Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
IMDb | 5.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
От зарплаты до зарплаты |
год: | 1985 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Аида Манасарова |
сценаристы: | Виктор Белкин, Виктор Ивантер, Анатолий Соснин |
видеооператор: | Генри Абрамян |
композитор: | Константин Баташов |
художник: | Наталья Мешкова |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 февраля 1986 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 29 мин |
Фильмы Мягкова и Аиды Манасаровой — это всегда сочетание актуальности и психологизма. Вместе они выявляли очень болезненные точки своего времени и осторожно открывали зрителю не только проблему, но и путь ее решения. Их последний совместный фильм — «От заплаты до зарплаты».
Первая ассоциация — лента «Активная зона». Опять дуэт Мягкова и Ефремова, множество производственных деталей и размышление о том, как сделать производство лучше. Ровно в такой парадигме этот фильм и начинается. Медленное и неторопливое повествование о невиданном доселе эксперименте настраивает на пропагандистский лад. Вот сейчас они рискнут, подом добьются успеха и мужественно победят. Предсказуемо…
Но нет. Действие пошло в неожиданную сторону. Будто создатели предвосхитили тот ужас, который происходил с экономикой в начале 90-х. Начиная со второй половины ленты начинается жесткий триллер — руководитель предприятия (Андрей Мягков) пытается балансировать между банком и властью. А нужно еще учитывать и трудовой коллектив.
Неожиданным образом происходит превращение. Вместо унылого прагматика и карьериста перед зрителем оказывается визионер, готовый идти до самого конца. Он так зажигательно предсказывает нам картины из будущего, моделируя личную ответственность сотрудников, большие зарплаты и фирменный магазин в центре города…
Жесткий финал, убыстряющийся темп, действительно интересный сюжет… Плюс к этому история страны и неистовый Мягков (хотя таким его трудно представить по «Иронии» и «Служебному роману»).
PS в этот фильм здорово было бы добавить эпизод с зарубежной звездой в роли бизнесмена, беседующего с героем Мягкова. Это мог бы быть Мифуне или Берт Ланкастер. А мог бы быть кто-то другой. Это бы точно украсило фильм. Он ведь оказался куда более пророческим и точным, нежели модные в те годы «АССА» и «Курьер»
9 из 10
7 марта 2021
Директор провинциальной обувной фабрики приходит к выводу, что выполнять план, не улучшая качество обуви, не позволяет совесть. Но чтобы поставить работу на новые рельсы нужно рискнуть репутацией и карьерой. Он привлекает к делу старого друга, который во- первых даёт кредит для начала локальной перестройки и во- вторых объявляется автором перестроечной идеи.
Они озабочены осмысленностью человеческого труда, поэтому на первом этапе выступают согласным дуэтом.
Но мы застаём ситуацию, когда перестройка производства находится под вопросом из — за глубокого кризиса, так как положенные на эксперимент по соглашению с банком деньги истекли, а кредит возвращать нечем. Ибо покупатели предпочитают отечественной обуви румынскую…
Фильм может показаться скучным, но следует учитывать, что это советская производственная драма.
И по мере развития сюжета смысл драмы углубляется.
1. Напоминание в 1986 году о идеях Алексея Николаевича Косыгина.
2. Перестроечный эксперимент на конкретной фабрике становится борьбой с пороками плановой экономики. Ибо ранее фабрика по нормам плановой экономики была более чем успешна.
3. Однако кризис эксперимента обусловлен тем, что экономика застоя сформировала психологию и потребителей продукции и деловых партнёров экспериментирующего директора. А застой в психологии очень трудно изменить в установленные сроки.
4. Каждый из вступивших в конфликт вдохновителей эксперимента по — своему прав.
5. Основной вывод: главное для руководителя преодолеть застой в себе, тогда он не проиграет. Идея выше личных амбиций.
И всё вышеперечисленное доносит до зрителя целая плеяда известных актёров, прекрасно подошедших для столь специфического жанра.
27 декабря 2016
Премьера фильма состоялась в конце 1986 года, но снимался он, судя по описанию, в 1985 — примерно в то же время, когда М. С. Горбачёв стал 5-м Генеральным секретарём ЦК КПСС (март 1985), а уже 20 апреля на пленуме ЦК КПСС прозвучал знаменитый лозунг «гласность — перестройка — ускорение» (новая версия старого «хрущёвского» лозунга «догнать и перегнать»).
Наверное, в какой-то степени фильм является «заказным», показывая языком кино новые возможности как в руководстве всей страной, так и отдельным производством. Дискутировать о том, насколько всё это было своевременно не имеет смысла, потому что история не любит сослагательного наклонения типа «А что было БЫ, если БЫ…» Фильм сам по себе самодостаточен и специфичен, как любой «производственный кинороман». Интересен он будет далеко не всем, ведь чтобы понять все перипетии, необходимо, как минимум, быть «родом из СССР», и на себе самом прочувствовать и «уравниловку», и «ускорение», и разного рода «эксперименты».
Весь фильм можно условно разбить на три неравнозначные по темпераменту части: нейтральное начало, в котором идёт «расстановка приоритетов», «псевдоскучная» середина, скрупулёзно разъясняющая суть конфликта и эмоциональный финал, подводящий итог всему фильму. К достоинствам, помимо затронутой темы, следует отнести актёрский состав. Главных персонажей отделить от второстепенных не так-то просто, если только в соответствии с «табелем о рангах».
Андрей Мягков наделил своего Николая Михайловича Павлищева такими чертами, которые любой зритель может легко обнаружить у своего начальника — кипучая деятельность, приказы направо и налево, мгновенное решение проблем, которые заму не по силам. Олег Ефремов — почти антипод. Его Владимир Иванович Ефимов — спокоен, рассудителен и даже, в какой-то степени, беспощаден. («Я не печатаю деньги!»)
Персонажи Галины Польских (способна организовать что-либо где-либо), Семёна Фарады (вечный нытик-скептик), Сергея Никоненко (человек, на которого можно положиться), Нонны Мордюковой («вечный» передовик) — это люди, с которыми мы работали тогда, и работаем сейчас, потому что, как сказал персонаж Андрея Мягкова: «Человек — не линия. Его нельзя переналадить всего за 2 года…»
21 февраля 2014
Лично мне кино показалось довольно скучным. В самом деле, история о том, как на предприятии в одном из периферийных городов советского времени, решаются провести эксперимент с новыми технологиями и новым форматом управления, не совсем уж интересна.
Я стал смотреть этот фильм из-за Мягкова, который играет одну из главных ролей в этом фильме. А именно, роль начальника этого предприятия, который, как рассказывает нам эта лента, с задачами не справляется.
Какое-то медленное и сухое повествование в начале, к середине фильма переходит уже всякие границы скуки. И, если бы не вполне себе хорошие и умные мысли на совещании почти в финале этой картины, я бы поставил этому фильму самые низкие оценки.
10 апреля 2013