Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Годзилла |
английское название: |
Godzilla 1985 |
год: | 1985 |
страны: |
Япония,
США
|
слоган: | «Your favorite fire-breathing monster... Like you've never seen him before!» |
режиссеры: | Кодзи Хасимото, Исиро Хонда, Тосио Масуда, Сюэ Мацубаяси, Сиро Моритани, Р.Дж. Кизер |
сценаристы: | Хидэити Нагахара, Лиза Томей, Рубен Беркович, Акира Мурао, Рюдзо Наканъиси, Синъити Сэкидзава, Хироясу Ямаура, Строу Уайзман, Томоюки Танака |
продюсеры: | Норио Хаяси, Фумио Танака, Andrea Barshova Stern, Киёми Канадзава, Томоюки Танака |
видеооператор: | Кадзутами Хара |
композитор: | Рэидзиро Короку |
художники: | Акира Сакураги, Кэндзи Кавасаки, Акио Тасиро, Мицуми Тоёсима |
монтаж: | Ёситами Куроива |
жанры: | ужасы, фантастика, боевик, триллер, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 2000000 |
Сборы в США: | $4 116 395 |
Мировые сборы: | $4 116 395 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 26 июля 1985 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 27 мин |
О да, помню первый просмотр этого фильма! К сожалению, я смотрел фильмы про Годзиллы не по хронологии, поэтому Возвращение Годзиллы я смотрел сразу после Годзиллы против Мехагодзиллы Хэйсея, и, думаю, именно из-за этого этот фильм мне показался каким-то волшебным, будто за кадром восходит солнце, и от этого атмосфера имеет романтичный оттенок. Было очень жалко Годзиллу, хотя я смотрел фильмы, вышедшие после него. Как говорится, для каждого фильма свой настрой. Вообще, этот фильм — самая лучшая лента во франшизе Годзиллы да и во всем кинематографе, и он так хорош, что ни до него, ни после не смогли снять лучше. Короче говоря — «Возвращение Годзиллы» стоит особняком, ни в одну эру не вписывается! Ни в Сёву, нив Хэйсэй, ни в Миллениум. К сожалению, больше таких фильмов не снимают, чтобы в хорошую пользу отличались.
Разберем же все аспекты, чтобы и Вы поняли все прелести этого замечательного фильма.
Во-первых, места, где происходят действия фильма. Они по своей сути делают атмосферу для каждого момента фильма — грозное и мрачное море, волны которого бьются о берега таинственного острова Дайкоку (скажу только, что этот момент является самым первым, а также это одна из самых атмосферных сцен фильма), величавая столица Японии — город Токио, который в отсутствии Годзиллы кажется беззаботным, а когда Король монстров начинает рушить небоскребы, настрой сменяется на панику и отчаяние, ну и конечно же, гора Михара, в которой кроется один из самых печальных концов за всю франшизу о гигантском ящере. Это место обладает некой тревогой, и, опять же, печалью, а ночь, в которой и происходят основные действия, вообще как-бы говорит нам — сегодня было время террора, утром начнется совершенно новая жизнь. Атмосфера, которую придают фильму места повествования, на высоте. И это я еще не говорил про космос, который на только эпичен, что в двух словах не сказать, но и целую книгу писать не надо, а то рецензия и так черезчур длинная.
Дальше расскажу о том, кто правит этим парадом — о самом Короле монстров, Годзилле! В этой картине у него самый лучший образ за всю франшизу — он олицетворяет собой террор и разрушения, он пафосен, бессмертен (как говорит один персонаж фильма — профессор Хаяшида), но его страдания после ударов ракет кадмия (их выпускает в пасть ящеру совершенное по тем временам оружие Супер-Икс) вызывают жалость к монстру-тирану, а его «гибель» в кратере горы Михара вызывает сильную грусть и слезы жалости, мы готовы простить всю его тиранию, которую он вершил в Токио до этого, и все это — признак того, что у людей, работавших над картиной, был недюжий талант, который даруется лишь одному из миллиона.
Теперь поговорим и о людях. Людях, сыгравшем в фильме. Ролей в фильме хватает, и актеры отыгрывают их на все 100. Даже люди из массовки, которые, казалось бы, должны просто бежать и изображать страх, хоть и действительно играют именно такую роль, но КАК играют! Ихним трудом была достигнута настоящая паника, которая передается самому зрителю через экран. Страх на их лицах самый настоящий. И это пугает. В хорошем смысле.
Именно поэтому даже не надо много распространяться о центральных героях — они прекрасны. Единственный маленький минус — у русских в фильме такой сильный акцент, что догадаться, что они говорят, можно только с третьего просмотра. Но это в каком-то смысле тоже плюс — хотя-бы потому, что в «Возвращении Годзиллы» вообще эти самые русские присутствуют! Реально, этот фильм — единственный во всей франшизе, где есть представители нашей великой страны
И последнее — музыка. Композитор Рейджиро Короку создал превосходный по тем временам саундтрек, который не устаревает и сегодня — мрачные и пафосные треки сочетаются с торжественными маршами и безмятежными композициями города а конец фильма (занимает четыре аудиодорожки в саундтреке фильма) так печален, что пробивает слезу.
Ну что, под конец и тк затянувшейся рецензии подмечу ещё кое-какие моменты — оказалось, Шокиласа в переводе зовут «Афономыши» (да-да, именно в множественном числе, вот так вот переводчик облажался), и странного человека, который ел в ресторане во время нападения Годзиллы, оказалось, зовут Джей Макоро, и те слова, которые он говорит в первой своей сцене, являются забавной песней с таким текстом:
You beartly
King vi you.
H-m-m… king…
Что там дальше пелось, мы так и не узнаем, так как бездомный пошёл из кухни в ресторан ужинать, говоря «я что, студент, чтобы шампанское пить. Надо коньяк…»
Потом Годзилла его пугает, и он, оправившись после потрясения, доедает всё, что было на столике, за которым он сидел, и потом, наверное, он лёг вздремнуть, а то как ещё объяснить то, что бездомный до последнего оставался в здании, когда Годзилла уже шёл к горе Михара.
