| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.6 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Покушение на ГОЭЛРО |
| год: | 1986 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Николай Гусаров |
| сценарий: | Владислав Романов |
| видеооператор: | Борис Шапиро |
| композитор: | Эдуард Артемьев |
| монтаж: | Людмила Путятина |
| жанр: | приключения |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
20 декабря 1986 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
12+ |
-. . Живы ли товарищи Тургенев и Гончаров? Это кто? Из Совнаркома?
1986 год. Самое начало перестройки. На экраны выходит мини-сериал 'Покушение на ГОЭЛРО'. Известные актеры, напряженный сюжет и несколько необычные для советского кинематографа акценты. Прежде всего за основу берется начало 30-х годов. На этот исторический период кинематографисты обращали внимание не так часто. А между тем, авторы отправляют нас в увлекательное путешествие, в котором сотрудники ОГПУ будут бороться с диверсантами. Агенты зарубежных спецслужб и бывшие белогвардейцы тут выступят против советского уклада. И самое интересное - это без сомнения портреты сотрудников ОГПУ. Все они интеллигентны и корректны, дружественные друг к другу профессионалы своего дела. Пройдет еще несколько лет и станет правилом хорошего тона изображать их кардинально иначе. Но при любых оценках авторы сериала весьма здраво напоминают зрителю о том, кто был истинным героем боев в Испании и Халхин-Голе, не говоря уже о фронтах Второй мировой войны.
Как и многим тогдашним советским картинам ленте не хватало стройного сценария. Обрывочность повествования с учетом того, что в картине было множество действующих лиц приводила к определенной потере увлекательности. В то же время, авторы отказались от того, чтобы выводить на авансцену какого-либо одного героя. В центре внимания был коллектив сотрудников. Тут и импозантный Игорь Ледогоров, и рафинированный интеллектуал Родион Нахапетов, и педантичный Юрий Назаров, и грубоватый Алексей Булдаков, бывший 'партизан' резкий и решительный Георгий Юматов. Каждый из них выдал нечто героическое, мужественное, располагающее своей храбростью. Для каждого артиста роль в этой ленте - творческий успех. У них была возможность и показать характер, и динамику. Каждый из них оказывался в сложном для себя положении и не терял достоинства.
Приятно и то, что оппонентов авторы не стали изображать карикатурными злодеями. Николай Егоров (Валерий Баринов), бывший капитан контрразведки Колчака, изображен не просто преступником. Нам раскрывают его непростую интимную связь с дочерью 'врага народа' Антониной (замечательная актерская работа Светланы Рябовой). Пожалуй, лишь Гедиминас Гирдвайнис в роли агента Фишера проявил весь свой незаурядный актерский темперамент для изображения действительно кровавого убийцы. Впрочем, и этот человек показан в динамике - мы увидим у него нотки страха и соглашательства.
В конце концов, чем более человеческих черт выводится у преступника, тем более зловещим и опасным, а заодно и правдоподобным получается его образ.
- Вы же знали, что она работает на ОГПУ. Как она могла находиться у Вас в доме?
- Я уже говорил, что по соглашению с Генрихом, простите с полковником Гаптом, я решил использовать этот канал для поставки дезинформации в ОГПУ.
В этой ленте аккуратным образом затрагивается тема репрессий. Авторы показывают арест заведомо невиновного человека, показывают снятие с должности чекиста, резкие и своенравные методы которого устарели. Нам показывают разрушенные семьи и людей, находящихся в плену у постоянного страха. Один из персонажей скажет: '- Страшно. Всю ночь не сплю. Все думаю за мной идут...'.
Тут нет однозначных оценок, поиска виноватых или обличения. Да и собственно лента совсем о другом - о безусловных экономических успехах страны и о противодействии иностранным агентам. Но определенно точно, что уже через несколько лет подобная акцентуация стала бы невозможной. В подобном изложении вероятнее всего увидели бы не стремление достичь исторической справедливости и приблизиться к достоверности, а оправдание. Да и офицеров ОГПУ в девяностые за малым исключением перестанут изображать в фильмах положительно.
Это интересный, серьезный фильм, который заслуживал куда более тонкой постановки. Ленту ослабило то, что некоторые персонажи безвозвратно исчезали, равно как и сбивчивость повествования. Сама по себе последовательность событий была представлено скучно, что замедляло темп фильма. Лишь при повторном просмотре, когда вся сюжетная канва была известна, стали понятны многие выигрышные моменты.
6 из 10
14 сентября 2024