Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тихая Земля |
английское название: |
The Quiet Earth |
год: | 1985 |
страна: |
Новая Зеландия
|
слоган: | «The End of the World is Just the Beginning» |
режиссер: | Джефф Мерфи |
сценаристы: | Билл Баэр, Крэйг Харрисон, Бруно Лоуренс, Сэм Пиллсбери |
продюсеры: | Сэм Пиллсбери, Дон Рейнольдс |
видеооператор: | Джеймс Бартл |
композитор: | Джон Чарльз |
художники: | Рик Кофоед, Майкл Кэйн, Жозефин Форд |
монтаж: | Майкл Хортон |
жанры: | фантастика, драма, детектив |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 1000000 |
Сборы в США: | $2 123 135 |
Мировые сборы: | $2 123 135 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 мая 1985 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 27 мин |
Зак Хобсон (Бруно Лоуренс) остался один. Нет, его не бросила жена или подруга. Он остался один на всей планете! Однажды утром, в 6:12, если быть точным, он проснулся и понял, что никого больше не осталось…
Что делать в таком случае? Конечно воспользоваться таким преимуществом и делать то, что раньше он бы и не стал! Да так поступил бы каждый, узнай, что он остался совершенно один! Да вспомните хотя бы Кевина из 'Один дома'!
Ну а потом? Когда все дурачества порядком надоедят - что делать дальше? Вопрос серьезный, верно? Тем более, что рано или поздно встанет вопрос одиночества.
Режиссёр Джефф Мёрфи шикарно преподнес историю одиночества главного героя, отобразив всевозможную палитру его чувств и эмоций от удивления до страха, изрядно посыпав все это дело медленно съедающим Зака Хобсона психозом. Наблюдать за тем, как человек не запертый в клетке, НЕТ (!), а свободный, вольный в своих поступках — невероятно интересно! Перед его ногами весь мир, но что он может, если он одинок?! Да, он может стать кем угодно в этом пустом мире, но кому это будет нужно, перед кем ему самоутверждаться?
А как быть, если в этой «лодке несчастья» окажется два мужчины и одна женщина? Мы ведь прекрасно понимаем что такое человеческие инстинкты и мы понимаем, что на таких людей возлагается миссия вдохнуть в планету новую жизнь, верно?!
Итак, 'Тихая Земля'. Возможно этот фильм смотрел в детстве, по крайней мере остались воспоминания о картине, в которой по сюжету исчезли люди. Но точно не могу сказать, 'Тихая Земля' ли это.
Фильм является экранизацией одноимённого романа Крэйга Харрисона и в некоторых источниках сообщается, что сама книга основана на опыте американского туриста, посетившего Новую Зеландию в 1970-х годах. Новозеландцы всегда в спят допоздна. Турист прибыл в центр Окленда воскресным утром и обнаружил, что он совершенно пуст. Позже он сказал, что чувствовал себя последним человеком на Земле.
Может это не более чем байка, однако даже такой 'житейский опыт' нужно было грамотно докрутить до полноценного произведения, в котором нашлось бы место и драме, и психологическому триллеру, и постапокалиптике, и много чему еще.
Менее чем за год до выхода 'Тихой Земли' (это случилось 11 мая 1985-го), в свет вышла 'Ночь кометы' американского производства (это произошло 31 августа 1984). Оба фильма схожи, ведь и там, и там обыгрывается тема исчезновения человечества. Правда в 'Тихой Земле' людей осталось поменьше, чем в вышеуказанном проекте.
Однако обе картины затрагивают тему человеческого фактора. Без вмешательства прямоходящих не происходит ничего! И Зак Хобсон понимает это как никто другой! И вот тут, кстати, любопытно!
Ведь до конца не понятно каково состояние главного героя, ведь по ходу развития сюжета зритель знакомился с совершенно разным Заком и с абсолютно разными его состояниями.
А что если?