И да, Джей Макоро не умер от того, что Годзилла зарычал на него на улице. Он просто упал в обморок, а потом, до прибытия строителей, спокойно жил в роскошной квартире упавшего дома, и ел еду из магазинов, причём совершенно бесплатно. Как он сам сказал главным героям, «Не считайте это бедой, считайте шансом!»
В общем, крутой и интересный персонаж. Мой фаворит среди всех челоеческих персонажей этого замечательного фильма… Да какое-там — он лучший персонаж во всей франшизе! Думаю, даже бы в говно-фильме «Месть Годзиллы» он бы неплохо разбавил парочку сцен в «реальном мире». В общем, Джей Макоро так крут, что я даже поставил на свой аватар. Эх, если бы он был и в последующих фильмах о Годзилле, то это было бы просто великолепно. Но нет — имеем, что есть. Ну да и хорошо. К тому-же это не делает фильм «Возвращение Годзиллы» немного плохим — нет, у этого фильма просто НЕТ недостатков.
Вердикт — вечно можно созерцать три вещи — пламя огня, водную гладь и фильм «Возвращение Годзиллы» 1984 года. Эта шедевральная картина навсегда останется в золотом фонде кино 20-го века, в отличии от современных попыток срубить бабла на популярном бренде, который подняли на ноги и прославили на весь мир вот такие фильмы по типу «Возвращения Годзиллы» — «Годзилла» 1954, остальная эра Хэйсэй а также и Сэнцэй. Поэтому, давайте встанем же и почтим память создателям «Возвращения Годзиллы»
10 из 10
14 августа 2018
Эра Сёва ужасна. «Годзилла» 54-го — отличное кино, правильно построенное, атмосферное и проникновенное. Со своими недостатками в виде, например, персонажей, но в общем и целом работа более чем достойная. Главенствующую роль в нём играл даже не сам монстр, а люди. Годзилла был символом того, что будет, если человечество доиграется с ядерным оружием. Он был эдаким наказанием, разбушевавшейся силой природы, а главное в ленте было то, с чем остались люди, что они пережили и что поняли. «Годзилла возвращается» же был больше аттракционом про то, как два монстра дерутся. Иной, более развлекательный подход вовсе не навредил ленте, ведь он был достойно реализован на экране. Эти два фильма — почти что единственные, помимо ещё, пожалуй, парочки, достойные называться «фильмами». Всё остальное больше походило на тот мусор, что крутят по телевидению в четыре утра, просто чтоб забить эфир. В последствии Годзилла сменил роль со страшного предзнаменования на защитника земли, значение его всё мельчало и мельчало вместе с костюмом, ведь даже он поубавил в размерах. Окружение же его обросло где-то 20—30 новыми чудищами, треть из которых совершенно никуда не годится, а также инопланетянами, роботами, островом монстров и Миниллой — его сыном! Проще говоря, даже самим Toho было уже глубоко по барабану, что творится с тем бриллиантом, именуемым Годзиллой, которому не посчастливилось попасть в их цепкие лапы. В этих самых лапах измельчало и потеряло значение всё: сам Годзилла, прочие монстры, режиссёры, главным образом Исиро Хонда, который с «Годзиллы» 54-го скитился до уровня «Атаки Годзиллы» или «Побега Кинг-Конга». Однако в один прекрасный момент, имя которому «Террор Мехагодзиллы», это всё дело наконец-то перестало приносить деньги и провалилось в прокате. Ретивые японцы в честь этого ушли в подполье на добрых девять лет, чтобы переосмыслить все те 28 фильмов, что они понавыпускали за прошедшие годы. Результат их размышлений мы и разбираем сейчас — третий по счёту сольник «Годзиллы» и возвращение того самого, действительно настоящего короля монстров в строй!
Небольшая деталь, очень важная и высоко оценённая мною: из канона выбыли абсолютно все события, помимо самого первого фильма 54-го года. Персонажи отлично помнят, как 30 лет назад тот самый монстр их атаковал и был побеждён. А всё, что было в промежутке, даже события ленты «Годзилла возвращается», — перестали существовать. Это — один из главных показателей того, что Тоховчане наконец-то встали на путь исправления.
Второй же показатель — сам Годзилла, который вернул себе былую славу и величие. Авторы грамотно показывают, почему его надобно бояться. Каждый шаг его мерной походки сопровождается грохотом земли, его рёв оглушает, и даже атомный луч «разжирел» и бьёт теперь на большую площадь. Кроме того, Годзилла гигантский не только на словах, но и на деле! Его рост действительно внушает, и заслуга это не столько самого костюма (хотя наряд тоже хорош), сколько режиссёров, которых действительно хочется называть «режиссёрами», ведь им хватает ума снимать сцены, в которых Годзилла показан в сравнении с людьми: то покажут, что охранник ростом не больше даже его лапы, то продемонстрируют, как японец бежит, а позади него чудище — в такие моменты Годзилла действительно воспринимается, как могучий исполин! А раньше, в Сёва-эру, авторы считали, что показать костюмированного идиота, вышагивающего под типа-эпичное музло — уже достаточно для того, чтобы зритель посчитал его крутым. Эволюция налицо!
Но, как и лента 54-го, это кино прежде всего про людей. Авторов интересует не то, как круто Годзилла разрушает Токио, а то, как крутость его разрушения Токио отражается на человечестве. И за персонажами здесь не просто в кои-то веки интересно наблюдать (это было самое большее, на что была способна Сёва) — они, наконец-то, прописаны! Хотя всё равно не так здорово, как хотелось бы, ведь опять выветриваются из памяти после просмотра, но во время его тебе на них хотя бы не наплевать, они для тебя имеют значение, и они не наскучивают.
