Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.5 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Моя собачья жизнь |
английское название: |
Mitt liv som hund |
год: | 1985 |
страна: |
Швеция
|
слоган: | «Det kunde ha varit värre. Jag har faktiskt haft tur. Om man jämför...» |
режиссер: | Лассе Халльстрём |
сценаристы: | Лассе Халльстрём, Рейдар Йёнссон, Брассе Брэннстрём, Пер Берглунд |
продюсер: | Вальдемар Бергендаль |
видеооператор: | Йорген Перссон |
композитор: | Бьёрн Исфельт |
художники: | Лассе Вестфельт, Ингер Перссон, Туве Хелльбум, Понтус Линдблад, Susanne Falck |
монтаж: | Кристер Фурубранд, Сюзанна Линнман |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $8 345 266 |
Мировые сборы: | $8 345 266 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 декабря 1985 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 41 мин |
Это один из самых малоизвестных и (для меня) лучших фильмов Халльстрёма, снятый в его родной Швеции ещё до того, как он оголливудился и стал знаменитым на весь мир создателем 'Шоколада', 'Хатико' и др. Почти все его более поздние творения похожи на сказки, таковыми не являясь, поэтому меня они не очень трогают. Например, всеми любимый 'Правила виноделов', обладатель двух Оскаров, как по мне, так и рядом не стоял с 'Моей собачьей жизнью,' хоть они чем-то и похожи.
Но что объединяет все фильмы Халльстрёма всех периодов, так это его очевидная любовь и нежность к своим персонажам, особенно к детям и животным.
'Моя собачья жизнь' - это один год из жизни одиннадцатилетнего мальчика Ингемара, рассказанный им самим. Срез времени, где трагедии и потери чередуются с моментами звонкой радости. Где грустно и смешно, и иногда нелепо. Всё как в жизни. Мы видим, как формируется личность человека, как складываются его предпочтения, как и почему случаются травмы и зарождаются будущие тревоги, комплексы, неврозы - всё то, что составляет психологическую 'карту' личности. То есть, потрёпанная (и разворованная), но очень верная фраза Экзюпери 'мы родом из детства' здесь иллюстрируется замечательно подробно и тонко. Мы видим, как каждое маленькое событие может иметь значение в жизни ребёнка, как каждый человек в ней оставляет свой след.
Когда Ингемар вырастет и встретит любовь, интересно, чьё лицо у неё будет - строгое мамино лицо интеллектуалки, или кукольное личико маленькой соседской принцессы? А может, она будет похожа на мальчишку, как Сага, и будет постоянно его провоцировать. И ему будет это нравится. Или же она будет сексапильной, яркой и очень доброй, как Берит, от которой все мужчины без ума?
Мы ничего не знаем про будущее этого мальчика, но мы можем пофантазировать.
Возможно, он станет врачом (чтобы вылечить маму) или ветеринаром (чтобы спасти собаку) или боксёром, но скорей всего, он станет писателем, чтобы рассказывать истории, которые так любит мама. Он уже и сейчас немного писатель и однозначно философ. Маленький мудрец постоянно сравнивает свои несчастья с несчастьями людей, про которых он читает в газетах, и говорит себе, что могло быть и хуже. А когда ему совсем плохо, он вспоминает о Лайке, которую принесли в жертву ради прогресса человечества. Это помогает ему стойко переносить все печальные события.
Всё, всё в жизни ребёнка имеет значение, каждый маленький опыт, каждое переживание, каждая незначительная на первый взгляд деталь.
В детстве я не любила кукол. Но всё же одна у меня была. Звали её Снежаной, и она была блондинкой. Она меня не очень-то интересовала, но она была нужна мне как предлог для прогулки по саду с игрушечной коляской. А в коляске было моё сокровище - покрывало для куклы, шёлковое, двустороннее, с одной стороны серо-голубое в цветочек, а с другой зелено-бело-чёрное в листик. Эта ткань завораживала меня, заставляла мечтать, переносила в какой-то другой мир, где маркизы купались в фонтанах в тенистых аллеях... И до сих пор, когда я встречаю подобное сочетание цветов и ритмов, я испытываю самое настоящее счастье. Вот так мы и формируемся. Вот такие вот мелочи, переплетаясь в узоры, создают ткань жизни.
Простите, что отвлеклась от фильма, но это именно те эмоции, которые он во мне вызывает.