Что если Зак, ставший «Богом» на этой «Тихой Земле» все же решил стать единственным? И является ли его решение ближе к концу решением от чистого сердца или в нем (в сердце) затаился некий зловещий план? Ведь герои вместе со зрителем уже выяснили ранее, почему именно эти трое в кадре остались на планете...
ФИНАЛ ФИЛЬМА
Концовка картины отражает то, что зритель видит на постере к фильму: странной формы облака, Сатурн с его кольцами, кажущийся максимально близким. Что это?! По словам одного из продюсеров картины Сэма Пилсбери, все это олицетворяет новый мир, в котором видна одна фигура...
ФАКТЫ:
- Время, когда все часы остановились из-за «эффекта», показывало 6:12 утра. Это отсылка к библейской «Книге Откровений», где в соответствующем данным цифрам разделе написано: «Происходит Великое землетрясение, когда солнце становится черным, как власяница, а луна красной как кровь»…
- В фильме представлена всемирная энергетическая сеть, похожая на ту, над которой работал Никола Тесла. Номер телефона Зака Хобсона в начале фильма — 396-121. Это также номер патента на термомагнитный двигатель Николы Теслы.
- Этот фильм стал дебютом для Пита Смита, сыгравшего Апи. Смит был бывшим несовершеннолетним правонарушителем, а участие в «Тихой Земле» дало ему возможность «вырулить» на правильный жизненный путь. В этом контексте его судьба пересекается с судьбой Дэнни Трэхо. Пита Смита не стало в 2022 году.
- Нет в живых и Бруно Лоуренса. Он умер еще в 1995 году. У него обнаружили неоперабельный рак легких, так как во время съемок очередного фильма он почувствовал сильную боль в груди. Кинопроект он был вынужден покинуть и вернуться домой, где и скончался спустя несколько месяцев…
- События этой картины похожи на события одной из серий «Сумеречной зоны 1959 года (серия «Где все?». И там, и там главные герои просыпаются около 6:12 утра и оказываются одни в маленьком городке. Есть свидетельства того, что люди исчезали внезапно и без предупреждения. Оба главных героя ломают часы. Основной причиной инцидентов оказались научные эксперименты.
P.S.
Фильм, как известно, новозеландского производства и если честно для меня очень странно, что его до сих пор не пересняли. Тем ведь очень крутая и многообещающая с учетом скачка киноиндустрии в сравнении с серединой 1980-х!
Впрочем, смотреть Вам. Своё мнение никому не навязываю.
Приятного просмотра
8 из 10
19 июня 2024
Всюду пишут, что это мол первый научно-фантастический фильм из Новой Зеландии. Но это не так, за два года до этого, сняли киви фильм Вожди 21-го века, что было их унылой попыткой повторить успех соседей с их Безумным Максом. Можно конечно списать, что там мол боевик про пост-апокалипсис а тут все более научно и более фантастично. Но, нет это тоже будет неверно. Просто Тихая Земля первый научно-фантастический фильм из Новой Зеландии, добившийся успеха.
А суть в следующем. Бруно Лоуренц, собрался с утра на работу, заехал на заправку и вдруг понял, что он остался один во всем мире. Никого нет. Ну и поскольку Новая Зеландия это большой остров, шансов найти ещё живых почти нет. Попытки связаться с остальным миром проваливаются и Лоуренц начинает ехать кукушкой. Причем Лоуренц понимает, что случилось все это возможно по его вине, потому что он проводил эксперименты с передачей энергии, на расстояния по воздуху, под покровительством США и видимо что-то пошло не так. Остались вопросы почему это что-то не задело Лоуренца и почему от людей не осталось ничего, даже одежды. Но вскоре появятся ещё люди и ответы на вопросы.