Смысловая составляющая же, по сути своей, та же, что и в оригинальном фильме 54-го. Она про то, что будет, если доиграться с ядерным оружием, и вообще про то, что это оружие делает с миром и с самим человечеством, его создавшим. Главное отличие лишь в том, что оптимизма здесь намного больше. Например, премьер-министр Японии здесь заботится прежде всего о собственных гражданах, да и вообще чуть ли не святой. Американские и советские представители (таким образом, косвенно упоминается тема холодной войны) тоже показаны с благородной стороны, что тоже идёт в плюс, однако премьер-министр Японии всё равно оказался мудрее, из-за чего за происходящим иной раз даже несколько смешно наблюдать. Но, в общем, таковы ли политики в реальной жизни — вопрос спорный, и у каждого есть свой на него ответ. Ну и в качестве второго примера давайте сопоставим две сцены: одну из «Годзиллы» 54-го, вторую — из этой «Годзиллы». В первой женщина с младенцем на руках прячется в углу здания от монстра и плачет вместе с ребёнком в надежде на то, что их обоих пронесёт. В этой же ленте им на смену пришла сцена, в которой комик-релиф в ресторане устраивает пирушку по случаю нападения Годзиллы (город-то эвакуируется, а значит можно спокойно тырить что угодно), и тут в окно заглядывает сам Годзилла, на что японец отмачивает: «Ты чё, серьёзно? Весь Токио в твоём распоряжении, а ты решил заглянуть сюда?»
Ну и под конец хочется заметить вот что: это фильм середины 80-х, который в кои-то веки ощущается как фильм середины 80-х! Эра Сёва, казалось, жила в каком-то вакууме: кайдзюшка Тохо 60-х ничем не отличалась от кайдзюшки Тохо 75-го. Как будто они все оказались отрезаны от хода времени вообще и от кино в частности. Серьёзно, сравните «Из России с любовью» и «Челюсти», и вы увидите эволюцию. Сравните две кайдзю Тохо Сёва эры — вы не увидите никаких различий.
Да и, как я уже говорил, этот фильм ощущается как фильм. Настоящий. Над которым потрудились. Который имеет художественную значимость. Да, с изъянами, и да — всё ещё не уровень «Годзиллы» 54-го, ведь здесь атмосфера уже не так пугает своей неизбежностью, однако всё равно оказывает эффект.
Второе название фильма — «Возвращение Годзиллы». И да, это действительно самое настоящее возвращение, и не абы какого Годзиллы, а самого, что ни на есть, настоящего! Следующую часть типа «Годзилла против…» снимут через 5 лет. Весомый срок, поэтому я уповаю также и на весомый результат. Эра Сёва была ужасна. Хайсей — не подведи меня!
8 из 10
21 июля 2018
Этого фильма ждали целых девять лет, и вот легендарный Король монстров вернулся на экраны японских кинотеатров. Но история Годзиллы стала уже совсем другой, ведь кардинально изменился мир и отношения между разными странами. Именно с этого фильма в середине 80-х во франшизе начался период Хейсей.
Ни до, ни после фильмы о Годзилле не носили столь обострённый политический характер — в «Годзилле» 1984 затрагивается тема холодной войны, в которой не было ни правых, ни виноватых, а было лишь столкновение идеологий СССР и США — государств, между которыми находятся острова Страны Восходящего Солнца, и около которых разыгрывается настоящая катастрофа — пробуждение нового Годзиллы.
Этот фильм никак не связан с провальным «Террором Мехагодзиллы» и продолжает события самой первой части, выпущенной в 1954 году. Во второй и последний раз Годзилле противостоит не другой монстр, а человечество. Впрочем, достойное сопротивление гигантский ящер всё-таки встречает — оружие Супер-Х. Да и не только противостоянием с ракетными залпами и извержением атомного луча запоминается эта лента. «Годзиллу» 1984 можно назвать самым достоверным из всех фильмов о Короле монстров (включая и перезапуск 2014 года), потому что фантастическая составляющая хоть и присутствует здесь, но сведена к минимуму. Космическое орудие массового поражения, секретное летательное оружие, корабль-призрак, драматичная и экстремальная история главного персонажа — нет во всём этом ничего такого, про что можно с пренебрежительной усмешкой заявить: «фантастика!». Довольно интересным получилось и объяснение природы Годзиллы, который тоже оказывается вполне земным существом, хоть и титанических размеров, даже крупнее, чем в предыдущих пятнадцати фильмах.
Актёрское мастерство лишь немного не дотягивает до фильмов периода Сёва. Кен Танака влился в роль журналиста, прикоснувшегося к неизведанному, ошеломившему его. Доктор Хаясида, со слов которого мы узнаём много интересных подробностей о Годзилле, был удачно сыгран Ёскэ Нацуки. Постаралась и Ясуко Савагути, исполнив роль миловидной девушки Наоко. Стоит также отметить премьер-министра Митамуру — из Кэйдзю Кобаяси действительно получился политик, искренне беспокоящийся за судьбу своей страны.
Отличающийся новизной сюжет, пугающее музыкальное сопровождение — для своего времени этот перезапуск получился настолько великолепным, насколько можно было надеяться. Не думаю, что перегну палку, поставив «Годзиллу» 1984 года в один ряд с такими фильмами как «Терминатор» и «Чужие». Едва ли кто-то из поклонников фильмов о монстрах будет разочарован.
10 из 10
29 октября 2016
После конца Шова-эры, на юбилей Годзиллы к 1984 году Тохо решили отбросить все тридцать лет истории монстра на киноэкранах, начав новую эпоху и сняв как бы сиквел к первой картине. И в то же время, фильм старается во многом её повторить. Не под копирку и даже не по персонажам истории, а по общему духу и концепту.
Всё начинается с несчастных случаев на море. Вулканическая активность пробуждает дремавшее злое создание, а моряки подвергаются атаке гигантских блох, устилающих палубы обескровленными трупами. Картина возвращается к жанру ужасов столь атмосферно, как ещё никогда прежде.
Ждать первого появления чудовища на экране приходится более получаса, пока кадр пугает жутми видом трупов, агрессивными насекомыми-паразитами и нагнетает нарастающее напряжение перед грядущей паникой. Но сколь же эффектно смотрится выход Годзиллы из тумана и его первое нападение!