Французский писатель Жан де ла Варенде говорил, что детство - это забытое путешествие.
А я добавлю: как хорошо, что есть кино, которое может нас снова в него отправить.
23 февраля 2023
Ещё до того как я начал смотреть этот фильм я знал, что следующие полтора часа будут особенными, так как фамилия режиссёра «Халльстрём» говорит о многом. И я не ошибся.
Если вы посмотрите на фильмографию режиссера, то найдёте несколько картин, где так или иначе фигурирует роль собаки в жизни человека. Данный же фильм, хоть и называется «Моя собачья жизнь», но скорее является некой метафорой на жизнь главного героя, которого судьба неплохо так потрепала. Но я не хочу повторять других рецензентов и искать потаённый смысл и символизм в картине, вместо этого я хочу написать о чём-то другом. О нашем детстве.
Детство Ингмара нельзя назвать лёгким: больная мать, работающий где-то на другом континенте отец, строгий и дразнящий его брат, да и постоянные нелепые ситуации, в которые Ингмар попадает. Но в то же время его детство нельзя назвать несчастным. Ведь он был счастлив.
Особенно счастлив он был в деревне у дядюшки, жители которой, постоянно попадали в какие-то забавные ситуации, как и сам Ингмар. И по итогу, эта деревня фактически становится его новым домом. Домом куда он будет возвращаться и домом, где он нашел первую любовь.
Кроме очевидного посыла фильм, режиссер затрагивает и другие темы, одна из которых, как мне кажется, придаёт этому фильм некую изюминку. Тему, которая прослеживает на протяжении всего фильма. Это тема взросления и первой любви.
Действия и намёки Саги, которая была влюбленна в Ингмара, для нас всех кажутся явными и очевидными. Но Ингмар их просто не мог понять. Я надеюсь, что я не один узнал в нём себя. Узнал того мальчика, на уме которого были только игрушки и развлечения. А все эти намёки девочек, казались ему частью какой-то игры.
Раскрывая эту тему, режиссер также прошёлся и по теме сексуальности, которая, как мне кажется, может многим подпортить ощущения от фильма, но как мне кажется, это именно то, что делает фильм таким простым на первый взгляд, и в то же время таким объёмным и сложным внутри.
Но самое интересное было в конце, когда я закончил смотреть фильм. Ведь я что-то почувствовал. Почувствовал тепло детства. Почувствовал то, что взрослея все мы теряем. И не сомневайтесь, этот фильм вернёт вам эти чувства. Чувства первой любви, беззаботности и небольшое сожаление о том, что всё это прошло.
8 из 10
8 октября 2020
Добряковое кино. После просмотра говоришь так: «Даа… Вот это правда классный фильм!»
Еще в этом фильме есть настоящее детство — далекая сказка происходившая и с тобой когда то в этом мире. Она заканчивается внезапно, но потом обязательно станет сокровищем на всю жизнь. При просмотре вы сможете вспомнить свое прошлое лучше:) И, конечно, много раз улыбнетесь. Тут много волнующих и драматических моментов, много забавных эпизодов, например, на тему любви мужчин к женщинам и наоборот.
Шведские 50ые очень похожи на наши — сборища веселых соседей на улице, радиопередачи, самодельная кабина космического корабля, дворы утопающие в зелени, потертый мяч и боксерские перчатки, ретро-город с магазином хромированных тостеров и первый телевизор.
Малыш Ингмар растет, а стремительная жизнь ему в этом помогает. И конечно он сопротивляется изо всех своих детских сил этому нажиму. У главного героя пока что совсем детские мысли: о космосе, о любви к белокурой девочке, о живых и мертвых собаках, которые пока что так же близки к его сердцу, как и любимая заболевшая мама.
В голове ребенка вопрос о справедливости происходящего горя, страх крутится вместе с размышлениями о своей, человеческой роли в непознанном космосе людских правил. А пока происходят непонятные ребенку вещи в мире где «бывает и еще хуже», где капля крови уже значит очень много, где люди и собаки играют, дружат и общаются похоже совсем одинаково. Что разделяет нас потом, кроме одиночества?
