.
3 из 10
18 октября 2024
«Капитана в тот день называли на ты, шкипер с юнгой сравнялись в талантах, расправляя хребты и срывая бинты, бесновались матросы на вантах» («Баллада о брошенном корабле», Владимир Высоцкий)
В 1954 году в нейтральных водах Южно-Китайского моря военные корабли чанкайшистского Тайваня захватили советский танкер «Туапсе». В 1958 году в кинопрокат СССР вышел фильм «ЧП — чрезвычайное происшествие» об этом событии и дальнейшей судьбе моряков, где советских мужчин соблазняли всеми порочными радостями капитализма, но они героически не поддавались. В роли ведущего двойную игру весельчака-моториста Виктора Райского восходящая звезда экрана — Вячеслав Тихонов. К реальной истории ни сценарий, ни места съёмок отношения практически не имели. Но фильм стал лидером проката в конце 1950-х, а тема загадочных юго-восточных морей с их «порочными радостями» заняла своё место в сердцах неизбалованных зрелищами граждан огромной страны. Через 21 год, в 1979-м на экраны выходит абсолютный лидер кассовых сборов на все времена (более 100 миллионов зрителей!), первый советский блокбастер — «Пираты XX века». В сюжете которого в интересующем нас регионе на корабль «Нежин» с грузом опиума для фармакологической промышленности нападает высоко организованная и отлично вооружённая группировка. Понятно, что наши моряки не сдались, применили экзотическое «каратэ», и пираты были посрамлены.
Повторить успех «Пиратов XX века», но уже с южно-азиатским акцентом попробовал Степан Пучинян в 1986 году в фильме «Тайны мадам Вонг». Изначально фильм планировался как продолжение картины «Пираты XX века». Главные роли вновь должны были сыграть Николай Ерёменко-младший и Талгат Нигматулин. Но актёрам не понравился сценарий, и они отказались от съёмок. В итоге историю адаптировали под других героев, а все привязки к «Пиратам XX века» убрали. В интервью 2000 года Ерёменко-младший говорил, что нисколько не пожалел, отказавшись от съёмок. Сценарий того же автора — Станислава Говорухина, отличный актерский состав, умело использованные документальные съёмки — порой создавалась иллюзия, что герой Джигарханяна находится в настоящем Гонконге. Кроме того была расширена география натуры — морские сцены, как водится, воплощались в Крыму, джунгли снимали в Батумском ботаническом саду, а странный остров сокровищ — где-то близ Судака. География съёмок была продумана хорошо, но красивые виды сами по себе ничего не стоят, если их не наполняет динамика.
Вот с этим в фильме настоящая беда, потому что заявленный жанр «боевик» налагает определённые обязательства, главным из которых является зрелищность. Уже в самом начале картины её создатели вроде как дистанцировались от «Пиратов», начав кинорассказ точь-в-точь как в «Острове сокровищ» Стивенсона. Подобная лирическая завязка, как и исполнение замечательной песни Булата Окуджавы «Солнышко сияет, музыка играет» явно выпадает из остро-криминальной канвы повествования. Ведь Говорухин прекрасно знал, какая тайна стоит за фигурой, вынесенной в заглавие его повести. По данным японской полиции, к концу 60-х годов прошлого века флот королевы флибустьеров Мадам Вонг насчитывал около 150 быстроходных катеров, треть которых была вооружена скорострельными пушками. В экипажах служили до 8 тысяч матросов и штурмовиков! Однако уже в 70-х годах сведения о действиях этого разбойничьего флота перестали поступать в полицию стран Юго-Восточной Азии. Пиратство там отнюдь не прекратилось, но Мадам Вонг к его проявлениям отношения уже не имела — по непроверенным данным, она распустила экипажи катеров, распродала их и скрылась.
Про такого «фантомаса в юбке» кино должно было сниматься с совершенно другим «градусом накала». То, что на главную роль пригласили не профессионального актёра, а боксёра Серика Конакбаева, за 6 лет до съёмок фильма выигравшего серебряную медаль на летних Олимпийских Играх в Москве, добавляло зрительского интереса. А что получилось? Печаль всех советских мальчишек, да и только! Удивительно, но добрая половина фильма выглядит уныло. Перестрелок нет вообще, и это в фильме про пиратов! «Отъявленные головорезы» выглядят дилетантами и неумёхами. Складывается впечатление, будто актёры вообще не понимали, кого играют. Александр Абдулов, безусловно, хорош, но его Доул слишком импозантен и вычурен для безжалостного киллера. Ирина Мирошниченко в роли Мадам Вонг настолько вызывающе красива, что её облик внутренне ассоциируется с Шехерезадой, а вовсе не с королевой пиратов. Идеальное «попадание в образ» у Армена Джигарханяна. Его комиссар Томпсон — самый достоверный персонаж. Булат Серика Конакбаева безусловно хорош, но всё портят «детские драки». Безупречно сыграли Болот Бешеналиев «делающего миллионы» Лу, и Дилором Камбарова — телохранительницу Мадам и её же ангела хранителя Тиоти.
Жаль, что эпизоды эти очень коротки, хотя Камбарова в одном из своих интервью отмечала, что её роль в фильме на самом деле была значительно больше, однако при монтаже немало сцен вырезали. Как бы там ни было, «Тайны мадам Вонг» наряду с «Пиратами ХХ века», входит в золотую коллекцию советских боевиков. В 1986 году фильм стал одним из хитов советского проката во многом благодаря звёздной актерской команде и экзотике показанных мест. Ведь покупая билет, зритель из рутинной обыденности мгновенно переносился в почти сказочные места, становясь полноценным участником череды приключений в поисках пиратского клада. На фоне увлекательной приключенческой истории мало кто обратил внимание на пророческие слова, сказанные героем Джигарханяна: «Когда-то я думал, что деньги — это не главное. Но теперь помочь могут только они. Этого вам, молодым, не понять…» Так было в 1986 году. Спустя шесть лет, в 1992 году Степан Пучинян вновь обратится к теме пиратства, и вновь пригласит на главную роль Армена Джигарханяна. Но это, как любил говорить Александр Николаевич Томин, «совсем другая история»…
20 марта 2020