Тем удивительнее, что кинорежиссёр Хашимото снял перед этим лишь фантастику «Прощай, Юпитер» — последнюю роль великого Акихико Хираты, который должен был сыграть и в данной картине, но скончался от рака в том же 1984. Иширо Хонда отказался от предложения режиссуры, будучи занятым ассистентом Акиры Куросавы, а композитор Акира Ифукубе был возмущён увеличенным размером монстра с 50 до 80 метров и отказался писать музыку к картине.
Композитором стал Рейджиро Короку, который, надо сказать, блистательно справился со своей задачей, умело совместив грозные и паофосные мелодии с фирменным электронным битом 80х, а под финальные титры даже вставил культовую шедевральную композицию «Goodbye Godzilla» от The Star Sisters.
Сам Годзилла здесь полноценно вернулся к мрачной и злобной внешности, представляя из себя кару человечеству и этакое символическое стихийное бедствие, последствия атомных испытаний и заодно воплощением ужасов войны, ведь главная тема фильма — противостояние СССР и США, которые даже эгоистично соревнуются между собой за право нанести ядерный удар по Японии.
Спецэффектами занялся вновь Терийоши Накано, но на этот раз у него, наконец-таки, получилось. Благодаря ре-дизайну чудовища от Нобоюки Яшимару, был создан великолепный и натуралистичный образ атомного ящера, с подвижной мимикой морды, двигающимися глазами, ужасными зубами и острыми когтями. Годзилла более не напоминал резиновый костюм, а представал чудовищем, в которого веришь всей душой.
Рост ящера был увеличен вследствие зарастания Токио небоскрёбами. Пятидесятиметровый монстр смотрелся бы на улицах мегаполиса восьмидесятых годов вовсе не так грозно. Поэтому теперь Король Монстров имеет 80 метров в высоту и то это вовсе не делает его выше всех зданий.
Но город выполнен просто идеально. В шагающего по улицам гигантского монстра невозможно не поверить, видя качественную проработку всех деталей — это касается и военной техники, более не выглядящей модельками и миниатюрками, и доскональной детализации всех зданий, в том числе в процессе их разрушения — камни, стёкла, все мельчайшие элементы выполнены на ура.
Картина делает огромный оммаж первому фильму в сцене с поездом, однако не зацикливается на повторении всех ярчайших сцен — не будет и ни плавки электростанций под атомным дыханием, ни эпизода с башней, ни сцен с мостами — все них совершенно новые, но не менее запоминающиеся.
Годзиллу наконец-таки наделили тягой к радиации. То, чего монстру всегда не хватало — это дополнительной мотивации громить города Японии. Да, он словно неудержимое торнадо, да — метафора ядерной бомбы, военных действий, людской ненависти и пагубного влияния радиации на природу. Но на этот раз Годзилле таки дали ещё и цель, а не просто устроил прогулку, обращающую Токио в руины.
Чудовище поглощает радиацию, вытаскивает атомные реакторы, питается энергией, вновь притягивает и впитывает в себя разряды молний после взрыва двух боеголовок в воздушном пространстве — в этом можно даже увидеть отголоски положительного образа Годзиллы, он теперь не просто кара, но и как бы природный смотритель, запрещающий людям использовать ядерную энергию. Не из «героических» побуждений, естественно, но подобная многогранная трактовка образа монстра вышла наиболее цельной и впечатляющей.
Снабжённая шикарной аниматроникой голова, кажется, живёт в кадре собственной жизнью — даже внутренняя часть пасти проработана, включая слюну. Есть эпизоды дыхания Годзиллы, совершенно натуральные движения хвоста, никаких лесок и тросов, чудовище, как живое! Разве что сами глаза не самые правдоподобные из образов Хейсея и Миллениума, но сделаны всё равно отлично!
Фильм поражает своим спецэффектами на каждом шагу, будь то движения чудовища, устроенные им разрушения или даже лазеры. Изначально планировалось, что Годзилла будет сражаться с ещё одним монстром, но потом ограничились лишь противостоянием атомного ящера с техникой Супер-Икс — летательным аппаратом в духе субмарины или танка, оснащённого по последнему слову техники. Лазеры, взрывы, атомный луч — все световые эффекты сделаны по высочайшему разряду!
Сиквел-ребут «Годзиллы» представляет из себя цепочку серьёзных заседаний правительства, решающих самые разные вопросы — оглашать ли существование монстра в прессе ещё до появления Годзиллы у городского побережья, планы эвакуации, применение оружия, а также идею использовать магнитные поля, по которым ориентируются перелётные птицы, чтобы заставить Годзиллу свалиться в вулкан.
Причём профессор, один из главных героев картины, убеждён, что это едва ли уничтожит монстра, неоднократно по мере фильма повторяя фразу «Годзилла не может умереть». Вместо классической троицы на экране обычно четвёрка ключевых персонажей — журналист, военный, его сестра и, собственно, учёный.
Персонажи вышли хорошие и достаточно яркие, разве что любовная линия выглядит довольно натянутой, да и вообще режиссёр больше озадачен подачей экшена и серьёзной политической составляющей сцен-заседаний, нежели вниманием к раскрытию главных героев ленты.
Американцы фильм конкретно поменяли, выпустив под названием «Годзилла 1985», убрав и сократив кучу сцен, дополнив своими посиделками и кардинально переделав эпизод с русским полковником — в японской оригинальной версии он пытается остановить запуск ядерной ракеты, в американской, естественно, специально запускает её, нажав на кнопку. А также вернули располневшего Реймонда Бёрра.
Суровой атмосфере картины не мешают даже ироничные сценки с бездомным, ошивающимся по опустевшим ресторанам. Это скорее даже злая ирония, демонстрирующая человеческую натуру. Можно было бы снять более грубо — с рейдами мародёров на магазины и всё тому подобное, но обошлись забавными нотками кое-как разряжающими общий мрачный тон.