Пока что Ингмар повторяет свое самое заветное и светлое воспоминание: он сильный и веселый, любой трюк ему по плечу, он очень любят свою маму. Но на пике его переживаний наступает переломный момент и то самое счастливое мгновение беззаботного детства впервые сплетается со страхом — воспоминанием самым плохим, где он сильно страдает за себя, за тех, кого он любит. Вдобавок он остался один и никто не подскажет как найти правильный выход…
Познавать мир нелегко. Маленькому мальчику, пока не знающему что такое трагедия, надо повзрослеть.
«А ты вырос?»- спрашивает его красивая подружка.
Финал истории похож на песочные часы — все идет по кругу, время для нас переворачивается, и оно обязательно перевернется еще не раз!
10 из 10
21 января 2016
Еще до того, как Лассе Халльстрем стал экранизировать сомнительные произведения Николаса Спаркса и жить в Голливуде, трудился он в родной Швеции. Тогда режиссер активно сотрудничал со знаменитой группой «ABBA», снимая клипы на их песни, а его кино исследовало природу детей и подростков, затрагивало тему первой любви. Нетрудно заметить, что тема эта проходит красной нитью через все творчество постановщика (в том числе американское), но кульминации достигает в далеком 1985 году, когда свет увидела «Моя собачья жизнь».
По сюжету мальчишка по имени Ингмар живет с больной туберкулезом матерью и старшим братом. Чтобы мать могла отдохнуть от проделок неуправляемых детей, на каникулах их отправляют на «отдых»; старшего — в интернат, младшего — в деревню к дяде. Обоим это, конечно, не по душе, но что поделать — маме надо поправляться. Ингмар быстро адаптируется, заводит кучу друзей, становится объектом воздыхания ровесницы, прекрасно уживается с дядей и его семьей. Но вскоре жизнь переворачивается с ног на голову: скоропостижно умирает мама, пропадает любимая собака, приходится разлучиться с братом, окончательно переехать в деревню, сменить школу, оставить старых друзей в прошлом. Это труднейшие испытания для одиннадцатилетнего ребенка. И теперь следует учиться быть сильным, стойким, мужественным. Но ведь так рано взрослеть не хочется — хочется играть в футбол с ребятами, с упованием следить за дядиной работой, резвиться с любимой собакой, влюбляться в девчонок — иметь счастливое детство. И от такого противоестественного контраста становится не по себе: невольно задаешься вопросом, почему судьба бывает так несправедлива. И наш герой, в одиннадцать лет поняв, что в целом мире он, в общем-то, никому не нужен, начинает ассоциировать свою жизнь с собачьей. Разве он не прав? Родного дома больше нет, отец на заработках в Африке и ему не до детей, в семье маминого лечащего врача не приняли, дядя с тетей предложили переехать к бабушке… Неудивительно, что на протяжении всего фильма Ингмару в голову лезет мысль о первой собаке-космонавте по имени Лайка. Отправляя ее на орбиту Земли, ученые знали, что она не вернется. «Она должна была служить для прогресса человечества. Она не напрашивалась». С детской логикой не поспоришь: мнения собаки никто не спросил, ее заставили полететь в космос. Вот и Ингмара, как и бедную Лайку, не спросили, хочет ли он жить без мамы, хочет дружить с другими ребятами, хочет спать в комнате старухи, а не в своей собственной? Судьба не задает таких вопросов. И тогда детский ум начинает припоминать все несчастные случаи, все трагедии, о которых когда-то мог услышать по радио или вычитать в газете (например, о смерти мотоциклиста), чтобы своя жизнь не казалась такой страшной, чтобы убедиться, что бывает еще хуже.
В какой-то момент может показаться, что «Моя собачья жизнь» — фильм очень тяжелый, трагичный, близкий к «чернухе». Но это вовсе не так. Поразительно, как, несмотря на столь печальную историю, режиссер с трепетом повествует о чистой детской непосредственности, о прекрасном чувстве первой любви, о духе дружбы. Он понимает и сочувствует своему герою, но показывает его как самого обычного мальчишку: озорного, неуклюжего, веселого, беззаботного, но при этом верного, доброго, смелого. И в финале картины перед нами предстает уже не ребенок, считавший когда-то, что умирающая от туберкулеза мама больше всего на свете хочет тостер, а вполне рассудительный и значительно повзрослевший человек, который в свой небольшой век прошел сквозь огонь, воду и медные трубы. И во всей сложившийся ситуации Ингмар поступил единственно верно: вслушался в мудрый совет бабушки и извлек урок о том, что «время все лечит».