Логичное, умное хоть и несколько нудноватое кино. Был такой американский фильм 59 года 'Мир, плоть и дьявол', с очень похожей историей. Но у американцев все свелось к тому, что даже если на Земле останутся три человека, то один черт будет ненависть, нетерпимость, ревность и угнетения по расовому и половому признаку. Тихая Земля решила не лезть в такие дебри и вышла история в стиле нашумевшего, в свое время сериала Lost
3 ноября 2023
«Тихая Земля» — это малобюджетный (всего 1 миллион долларов) фильм Джона Мерфи вышедший в 1985 — ом году и снятый по одноименному рассказу Крэйга Харрисона. Эту ленту легко пропустить по многим причинам, касательно бюджета, отсутствия известных личностей в графах режиссера, сценаристов и актеров, просто скептическое отношение, что за 1 миллион хорошего кино не снять, поэтому не трудно догадаться, что такое обычно теряется в списках, уступая по всем аспектам. Лично я посмотрел эту ленту только за интересное повествование сюжета и благодаря рецензии Дениса Чернявского, сумевшего не только откопать этот фильм, но и написать не менее заинтересовавшую меня рецензию. Спасибо ему!
6: 12. Зак Хобсон просыпается в собственной кровати, в собственном доме, начиная это утро с простых вещей. Завтракает, одевается, садиться в автомобиль, едет на работу. Кругом только тишина и пустые машины. Никого, абсолютно никого нет ни в бутиках, ни гуляющих по городу. Никого. И тут, ошеломленный Зак обнаруживает, что он единственный человек, оставшийся на Земле. Доходит до этого совсем не сразу — компьютер в исследовательском центре (место работы героя) показывает невозможные, кажущиеся кошмаром результаты. А потом Хобсон начинает собственную жизнь в пустом городе: меняет место жительства, ходит за покупками в супермаркет, бесплатно забирает технику, катается на любом автомобиле. Но вместе с этим «счастьем» к мужчине потихоньку приходит ощутимое одиночество…
Можно сказать, для Джона Мерфи данная работа стала одной из самых известных на начальных этапах карьеры. Режиссер сработал очень мастеровито, превратив постапокалипсис в настоящую драму об одиночестве. Своим проектом Мерфи заставляет зрителя увидеть иной взгляд на казавшуюся обыденную тему, заставляет почувствовать пустоту вокруг и состояние полной беспомощности. Наверное, каждый хотел или думал о том, что он будет делать, оставшись одним на всей планете, а «Тихая Земля» является неким итогом этой идеи, что пускай ты будешь радоваться день, неделю или месяц, быть одиноким рано или поздно наскучит, станет настоящим проклятьем, заразой, порождающим безумие — все это режиссер показывает на отлично, подходя к работе с оригинальностью. В меру оригинальным вышел сценарий, написанный Бруно Лоуренсом, Сэмом Пиллсбери и Биллом Баэром. Задумка и тема просты — единственный человек на Земле. Да, в то время над этой темой думали многие, добавляя сюда зомби и прочих тварей, готовых сожрать главного героя (примерно такая же концепция и у рассказа Ричард Мэтисона «Я — легенда», которая станет экранизацией еще очень не скоро). Решив не идти по тому же пути, трио сценаристов «Тихой Земли» отбросили идею монстров, добавив только одну тему, готовую испугать любого — одиночество. Никакие зомби, инопланетяне не нужны, когда главный герой потихоньку умирает от одиночества, начиная говорить сам с собой или вырезанными из картона знаменитостями. А затем приходит новая фаза. Действие здесь разворачивается не так быстро (спешить некуда), да и история полна сплошных загадок, на большинство которых вовсе не отвечает или затрагивает мельком (что за эксперименты были проведены?). Для сценаристов совсем не важно, ибо самым важным является не передача слов, написанных на листе в виде повествования или диалогов, самым важным здесь является то самое состояние Зака (только одного героя), изменяющегося с каждым новым днем. Именно те самые эмоции, атмосфера являются главным корнем этого экспериментального сценария, в итоге ставшим фильмом. Хорошо работает оператор Джеймс Бартл. Бартл приносит в проект яркую, притягательную цветовую гамму, аккуратную, спокойную, никуда не торопящуюся съемку. Камера лениво крадется за героем, снимая каждое действие, каждый шаг, пейзажи вымершего города, которому никто не может помочь. И не поможет никогда. Отличные кадры камера выдает уже в самом финале, когда вот — вот пойдут титры (за эту сценку стоит сказать спасибо художникам — постановщикам Жозефине Форд, Рику Кофоеду и Майклу Кэйну). В музыке Майкла Хортон иногда просачиваются нужные нотки, однако большинство треков просто бьют мимо, почти не вызывая нужных эмоций. Здесь была необходима медленная, слишком протяжная тема одиночества героя, которому хотелось бы сочувствовать. Но ее здесь нет. Композитору стоило бы написать более эмоциональную музыку, добавляющую к каждому моменту еще больше атмосферы, не отпуская никого от экрана.