Впечатляющая массовка, эпизоды с военными и всевозможной техникой, впервые в кайдзю-фильмах по-настоящему правдоподобный момент с кораблём, мэшапы с людьми и сцены паники, эвакуации, людей на фоне надвигающегося чудовища — всё это сделано замечательно.
«Годзилла возвращается» 1984 года оставляет после себя массу ярких положительных впечатлений. У фильма есть мелочные недостатки и можно сделать ряд спорных придирок, однако сама подача материала и его качество — просто колоссальные! Началась самая выдающаяся и шедевральная эпоха в истории кинематографического шествия Короля Монстров по экранам. С возвращением, Годзилла! Да здравствует Хейсей!
9 из 10
1 октября 2016
Что ж, моё возвращение к серии фильмов про Годзиллу заняло явно меньше времени, чем возвращение самого Годзиллы на большие экраны. Но так или иначе — эре Сёва мы дружно машем на прощание рукой, вступая в славную (вроде как пока что) эру Хейсей. Хотя конечно здесь смена эры больше формальная — сценарий основан на концепции, которую хотели прикрутить ещё к периоду Сёва, и хотя оригинальный сценарий всё же был изрядно переписан, отзвуки оригинального фильма 54-го года остались — и Годзилла здесь снова зол и яростен, и делаются ссылки на события 30-летней давности — что на момент выхода фильма совпадало как раз-таки с оригинальным «Годзиллой». Так что да — технически это всё же больше продолжение оригинального фильма Хонды, нежели перезапуск — примерно как «Возвращение Супермена» продолжало 1 и 2 часть, игнорируя 3 и 4. Но всё же, так или иначе — новая эра, новые времена, новые нравы.
Нравы эти диктуются Холодной войной, поэтому в сюжете активное участие принимают также Штаты и Союз Нерушимый. Что уважительно — здесь они не пытаются перегрызть друг другу глотки за право первым убить Годзиллу или ещё что — нет, здесь все действуют сообща, но полностью без казусов так и не обошлось — например, наши соотечественники разговаривают на родном языке то удивительно хорошо, то с характернейшим акцентом, плюс в радиорубке советского корабля замечена-таки бутыль сорокаградусной, но всё же — нет шапок-ушанок, нет «Я должен тебя сломать», нет «Тьеперь я как и вы — милиционЭр», так что корить за это как-то и неохота.
Главный виновник торжества впрочем — всё тот же Годзилла, которого вновь откатили до Тёмной стороны. Представленный в гордом одиночестве (насекомых Шокиласов всё же считать не буду, они здесь ненадолго), он вновь ревёт, топчет, жжёт, рвёт и мечет. Он — снова Король Монстров, Властелин Разрушений, которому нет нужды тягаться силами с креветками-переростками и трёхглавыми ящерами (ну хоть и до следующего фильма, но всё же). И вновь видеть эту звериную, яростную ипостась — одно удовольствие. Забыть идиотские танцы после победы над врагом, весёлые покатушки на хвосте и всё то, чем умудрились наградить уважаемого ящера за предыдущие годы карьеры. Видеть как он обрушивает здания на головы посмевших противостоять ему людишек или как он ядерным дыханием выжигает целый причал с армейской техникой — это несравнимое ни с чем удовольствие, благо что и обставлено всё это на уровне — макеты и декорации вновь на высоте.
А ещё — музыка. Мелодии Рейжиро Короку где надо — бравые и пафосные, где надо — угрожающе-зловещие, ну и печально-сентиментальные тоже (да, я про грустный финал). Пока что для меня лично это один из самых ярких саундтреков изо всей Годзилло-линейки. Что же до людей — всё те же заднеплановые бегунки, но здесь благо особо не раздражающие, так что претензий особых не имею. А к чему имею… Да и не скажу сразу. Вроде все компоненты намешаны в правильных пропорциях, и это есть хорошо, хорошо настолько, что даже не хочется смотреть американскую версию картины, к которой и имеется вроде как ряд претензий — зачем же впечатление портить.
Годзилла вернулся триумфально, что я могу ещё сказать. И пусть образ злобного разрушителя и разорителя за ним долго не закрепится, данный фильм свою задачу, как я считаю, выполнил. Ни в коем случае не прыгнул выше головы и не вписал себя в историю — но пусть и ненадолго, пусть на разок — но вернул нам Годзиллу в первозданном виде. Мне например сей финт ушами понравился.
8 из 10
6 апреля 2016
Сюжет
После долгих лет затишья Годзилла нападает на походную лодку СССР и уничтожает ее. Сначала это хранят в тайне, но после ряда событий правду становится скрывать бессмысленно и опасно.
Сценарий написан хорошо и грамотно. Сюжет очень интересен.
10 из 10 (хотел поставить 15, но нельзя)
Монстры
Монстр у нас один. Это Годзилла и никто больше. Он просто громит Японию для питания ядерной энергией на атомных электорстанциях. Костюм Годзиллы хорошо сделан. Кстати, этот костюм мне нравится больше, чем все предыдущие, из них с ним сравнятся только костюмы из первых двух частей. Понравился его бой с супер оружием «Супер Икс», зрелищно смотрелось. Спустя 9 лет после предыдущего фильма он снова предстал перед нами в близком к оригиналу амплуа. В оригинале он был абсолютным злом, но тут он просто стихия природы. Эффектно смотрелось и его падение в жерло вулкана. Неплохая морская блоха Шокилас. Хочется поставить 15, но нельзя.
10 из 10
Спецэффекты
Для своего времени они хороши. Эффектно для 1984 года сделаны и атомный луч Годзиллы, и лазеры, и взрывы. Стоит отметить атомный луч Годзиллы. Он стал действительно больше похож на атомный луч, чем на спрей или струю дыма. Очень понравились лазеры «Супер Икса».
8 из 10
Актерская игра
Актеры блестяще играют, претензий нет. Особенно хорошо сыграли Кен Танака и Ясуко Савагути. Их персонажи очень запоминаются.