7 октября 2015
Вместе я юным мальчиком мы познаем жизнь: проказы, общение с братом, с мамой, со сверстниками и другими людьми. Мы познаем людей с их проблемами, странностями, разных. Мы узнаем тела друг друга, познаем новые эмоции, чувства… И, конечно, переживаем самое сложное, что предстоит каждому — потерю близких.
Этот фильм очень трогателен, показан глазами юнца, то чего порой не хватает и зрелым людям. И в итоге мы вместе с ним принимаем эту жизнь с её не всегда позитивными моментами и людей со своими странностями и проблемами.
Это тот фильм, который нужно пересматривать в разном возрасте, чтобы вспоминать, о том какая порой чушь неурядицы, о том, что люди странные, но также прекрасные, о том, что не стоит никогда унывать и не терять позитивное мышление ребенка открытому всему, но и уметь переживать и принимать тяжелые потери, как зрелые люди.
Этот фильм я посмотрела благодаря замечательному писателю Курту Воннегуту, вот отрывок из его книги «Времятрясение»: «Самый великий фильм, как знают все, у кого хотя бы полчерепа набито мозгами, это «Моя собачья жизнь». Второй фильм — это «Все о Еве».»
Спасибо ему большое, насчет первого он прав.
22 августа 2014
Маленький Ингмар в свои одиннадцать лет не слишком избалован судьбой, и самые лучшие минуты его жизни, проведенные в общении с мамой до ее тяжелой болезни, уже позади. Со старшим братом-подростком у него отношения напряженного соревнования за лидерство, в котором он чаще всего проигрывает. Отец где-то в Эквадоре «грузит бананы» — видимо, мамина легенда, придуманная для детей, поскольку по их облику не скажешь, что их отец латиноамериканец (хотя чего не бывает в Швеции!). Единственный «член семьи», с которым Ингмар очень близок и ни на минуту с ним не расстается, — маленькая собачка Сикан, которую он любит, «как маму». Прогрессирующая болезнь матери все чаще приводит ее на грань нервного срыва и вынуждает просить родственников присматривать за мальчиками, которые в результате постепенно отдаляются от нее. В этом причина того, что Ингмар — это не по годам развитый, углублённый ребенок, много размышляющий об окружающем мире и о себе. И уже освоивший некоторые «взрослые» модели поведения: со своей подружкой он не только устраивает символическую «женитьбу», но уже и пытается заняться сексом в укромном убежище под железнодорожным полотном, где они уединяются во время прогулок, обсуждая разные важные для своего возраста проблемы.
Размышления над этими проблемами, основанные на наблюдениях за окружающим миром и на сводках новостей, приводят Ингмара к различным философским обобщениям, суть которых можно было бы изложить так. Все мы, в каком-то смысле, — собаки Лайки, оказавшиеся в бесконечном пространстве «космоса жизни» не по своей воле. И те, кто нас запустил в этот «космос», то есть наши родители, конечно же знали, что мы неизбежно умрем. Знали, что весь отведенный нам срок нашей «собачьей жизни» мы будем страдать от недостатка пищи и кислорода, то есть от избытка одиночества и нехватки любви. Но безжалостно отправили нас в этот полет с очевидно печальным концом. Видимо, будучи осведомленными о высшем смысле наших страданий. Но единственный ориентир на этом пути — полярная звезда — в космосе теряется среди мириадов созвездий и отчетливо видна лишь здесь, на нашей грешной земле. Единственное, что в наших силах, — провожать глазами уносящиеся вдаль кометы, прочерчивающие на небе жизни наших близких людей. Их нелепые смерти копьями пронзают нашу грудь. И мы можем лишь сожалеть, что не смогли им шепнуть напоследок, что раскаиваемся в невольно причиненных им страданиях и вовсе не желали их смерти.
Эти разрозненные мысли маленького Ингмара, постепенно сплетающиеся в некую философскую канву, придают достаточно обыденным жизненным похождениям главного героя притчеобразность и характер художественного обобщения. Благодаря этому зритель может приподняться над повседневностью, увидеть ее более отстраненно, «из космоса», с точки зрения собаки Лайки. И вместе с главным героем задуматься о более высоких материях: смысле жизни и человеческих отношений, предательстве и любви.