Об известных актерах и речи идти не может. Больше всего мы будем следить только за одним артистом — Бруно Лоуренс. Да — да, это не ошибка, Лоуренс не только сыграл роль, он стал одним из соавторов сценария. Бурно играет хорошо, натурально. Главное, ему удалось показать изменение собственного характера со временем, показать тоску, безделье и фобии, к которым привела болезнь под названием одиночество. Да, по первым кадрам все выглядит как настоящая комедия, где герой радуется жизни, но взгляните на его лицо во второй половине фильма. Взгляните насколько в кровь вливается скука, ему просто не хватает общения, пустых или важных разговоров, возможно пробок на дороге и раздражение от них. Актер смог показать нужную игру. Иногда здесь можно заметить и других актеров — Элисон Рутледж, Пит Смит, Том Хайд.
Итого:
«Тихая Земля» — это очень интересный, альтернативный взгляд на казавшуюся заезженную тему картина, где все сделано для передачи подлинной атмосферы происходящего. Пускай сценарий не рассказывает все до конца, это вовсе не имеет никакого значения, по сравнению с тем, насколько глубоко сюжет раскрывает человеческое состояние. Хорошая картинка, яркая режиссура и отличная игра Бруно Лоуренса помогают обрести «кожу», адаптировать произведение Крэйга Харрисона таким, каким его задумал сам автор. Этот проект не для каждого, поэтому рекомендовать его можно только зрителям, знающим, на что они идут (во всяком случае понимающим), фанатам подобных фильмов, жанра постапокалипсис, почитателям режиссера и просто людям, жаждущим увидеть очень интересное кино, где важным являются эмоции и атмосфера.
Спасибо за внимание и приятного просмотра!
20 ноября 2016
Сюжетно перекликающаяся с рассказом Рэя Дугласа Брэдбери «Каникулы», картина «Тихая Земля», хоть и не заключает в себе (по крайней мере на первый взгляд) той степени горечи и светлой грусти, но всё же помимо верхнего сюжетного слоя, обладает глубокой философской подоплёкой, так или иначе заставляющей зрителя задуматься о жизни и своём месте в ней, как в глобальном, так и в сиюминутно-бытийном смысле слова.
Мужчина средних лет по имени Зак пробуждается ото сна обнажённый, растерянный и удручённый. Вскоре он обнаруживает, что является последним человеком на свете — королём этой тихой земли. Целый спектр чувств породит его новый статус — от облегчения и восторга, до ярости и невыносимой тоски на грани безумия. Мучимый чувством вины из-за своего участия в научном эксперименте, ставшем, судя по всему, причиной инцидента, Зак отчаянно ищет иных выживших, заполняя радиоэфир своими сообщениями. В итоге он таки находит рыжеволосую красавицу Джоанну, с которой у него завязывается роман, и, несколько позже, здоровенного маори по имени Апи. Далее тройка выживших пытается разобраться в причинах инцидента и предотвратить его возможное повторение.