10 из 10
Режиссерская работа
В фильме есть ляпы, но их немного. Кодзи Хасимото хорошо постарался.
9 из 10
Музыка
Рейдзиро Короку написал отличную музыку для фильма. Есть один минус-классической музыкальной темы Годзиллы слишком мало.
10 из 10
Реалистичность
Вполне реалистичные спецэффекты для того времени. Видно, что Годзилла резиновый, но это ничего, 1984 год все-таки. я
2 из 10
Отличный фильм, один их лучших о Годзилле. Фильм в шаге от шедевра. Мне он очень понравился. Всем фанатам кайдзю к просмотру обязателен.
9,9 из 10
7 мая 2014
Доктор Эммерих, или как Гамера превратилась в Годзиллу и полюбила атомную бомбу.
Не столько ремейк, сколько перезапуск продолжения оригинального фильма, фильм знаменательно открывает новую эпоху в царствовании величайшего из всех чудовищ в истории, игнорируя весь тот шизофренический мусор и бред, который накопился за почти три десятилетия в фильмографии легендарного кайдзю, но основываясь на всем его богатом наследии.
Перезагрузив сбившуюся с правильного вектора развития франшизу, «Возвращение Годзиллы» вторгается в мир с поистине ноловским размахом и серьезностью.
Пожалуй, это первая лента серии, которую можно назвать полноценным настоящим фантастическим фильмом, пусть только частично (акценты аккуратно распределены, не скатывая картину в нелепицу или в сказку про белого бычка). До этого была клоунада, комедия, пародия. Не обошлось без клюквы или жанровых шаблонов (которые, правда, можно простить, так как в те времена их основная эксплуатация только набирала свои обороты), но Годзилла атакует по всем фронтам, превращаясь в жестокую и стальную готическую версию фильма «Бездна» Джеймса Кэмерона.
Надо заметить, что влияние данного кинофильма на творение Роланда Эммериха намного больше, чем оригинала 1954 года. Теперь очевидно, что фильм Эммерих имеет под собой гораздо больше общего с исконной Годзиллой, чем могло казаться ранее. Причем, отражение в «Зилле» 1998 года получили не только отдельные эпизоды или некоторые из второстепенных линий (точнее, многие их мотивы), но даже саундтрек Дэвида Арнольдса является ремейком и духовным приемником музыки Рейжиро Короку. Я уж молчу о многочисленных пасхалках (которых не мало и по отношению к прошлым фильмам) и столь же слезливом и драматичном финале картин. Но это нас ждет в будущем, так что вернемся в настоящее. А у нас на дворе 1984/85 год.
Спорным моментом (он же и минус) Возвращения является то, что чувствуется явный плагиат с прямого и единственного серьезного соперника/конкурента Годзиллы за всю историю существования монстра — Гамеры. А ведь фильм в тот период был явным аутсайдером, готовясь отправиться в небытие (победоносно возродившись в 90-ых). Неужели пляска на костях? Но обо всем подробнее.
Фильмы о гигантской черепахе изначально задумывались как не открытая/прямая, но очевидная пародию на Годзиллу. Увы, в конце-концов проклятие периода Сёвы коснулось и этого кайдзю, так что в итоге оба сериала занялись самопародией, что и сгубило Гамеру, в отличии от вовремя опомнившегося Годзи. Но поначалу морская черепашка по имени Наташка опережала ящерку по многим пунктам. Даже когда фильмы о пресмыкающимся скатывались в наитупейшее детское порно и сумасшествие, политические и социальные вопросы оставались все такими же актуальным, злободневными, смелыми и, что самое главное, на удивление прямыми (в самом первом фильме это было чуть ли не хамством), без всякого надуманного символизма. Это касалось и социальной сферы, и политической. Особенно второй. А Годзилла предпочел оставаться кайдзю-файтингом, что превратило его в череду однообразных и скучных лент, подобно новым фильмам компании Marvel, пусть его и отличала большая дороговизна, оригинальность, размах и эпичность.
И вот, 20 лет спустя, Годзилла таки очухалась, и кроме надоевшей темы сохранности окружающей среды, таки подняла и другие темы, нагло заимствуя их у Гамеры. И ладно бы темы совпали, что можно было списать на логичное развитие вселенной, но обыгрываются они так же. Приходится наблюдать повторение. И это еще не все. Мифологию и, в каком-то смысле, анатомию/биологию Годзи тоже переиначили на лад Черепахи. А уж о проскользнувших намеков на мистическую сущность монстра, я вообще говорить не буду.
Не в пользу фильма играет и игра актеров. Даром, что зрители пришли далеко не за драматургией фильма. Но актеры — деревья. С любовью, Грут.
Зато в картине есть более или менее грамотный адекватный сценарий. Не до конца проработанный, но богатый на разнообразное действо, которое приведет нас к сильнейшей драматической развязке, апогей которой находит свой пик в выстроенном прям по Нолану трагическом падении титана, в низвержении царя в пучины геенны огненной.
Единственное замечание, что наверно нужно было бы подробней развить тему радиационной мутации других животных (например, добавить в серединку фильму еще одну сценку с озверевшими и разжиревшими паразитами), хотя намек на существование в этом мире других монстров сделан. Отныне, это допускается.
Серо-голубоватая цветовая гамма, вместе с гнетущей атмосферой безысохдности, иногда дают ход хоррор-началу фильма (дань уважения оригиналу 54 года), что внедряется в фильм малыми дозами, держа зрителей в постоянном напряжении. Но фильм медлительный, активными действиями не любит радовать. Из-за этого чувство затянутости. Опять же, помяну Нолана добрым словом (ему тогда лет 15 было), ведь тут почти нет экшена, а лишь созерцание красивых пейзажей, в разрушающихся городах которых можно подробно рассмотреть все детали, наслаждаясь горизонтами из красного пламени, и медленно, но верно, гаснущими в руинах огнями больших городов, тонущие в черноте дыма и серости пыли вместе с беспомощной армией.