Любовь, по мнению создателя фильма Лассе Халльстрёма, — это и есть то универсальное средство, которое помогает сделать нашу жизнь менее «собачьей», и это и есть, в конечном счете, та «высшая цель», ради которой нас «запустили в космос». Именно поэтому фильм столь насыщен энергией эротизма с акцентом на обнаженной женской натуре. И, в первую очередь, на дающей нам силы и в младенчестве, и в более зрелом возрасте женской груди, которая проходит лейтмотивом сквозь эротические мечты и юного Ингмара, и его дяди-весельчака Гуннара, и находящегося при смерти старика Арвидсона, да и всех прочих жителей заштатного городишки Смаланда. Достаточно вспомнить главный продукт местного стекольного завода в виде кувшина с большой женской грудью. Растущая грудь, которую она то и дело демонстрирует Ингмару, — неустанная забота и печаль похожей на мальчишку Флоид Патерсон, под прозвищем Сага. Этой всеобщей сексуальной озабоченностью, в другом контексте казавшейся бы неоправданной, учитывая еще весьма нежный возраст основных персонажей, фильм очень напоминает «Амаркорд» Федерико Феллини или «Древо желания» Тенгиза Абуладзе (общим мотивом являются также полусумасшедшие мечтатели и «чудики»-изобретатели). Но поскольку любовь — это универсальное средство решения наших как «собачьих», так и вполне себе человеческих проблем, можно считать вполне органичным финал этой истории: Ингмар, поначалу отчаянно сопротивлявшийся настойчивому ухаживанию Саги, лежит вместе с ней в обнимочку на диване. Любовь решает всё. И любовь прощает всё. Таков посыл создателей фильма.
Хотя по характеру повествования фильм дробится на мелкие эпизоды, напоминающие скетч-шоу, к финалу эта пестрая мозаика постепенно соединяется в некий пазл, дающий возможность увидеть общую картину. Очень сложное, эмоционально насыщенное и в целом позитивно окрашенное кино о трудностях взросления, о смысле жизни и смерти, родственных чувствах и любви. После просмотра хочется снять шляпу перед мастерами шведского кинематографа, которые вслед за Ингмаром Бергманом («Фанни и Александр») развивают традиции аналитического прочтения проблематики детского возраста, каждый раз находя новые, оригинальные подходы к сложным темам.
8 из 10
2 мая 2012
Не подножки ставит жизнь. Это не клетка, из которой нельзя выбраться. Скорее это похоже на угли, по которым ходят йоги: нужно тренироваться сразу в двух вещах — физической и моральной концентрации.
С наивностью, присущей этому возрасту (особенно, когда есть старший брат, которому, напротив, хочется быть взрослее и рациональнее), Ингмар (пацан, с потрясающей улыбкой), не особо задумываясь, делает тонну глупостей.
Думает же он обычно о другом: о людях, чьи судьбы оказались достойны сюжета в сводке новостей. Об их странных смертях и предпосылках, которые к этому вели. Но больше всего он думает о собаке Лайке, которую, как он для себя решил, просто убили ради науки. Думая о других, он старается примерить их кожу на себя, успокаивая: моя жизнь куда проще.
Но в действительности, жизнь Ингмара не сладкое летнее приключение. Мать больна, отец — грузит бананы где-то на другом конце света, брат не воспринимает всерьез. Помогает парню только его собака, которую он любит «так же, как и маму», да светловолосая подруга, чей отец не в восторге от их взаимоотношений.
Впрочем, это только начало. Дальше краски сгущаются: мама, все больше застревает в мире литературы; она уже не в состоянии следить за своими шалопаями, и вынуждена отправить своих чад в пригород — младшего к дяде, старшего — к бабушке. Насыщенность событий случается именно там: у дяди, с легкой руки ставшего той мужской опорой, в которой нуждается каждый пацан.
Посещая разные места и заводя новые знакомства, Ингмар всем и каждому готов ответить своей очаровательной улыбкой. Он рад и рабочим с завода, на котором работает дядя, и своим сверстникам, с которыми и проводит большую часть свободного времени. Когда же жизненные ситуации просят показать принципиальность в отношении какой-то несправедливости, не стоит ждать от него поблажек. Постоянно тренируя свой мозг размышлениями, он развивает в себе реакцию на происходящее, исходя из выводов, к которым он пришел.