Интересно, что сцены одиноких скитаний главного героя, которым отведено более трети хронометража, выглядят наиболее увлекательными, психологически точными и напряжёнными среди всех экранных коллизий постапокалиптической драмы Джефа Мёрфи. Интригующее начало, позаимствованное затем создателями фильма «28 дней спустя», убедительная игра Бруно Лоуренса и умиротворяющие пейзажи малонаселённой Новой Зеландии, как нельзя лучше подходящие для фильма об изоляции, создают одновременно атмосферу безысходности и какого-то ирреального величественного спокойствия. Говоря о Новой Зеландии, интересно отметить, что есть нечто символичное в том, что именно эта невероятно красивая страна выступает ареной постапокалиптического действа, так как её, в силу географического и климатического разнообразия называют «миром в миниатюре». Кроме того она была заселена маори сравнительно недавно, а многие тысячелетия до того оставалась «чистой землёй». Таким образом, само место съёмок и действия фильма словно представляется метафорой Матери Земли, стряхивающей со своей поверхности не в меру распоясавшихся детей, и, возвращающейся таким образом к своему первозданному состоянию.
Короткая лиричная интерлюдия, когда герой обнаруживает, что он не просто не один в мире, а ещё и в компании красивой девушки, вскоре сменяется достаточно прямолинейной кульминацией с наличием любовного треугольника, мотива жертвенности и психологического противостояния людей, обречённых на общество друг друга. Вся эта кульминация, безусловно, необходима для адекватного построения стандартных нарративных конструкций, и служит своего рода мостиком между гнетущей изоляционной атмосферой из первой трети фильма и суггестивным финалом, допускающим как фантастические, так и мистико-религиозные трактовки. Однако, при неоднократном пересмотре, всё же возникает мысль о том, что гораздо смелее и мощнее с художественной точки зрения картина бы выглядела при прямом переходе от скитаний героя непосредственно к финалу, где ещё более зловеще выглядел бы макгаффин в виде диктофона, на который Зак записывал свои мысли и наблюдения.
28 марта 2016
Тихая Земля — это весьма своеобразное кино. Ключевое слово здесь — предельный аскетизм: мало действующих лиц, мало событий, малый бюджет, но при всем при этом картина вовсе не оказывается пустышкой.
Сюжет можно описать буквально парой слов. Глобальная катастрофа. Исчезновение человечества. Подступающее безумие. В принципе, подходит любая из формулировок. Но ввиду отсутсвия динамики, по крайней мере в первых двух третях, хочется пострадать легкой формой СПГСа. Тогда уже и ситуации, при которых тройка героев вплотную приблизилась к порогу смерти не кажутся такими случайными.
Одиночество Зака, глупость Джоанн и противоречивость Апи встречаются друг с другом, возможно, уже и вовсе не на Земле, хотя, может быть, просто мой СПГС незаметно перешел в апофению…
Во всяком случае, данная одноименная экранизация Харрисона — стоящее созерцальное произведение, которое, правда, подойдет не всем и только под подходящее настроение.
7 из 10
1 августа 2012
Совершенно гениальная жанровая вещь. Прежде всего, картина радует тем, что подана она первым делом, с психологической точки зрения, и не пытается выдавить из зрителя натужные сопли, при этом изливая на него цунами из архаичных компьютерных спецэффектов, как это, допустим, случилось в отвратительной и лишённым сюжетного стержня, поделкой, под названием «Я легенда», с понятно каким Смитом в заглавной роли, по своей тематике очень близко стоящей к данной киноленте.