История сузила рамки и уменьшила глобальность в плане экранного разрушения мира, что позволило несравнимо увеличить качество декораций, что вкупе с увеличенным бюджетом практически способно создать впечатление просмотра серьезного реалистичного блокбастера. Благо, сценарий очень серьезен (массовые лица кирпичами, как у Нолана), а его суть способна компенсировать отсутствие экранной глобальности проработкой сюжета и вовлеченных в конфликт сторон (страсти накаляются до предела). Тут то как раз и приходится вспомнить «Бездну» Кэмерона, которая увидит свет лишь через 5 лет.
6 из 10
1 апреля 2014
Я искренне не понимаю людей, которые при фразе «японское кино» рисуют на своих лицах недовольные гримасы. Хорроры родом с континента, добрую половину которого занимает выжженная солнцем пустыня, как правило являются интересными образчиками жанра. Особенно, если речь идет об кайджу-кино. А фильмы ужасов из Японии — это и есть кайджу чистой воды. Процентов эдак 99 из ста.
«Годзилла 1984» слеплен совершенно этой по старой доброй схеме, опробованной авторами классического «Кинг Конга». Некое событие, некая легенда. Группа любопытных. Краткое знакомство с действующими лицами. Много атмосферных, изобилующих натуралистичной жестокостью съемок, якобы сделанных на «месте событий». Интервью с чиновниками-иностранцами, тщетные попытки остановить несокрушимое чудовище посредством высоких технологий. А потом — медленно, минута за минутой, далее — быстрее, секунда за секундой, зрителя погружают в аудиовизуальный кошмар.
Впрочем, в «Годзилле» нет «дёргающейся» камеры и якобы любительской съемки. Лишь легкая под нее подделка. Концепт схож, однако сама суть фильма — далека от того же «Монстро», как Сатурн от Меркурия. Покинутый, затерявшийся посреди морской глади, старый корабль и влажный мрак корабельного трюма, полный загадочного эха и шумов — о, что может быть лучше! «Корабль-призрак», «Вирус», «Расщелина»? Ни в коем разе. Этот японский хоррор не дает ответов на большинство напрашивающихся в ходе просмотре вопросов, что лишь сгущает градус саспенса, и ни в коей мере не разочаровывает. В конце концов, иногда полезно включать собственный мозг, а в качестве генератора — использовать воображение, которое может нарисовать куда более страшные картинки, чем самый одаренный оператор и мастера по спецэффектам.
В результате, история, рассказанная в «Годзилле» кажется вполне реальной. А незримый страх, который, однако, кажется буквально осязаемым, лишь добавляет этой ленте дополнительных очков. Что за опасность монстр представляет для всей планеты? Почему Годзилла бессмертен и неуязвим? И что на самом деле увидели рыбаки? Об этом сложно догадаться. И чем больше зритель будет думать, тем более страшные образы возникнут в его воображении. Звук, свет, тени — все это близко к идеалу. И локации. Господи, какие локации! Это не заброшенный дом, не дешевая постановка — это место существует на самом деле! Настоящий, искренний ужас может быть рожден при минимуме средств. Нужен лишь талант. Здесь он есть. Чистая атмосфера. Чистый хоррор. Не противопоказанный даже тем, кто считает знакомство с псевдодокументальными фильмами ужасов потерей своего времени. Испугать искушенного хоррормана непросто. «Годзилла» по-настоящему пугает.
8 из 10
25 сентября 2011
Конечно, «Годзилла» 1984 года входит в эпоху хэйсэй, являясь ее открытием, но многие считают этот фильм промежуточным, связывающим звеном. Одной из главных причин этому служит то, что формально фильм снят в эпоху сёва.
От других фильмов хэйсэя у него есть некоторые отличия, хотя общий серьезный тон сохранился до её окончания.
Здесь у Годзиллы нет врага в лице другого монстра. Единственный раз такое было в оригинальном фильме 1954 года. Строго говоря, этот «Годзилла» является прямым продолжением оригинала, отвергая остальные 14 лент эпохи сёва.
Здесь нет и девушки-экстрасенса Мики Сагусы, да и сам костюм Годзиллы существенно отличается от тех, что будут в следующих картинах.
Сценарий фильма основан на совместной работе Томоюки Танаки и Акиры Мурао «Воскрешение Годзиллы» и написанной в 1980 году. Согласно первоначальному варианту Годзилла 1954-го года ожил из-за незаконного захоронения радиоактивных отходов в океане. Присутствовал в фильме и монстр Баган. Концовка должна была выглядеть следующим образом: Мертвый Годзилла лежит на берегу, недалеко от АЭС, а один из героев говорит: «Пока есть ядерная энергия, Годзилла будет жить». Вскоре Годзилла открывает глаза, встает и уходит в море.
Сценарий перерабатывался много раз, поэтому в окончательном варианте остались лишь несколько деталей. Годзилла по-прежнему питается ядерной энергией. В фильме появляются морские блохи, подвергнутые радиации и летательный аппарат «Супер Икс».
В костюм Годзиллы впервые облачился каскадер Кенпачиро Сацума, ранее игравший других монстров Хедору и Гайгана. Он оставался Годзиллой во всех фильмах хэйсэя. Изначально Короля монстров должен был играть другой человек, а Сацума был приглашен в последний момент из-за его отказа.
Поскольку размер костюма не был рассчитан на Сацуму, ему пришлось изрядно измучиться во время съемок, сбросив немало килограмм. Такая же история была и у Харуо Накадзимы в оригинальном Годзилле. Но к удовольствию Сацумы в следующих фильмах новые костюмы ему идеально подходили.
Танака, который являлся продюсером всех фильмов про Годзиллу, хотел привлечь к картине знаменитых ветеранов режиссера Иширо Хонду и композитора Акиру Ифукубе, которые по различным причинам отказались от участия в проекте.
Хонда не верил в успех Годзиллы после смерти постановщика всех спецэффектов Эйдзи Цубурая, погибшего в 1970 году. Ифукубе, узнав, что рост Годзиллы увеличился на 30 метров, заявил: «Я не пишу музыку для 80-метровых монстров». Через несколько лет он изменил свое мнение.