Фильтруя все самое важное и значимое, фильм рисуется крупными мазками, размазывая события по холсту. Но, что важно, делается это по-детски точно: важно не столько само событие, сколько воспоминание о нем, впечатления и эмоции им рожденные. Наполненная ностальгическим теплом и пронзительностью, лента подкупает простотой и искренностью.
Происходящее захватывает, еще раз доказывая неподдельность истории. Иногда проникая в самое интимное, она не стесняется такой близости: любопытство Ингмара, кажется, не знает границ и хочет попробовать все. Хотя бы увидеть.
Но больше всего поражает эта истинная наивность: с которой мальчонка выбирает для матери тостер, с которой пускается играть в собак вместе со своими временными опекунами, с которой, умный не по годам, он анализирует жизни других. Фильм не стесняется этой наивности, даже напротив, в сумме с любознательностью, наивность является главной характеристикой персонажа, делая его по-настоящему интересным и по-жизненному точным.
Основанный на личных воспоминаниях, Mitt liv som hund, раскрывает невероятный спектр чувств и впечатлений: как показанных на экране, так и рожденных во время просмотра и оставшихся после.
Вот, только, правда, — а как же бананы?
6 ноября 2011
Своему хозяину Малыш достался даром. Он мог попасть и в другие, более надежные и теплые руки, кто знает, но в тот день хозяин Малыша был не против завести отличного сторожевого пса… А пока Малышу было чуть больше месяца от роду, забавная мордашка, кругленький комочек, ничего, кроме умиленных улыбок присутствие его не вызывало.
Шли дни. Выдался теплый ноябрь, да и начало декабря не кусало морозами. Малыш рос шкодой и непоседой, как и все малыши в его возрасте. Зубки его чесались, а желудок просил и просил еды. Шли дни. А хозяин Малыша запил. Поначалу во дворе строящегося дома еще мелькали люди, наравне с пьянью Малыш мог встретить небезразличное лицо того, кто накормит, приласкает, обогреет, пусть и на несколько часов. Скулящее нутро Малыша могло успокоиться, а маленькое тело с еще мягким пушком привалиться к батареи и сморенное теплом прикорнуть. Забыть о своей собачьей жизни…
Можно оправдать тех людей тем, что Малыш им не принадлежал, но этот щенок живет во мне как символ, плач по собственной собачьей жизни. Я его никогда не забуду. Вспомнит ли он меня, когда станет большим, злым, ощетинившимся на весь мир псом? Не вспомнит. И будет прав.
Ингмар растет также как и Малыш. Он непоседлив, любопытен, с причудами, шумными и хлопотными для его матери. Почему она болеет? Она требует тишины и покоя, зарывается в дремотную пыль книг, не обращая внимания на собственных детей. Мать умирает задолго до своей смерти. Она просто дотлевает. Это страшно, когда родители теряют интерес к своим детям. Поводок отпущен.
Новая семья и новый дом не омрачены равнодушием. Наоборот, Ингмару все рады, но все же этот дом чужой. Ингмар еще маленький, доверчивый Малыш, машет хвостом и лижет руки дающего, лишь иногда по ночам Ингмар скулит утробно по материнскому теплу и розовому соску. Такое пройдет с возрастом.
Оставаясь для людей Малышом, милым бездомным щенком, приютить которого отрадно, тот ответит верностью и лаской, лишь для одной девочки, не по годам зрелой и уверенной Саги, неустрашимой Саги, Ингмар не щенок, забавная игрушка, а мальчик, что-то теплое и родное до боли.
И когда эти двое засыпают в обнимку на диване, забыв о футбольном матче, как хочется остановить это мгновение, продлить его как можно дольше, чтобы тепла, принесенного им, хватило на всю оставшуюся собачью жизнь. Потому что нам, Малышу и мне, нужно, чтобы нас держали за руку, а не на поводке.
17 декабря 2010
Рассуждая о своей жизни, Ингмар постоянно сравнивает свалившиеся на него беды и неурядицы с проблемами, которые выпали на долю героев газетных новостей и радиорепортажей. Особенно часто он вспоминает о нелегкой судьбе собаки Лайки, которую с экспериментальной миссией отправили в космос на искусственном спутнике земли.
Да, его как ту собаку, забрали из дома и отправили … Ну не в космос, конечно. К дядюшке. Но чем в глазах одиннадцатилетнего мальчишки шведская провинция отличается от космоса? Объективно, Ингмар находит много отличий.
