Рейтинг фильма | |
IMDb | 4.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Лола-дальнобойщица |
английское название: |
Lola la trailera |
год: | 1985 |
страна: |
Мексика
|
режиссер: | Рауль Фернандез |
сценаристы: | Карлос Вальдемар, Rolando Fernandez |
продюсеры: | Gerardo Martinez, Eugenio Nolasco, Фидель Валадес, Xavier Rezzo |
видеооператор: | Laura Ferlo |
композиторы: | Jonathan Zarbaya, Джонатан Зарзоса |
художник: | Хильда Наварро |
монтаж: | Хорхе Ривера |
жанры: | боевик, комедия, драма, мюзикл, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 августа 1985 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 45 мин |
Каким представляется классический герой кассового боевика? Мускулистым культуристом, способным заворожить публику игрой своих накачанных мышц? Или опытным воякой, прошедшим огонь, воду и медные трубы, чтобы в очередной раз смести с лица земли негодяев, посмевших подвергнуть сомнению идеалы справедливости? А может быть, ловким мастером боевых искусств, постигшим философию воина и, прежде чем отправиться в духовный путь к нирване, повергающий во прах недостойных сребролюцев? В любом случае, если мы обратимся ко времени расцвета жанра, протагонист экшен-блокбастера обязательно будет воплощением маскулинности в том или ином виде. Редкие случаи, когда центральный персонаж боевика не имел между ног первичных половых признаков только подтверждают правило: уделом этих фильмов оставалась категория «В» и популярность у фриков и адептов жанра (как пример — ленты с Синтией Ротрок и Сью Прайс) или не слишком удачная прокатная судьба (пусть даже с последующим переходом в разряд «культа», как у «Рыжей Сони»). Конечно, в 1990-м году Люк Бессон со своей «Никитой» кардинально изменил гендерные законы жанра, но в начале 80-х по обе стороны океана они казались незыблемыми
Но только не в Мексике, которая всегда шла в коммерческом кино своим путем. Начиная от кабаре-мелодрам 40-х-50-х годов, через авантюрные приключения маскотов-лучадорес (Санто, Голубого Демона, Тысячи Масок и десятков их эпигонов) к самому кассовому в истории национального кино боевику, который в любой другой стране мира едва ли смог бы окупить свой более чем скромный бюджет. Но в стране текилы и буррито лента «Лола-Дальнобойщица» не просто стала всенародным культом — она породила целый тренд и навсегда привязала актрису Росу Глорию Чагоян к образу женщины, которая «коня на скаку остановит»… Если до роли Лолы Чагано победительница одного из региональных конкурсов красоты в кино особых лавров не снискала, хотя и снималась довольно активно, то после выхода на экраны фильма Рауля Фернандеса она превратилась в икону жанра и образец стиля, который не без ее помощи стал стремительно обретать популярность в своей стране. Один за другим на мексиканские экраны выходили картины со всепобеждающей Росой Глорией, в которых она удивительно грациозно занималась исключительно мужскими делами: водила трейлеры, управляла паровозом («Машинистка» («La Rielera»), мыла золото («Золотая река»), гоняла на огромном мотоцикле с дробовиком («Мстительница-воин» («La guerrera vengadora»). Но успех «Лолы-Дальнобойщицы» ни одному из этих фильмов повторить было не суждено. В том числе и двум продолжениям франшизы, в которые было вложено на порядок больше денег, чем в пилотную ленту.
Зритель же полюбил именно самую первую «Лолу», а вот за что — не будучи мексиканцем понять будет достаточно непросто. Здесь нет сверхдинамичного действия и умопомрачительных трюков. К тому же успехи Чагоян на подиуме к 83-му году остались в прошлом, зато никуда не делись очень высокий рост и плотное телосложение. Нет, фигуру она сохраняла идеальную, но широкая кость и крупные черты лица делали ее сомнительной кандидатурой для столь популярных в Мексике мелодрам. При этом, никакого отношения к боевым искусствам или хотя бы спорту актриса не имела, предпочитая этим занятиям выступления на эстраде и запись музыкальных альбомов, позволивших ей обрести локальную популярность. Кажется — ну, какая из нее героиня боевиков? Но снимавший фильм Рауль Фернандес сумел все население своей страны убедить в обратном. Он не стал заставлять Росу Глорию заниматься не своим делом: бегать, прыгать и сокрушать сотни врагов одним мановением руки. Лолита Чагано остается обычной женщиной, попавшей в необычные обстоятельства. Такой же, как миллионы простых мексиканцев (причем, не обязательно даже женского пола), но не теряющей присутствия духа в любой ситуации, обладающей обостренным чувством справедливости, умеющей ценить настоящую дружбу (кто сказал — мужскую?) и способной поставить на место любого нахала — будь то не в меру любвеобильный мачо или грозящий всему свету мафиозный босс.
Лола не делает ничего особенного, но как-то так получается, что именно она всегда приходит на помощь бравому полицейскому Хорхе Стандеру, под прикрытием водителя трейлера пытающегося взять с поличным наркобарона Леонсио Карденаса. Причем, спасать незадачливого копа Лоле приходится даже тогда, когда тот пытается вступиться за нее саму. Но что в кабацкой драке, что за рулем своего трейлера, что преследуя удирающего наркобарона, Лолита неизменно сохраняет абсолютное спокойствие, невозмутимость и чувство юмора. С последним все в полном порядке и у режиссера, который ловко смешивает традиции приключенческого кино 60-х и боевика 80-х. Так, сцена в дорожном трактире с веселым бедламом «все против всех» словно взята из какого-нибудь пародийного вестерна, гонки на трейлерах вызывают очевидные ассоциации с «Конвоем» Сэма Пекинпа, ну а эпический штурм штаб-квартиры Карденаса — чуть ли не с военными боевиками.
Впрочем, говоря о схожести с «Конвоем» или об «эпичности» финального боя, нужно делать скидку на очень низкий бюджет «Лолы-Дальнобойщицы». Это во второй части чистый экшен будет занимать чуть ли не две трети экранного времени, а в третьей продюсеры не пожалеют для головокружительных трюков дорогостоящих трейлеров. Вот там гонки на большегрузах действительно впечатляют. В первой же серии все куда скромнее: трейлер взорвали только один, да и тот — модель. Автотрюки весьма скромны, а драки комичны не только потому, что так было задумано. Но удачная идея с главной героиней, вторгающейся в исконно мужской мир, и идеальное вхождение Росы Глории Чагоян в образ сделало фильм любимым уже не первым поколением мексиканцев.
Что же до остального мира, то, к сожалению, Лола говорила не на том языке. А потому, за исключением мексиканской диаспоры в США, которая, как и население метрополии, охотно проголосовала за Дальнобойщицу долларом, приключения водительницы трейлера на пустынных мексиканских дорогах, никто не видел. Будь иначе, возможно, что боевитая героиня франшизы из Мичоакана (родного штата Лолиты Чагано по сценарию) тоже удостоилась бы гнусавого голоса на русской звуковой дорожке. Возможно, тогда у подростков 80-х стало бы на одного кумира больше. И уж точно, по человечности и отзывчивости «девчонка с нашего двора» Лола-Дальнобойщица была бы куда лучшим примером, чем всевозможные «универсальные солдаты» или «терминаторы».
20 мая 2015