Что касается сюжета, он ничем особенным не выделяется. Большая часть действий происходит в кабинете министра, где разыгрывается противостояние США и СССР за право уничтожить Годзиллу ядерным оружием. К сожалению, большинство советских персонажей говорят с диким акцентом.
На фоне будущих лент, эта не запоминается, поскольку тут нет ни ярких боев, ни больших разрушений. Но в принципе картина не портит впечатления о себе.
В японском прокате фильм не пользовался большой популярностью, но солидную сумму собрать смог — 11 млн. долларов при 6 млн. бюджете.
Студия New World выкупила права на ленту, чтобы перемонтировать фильм на американскую манеру. Этой процедуре ранее подвергались оригинальный «Годзилла» и «Родан».
В американской версии появился журналист Стив Мартин (Рэймонд Барр), который был персонажем фильма «Годзилла, король монстров». Хронометраж сократился на 16 минут. Скандальным изменением стал эпизод, в котором советский полковник Каширин пытался предотвратить запуск ядерный ракеты, в американской версии он намеренно ее запустил. Нетрудно догадаться, что американский вариант оказался просто ужасным, получив две номинации на «Золотую малину», собрав полмиллиона долларов при общих затратах в 3,2 млн.
7 из 10
15 марта 2011
На окраинах Японии в очередной раз не спокойно. Рыболовное судно попадает в эпицентр шторма и его начинает сносить в сторону острова, как внезапно происходит колоссальный выброс энергии и в небо летят громадные камне, магма и небо оглашает громоподобный крик Годзиллы!… бесцельно дрейфующее судно находит молодой журналист Горо Маки. Там отсутствуют признаки какой-либо жизни, только некое триллобитоподобное существо размером с русского терьера проявляет признаки жизни и весьма агрессивный настрой…
Вот с этого места становится ясно в каком направлении будут разворачиваться события фильма. Годзилла вернулся в наш мир и теперь он стал цветным, более злым и откровенно игрушечным. Если в черно-белой оригинальной версии это смотрелось наивно и очаровательно, то теперь уже к середине фильма можно начинать зевать в такт назойливым выкрикам Годзиллы. А его неподвижные глаза наполненные праведным гневом и радиоактивной злобой не вызывают никаких эмоций.
Все эти картонные эпизоды с его появлением никоим образом не связываются с происходящим в «реальном» мире главных героев. Теперь Годзилла лишь фон для выяснения отношений между США и СССР, где Япония играет роль мудрого судьи. Наши соотечественники изображены с достоверностью в 59% — тех героев что поважнее играют исключительно американцы, развлекающие зрителя зубодробительным акцентом; ну а все остальное (голоса за кадром, юнги) досталось настоящим «русским Иванам».
Отдельно стоит наш посол, харизматично заявляющий о том что «СССР не потерпит уничтожения советской подлодки. Годзилла должен быть уничтожен ядерной боеголовкой. Иначе что? После Токио он направится во Владивосток!». Господин министр похоже забыл что это японский монстр и ему нет дела до чукотской нефти. Но все равно дальновидность политиков поражает.
Японцы тоже хороши. По долгу многозначительно смотрят в пол, размышляют и в итоге дают добро на запуск оборонительной систему последнего поколения. «SUPER-X». Тот кто придумывал это название явно обладал богатой фантазией. Секретное орудие же «Супер Икса» основано на принципе взбитой бутылки «Coca-cola» и вырывающейся наружу пены. Хай-тек одним словом.
Но главный посыл всех фильмов о радиоактивном динозавре — пацифистский. Так что местный профессор находит куда более мирное решение проблемы с Годзиллой. Оказывается у него мощное электромагнитное поле, поэтому когда мимо пролетают перелетные птицы его затягивает и он следует за ними. Такие дела. А заманить его в жерло вулкана это пустяковое дело, как оказалось впоследствии.
Годзилла 30 лет спустя это как срез той эпохи 80-х. На смену размышлений об двоякости научных открытий пришли проблемы международных отношений, холодная война. Теперь это очередная уже поднадоевшая история в которой даже нет монстра-антипода, способного надрать задницу Годзилле. Зато есть советские шпионы, интриги, спутники с ядерными бомбами, мутировавший триллобит, а также токийский бомж, который стал самым счастливым человеком в обезлюдевшем городе.
2 января 2011
Очень хороший фильм! В этом фильме пожалуй самый страшный Годзилла. И что еще более интересно, то что с этой части начинается эра Хейсей. Которая считается самой лучшей эрой.
Что хочется сказать о Годзилле. В этом фильме он будет очень злой и страшный. Представлен он отрицательным персонажем, как и в большинстве фильмов.
Костюм Годзиллы в данной части очень хорошо выполнен. Он более правдоподобен, не как в некоторых частях эры Шова.
В фильме очень хорошие спецэффекты. И по моему мнению, это основная положительная черта фильма. Поскольку фильм показан так, что все увиденное более правдоподобно.
В заключении вот что хочется сказать. Если вы любитель Годзиллы, то это фильм вам определенно стоит посмотреть.
10 из 10
2 марта 2010
С этого фильма начался перезапуск саги о Годзилле, создание новой эры — Хейсей.
Сюжет нетривиален… но чертовски интересен! История возвращения G прописана крайне тщательно и без лишних деталей — сюда вплетены судьбы главных людских персонажей, немного военного быта и лёгкого юмора. Идеальный баланс, который был использован во всех сиквелах.
В этой картине TOHO вернулись к истокам и адаптировали их на современный лад. Результат превзошёл все ожидания — новый G выглядит и ведёт себя именно так, как мы всегда хотели — это гигантский устрашающий монстр, разрушающий всё на своём пути.
Конец очень необычен — крик падающей зверюги настолько жалобен, что, несмотря на все причинённые ею беды, на глаза наворачиваются слезы жалости.
9 из 10
30 июня 2009