Здесь другой мир и в нем много чего есть интересного. Весёлый дядя Гуннар изводит свою жену постоянным прослушиванием одной и той же мелодии, затирая до дыр единственную пластинку старого патефона. Старичок с нижнего этажа (где бы достать порно) заставляет парнишку читать вслух журнал с рекламой женского нижнего белья, в перерыве упрашивая его пристрелить одержимого мужичка из дома напротив, который без устали ремонтирует крышу, доставая нескончаемым стуком всех вокруг.
Это что! Красавица Берит, позируя ню местному скульптору, берёт Ингмара в свидетели своего бескорыстного служения высокому искусству, а лучшим его другом становится мальчик с зелёными волосами.
Но главное открытие — это девчонка Сага, лучший игрок местной футбольной команды и гроза мальчишек в импровизированных боксерских поединках, что каждый день проходят на чердаке старого сарая. Девчонка явно запала на новичка, оказавшегося неуступчивым и на футбольном поле, и в квадрате ринга. Она не прочь после обмена ударами войти в глухой клинч, пугая друга явной прямотой и откровенностью своих чувств.
Антон Ганзелиус очень здорово разыгрывает растерянность своего героя, обнаруживающего, что его смелая подружка чувствует что-то такое, чего ещё не постигли его ощущения, что она взрослее его, смелее, и это его очень напрягает.
Но, как бы ни напрягался юный актёр, его коллега-ровесница уделывает партнёра, не оставляя шансов на реабилитацию. Фурор достигается за счёт идеального сочетания в её образе мальчишеских повадок, пробуждающегося женского шарма, обаяния и ревности.
Присуждение Мелинде Киннаман за исполнение роли Саги награды Young Artist Awards не удивляет, как и её нынешнее место работы к труппе Королевского Драматического театра в Стокгольме. Удивляет несгибаемый оптимизм создателей этой картины, сумевших изящными финтами тонкого юмора, избежать, казалось бы, неминуемого для такого рода историй депресняка безвременных утрат, найдя и протянув красную линию позитивного взгляда героя на крутые извивы собственной судьбы.
В самом деле, что наши проблемы по сравнению с неурядицами других, например, той подопытной Лайки? Горе — не беда. Надо жить и радоваться жизни. Ведь она продолжается, не смотря ни на что.
26 марта 2008
Из-за туберкулёза матери, Игмару приходится время от времени покидать родной дом и поездом отправляться в тихую деревушку к дяде. Там он находит много друзей, проводит летние каникулы, и постоянно задумывается об одном существе — о Лайке, которой в космосе не хватило корма, о любимой собаке, которую пришлось сдать в питомник на время отсутствия и об отце, свалившим на службу на самую южную частичку земного шара. Летние каникулы готовы временно залатать душевную боль о ближайшей потери матери, о возможной смерти любимой собаки. Случится ли всё это? Вопрос времени.
Люблю смотреть швейцарские комедии. От них веет спокойствием, не напряжённостью, может быть чуть скукой, но душевной умиротворённости им хоть отбавляй. Тут не вопрос в юморе и смысле. Швейцарские фильмы просто приятно смотреть, приятно забыть о тех, кто дурит зрителей и преподносит густой срам или уроки первого класса. Приятно посмотреть на те же берёзки, на ободранные подоконники и танцующие балет прозрачные занавески, изредка скрывающие зелёный пейзаж за окном. Душевно как-то это всё, да и напоминает свои летние каникулы у бабушки…
«Моя собачья жизнь» смесь комедии и драмы. При чём смесь очень удачная: всё проставили гладко, нигде ни в чём не переборщили, не потеряли швейцарский шарм, ничто не посрамили, дали отдохнуть, но всё же нагрузили проблемами юного Игмара. Драма перевешивает комедию, а комедия вышла в стиле чистого юмора Вуди Аленна, но с более интимными оттенками, которые, не смотря на всю свою пошлость, пошлыми не кажутся.
Кому такой фильм советовать, даже не знаю… по любому любителей «Трансформеров» и «Телепортов» сюда не зазовёшь. Любителей старых, забавных и иностранных фильмов, думаю, «Моя собачья жизнь» привлечёт. Тут есть душа, есть и юмор, и несколько тем, над которыми можно поразмыслить вслух, (а для любителей «Трансформеров», над которыми можно заснуть) хоть и психология и переживания юного Игмара были очевидны.
16 марта 2008