В этой же ленте всё подано именно с ракурса человеческой души, абсолютная проработка и глубина:
Перед нами ОН, последний человек на земле. С одной стороны, у него теперь есть всё: ОН может поселиться в самом дорогом и роскошном доме, обеспечить себя лучшей мебелью, лучшей одеждой, лучшей едой. ОН может сделать всё, что ему угодно и за это ему ничего не будет: ОН может угнать огромный бульдозер и стереть с его помощью с лица земли пол города, может выйти голышом на центральную площадь города, может совершенно свободно и спокойно зайти на некогда охраняемую сверхсекретную военную базу. У него есть всё. И в то же самое время, у него нет ничего. Никакого будущего, никакой надежды. И ОН, некогда чувствовавший себя богом, теперь уже чувствует себя самым жалким и ничтожным существом на планете. Или даже самым жалким во всей вселенной. Вот-вот и ОН засунет в рот ствол дробовика. Но внезапно, появляется ОНА. Женщина. А как известно, женщина — это будущее. У него снова есть смысл жизни, снова есть желание продолжать существовать и он сделает всё ради неё.
Но вот появляется другой самец: более молодой, более сильный и энергичный, ну и конечно же, гораздо более привлекательный для самки. Естественно, самец номер один ей уже совершенно не интересен. А второму ему не нужен первый ОН. Поэтому, первый ОН снова теряет смысл жизни и решает прекратить собственное существование раз и навсегда. Но как выяснилось в итоге, конец это на самом деле есть ничто иное, как начало. Начало чего-то нового и неизведанного.
В итоге: Перед нами один из лучших фильмов жанра фантастики, который когда-либо был только создан. «Тихая планета» настолько тонко, филигранно и проблематично, что заслуженно получает место в списке моих самых любимых фильмов. Потрясающий фантастический триллер, который должен видеть каждый, вне зависимости от предпочтений. Поразительно, что режиссёр настолько великолепной ленты, спустя годы скатится в абсолютно безнадёжный шлак, вроде «Крепость-2» и «Напуганный».
10 из 10
2 июня 2012
Фильмов с сюжетом, когда после катастрофы в живых остается один человек или небольшая группа лиц достаточно много. Это и Человек-Омега и его современная вариация — Я-Легенда.
Но представьте, если на Земле остался ТОЛЬКО ОДИН человек. Нет никаких зомби, пришельцев, мутантов, нет вообще никого и никто не появится. Именно в такую ситуацию попадает главный герой. Как жить в данной ситуации? И стоит ли вообще жить?
Фильм малобюджетный, но с глубоким смыслом. Ведь бывает, что от решения одного человека или небольшой группы лиц зависит судьба целых народов или всего человечества.
Готов ли кто-нибудь взять на себя ответственность за эти решения? Готов ли кто-либо пожертвовать своей жизнью ради спасения жизни на Земле? На эти и другие вопросы в весьма нетривиальной форме отвечает данное произведение.
10 из 10
29 июня 2011
Забавный фильм из разряда — простенько, но со вкусом. С минимальным актерским составом: три артиста да три статиста, роли которых ограничиваются кадрами в несколько секунд.
Троица получилась весьма колоритная. Хоть и оскароносного лицедейства они не демонстрировали, было достаточно интересно глядеть за ихними нехитрыми злоключениями. Плюс концовка порадовала своей неоднозначностью
Визуально фильм тоже сделан аккуратно, пусть и без поражающих воображение спецэффектов (с поправкой на время его съемок естественно).
7 из 10
18 января 2010
Интересный сюжет, особенно в свете грядущего запуска большго адронного коллайдера (ускорителя) на территории Франции и Швейцарии в конце года. Некоторые специалисты уже насулили нам предстоящий техногенный конец света: от изменения стандартного значения фундаментальных постоянных до зарождение черной микродыры. Сбудется все это или нет мы, рано или поздно узнаем, а пока можно приготовиться.
В фильме, хоть и неказисто, но достаточно точно проиллюстрирована одна из вариаций апокалипсиса. В следствии очередного эксперимента произошел сбой и все живые существа, включая людей, исчезли с лица Земли оставив лишь пустеющие города.
По невполне понятным причинам, которые объясняются достаточно странно. Пикантная ситуация, которая найдет отражение в фильме). Постепенно разобравшись в происшедшем, они пытаются предотвратить дальнейшие апокалипсические события.
7 из 10
18 июля 2008