Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.7 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Обвинение |
год: | 1984 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Владимир Савельев |
сценаристы: | Борис Антонов, Иван Менджерицкий |
видеооператоры: | Павел Степанов, Андрей Владимиров |
композитор: | Ивар Вигнерс |
художники: | Виталий Волынский, Александр Даниленко |
жанры: | драма, детектив |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 19 мин |
Неделя просмотра фильмов Михая Волонтира. Фильм 6-й.
Вот наконец и посмотрела фильм, на который уже кто-то написал рецензию. Это радует, а то я уж подумала, что на все выбранные на просмотр фильмы, мне одной придётся писать рецензии. А так, хоть кто-то посмотрел ранее фильм с Михаем Волонтиром в главной роли.
Здесь жанр фильма детектив. По сюжету, в результате автомобильной катастрофы погибает директор одного из передовых автохозяйств области. Следователю по особо важным делам Владимиру Сергеевичу Ярошу предстоит выяснить причины трагедии и убедиться в её закономерности…
Скажу сразу, что Михай Волонтир оправдывает ожидания самых взыскательных и самых требовательных зрителей, поскольку все лучшие черты героев Волонтира, за которые так признательны ему зрители, присущи и следователю по особо важным делам, Владимиру Ярошу. Он честен, бескомпромиссен, принципиален, добр, не довольствуется видимой стороной дела, а доискивается до сути, до истоков, до корней; он по-мужски обаятелен и смел, человек вдумчивый, наблюдательный, замечающий любые мелочи, много размышляющий над происшествием, он… впрочем, увидите сами. Ему очень идёт этот образ. Напомнил мне лейтенанта Коломбо или Эркюля Пуаро, по всем параметрам схож. Актёр он замечательный, очень яркий и естественный. Есть в нём мужское обаяние. Да и роли играет людей позитивных.
Следователь Ярош, начинает искать причины гибели директора, а вскрывает бесконтрольность и бесхозяйственность, граничащие с преступлением, странные и нездоровые настроения коллектива передового воде бы автопарка, почти все машины которого находятся в аварийном состоянии. Ярош решает разобраться в ситуации, несмотря на то, что отнюдь не входит в обязанности следователя и вызывает явное недовольство многих… Правда здесь он снова «говорит» не своим голосом, Михая Волонтира здесь озвучил Игорь Ефимов, его голос ни с чьим не спутаешь… Думаю, что только в фильме «Цыган» и чуть более поздних советских фильмах, он говорил сам, без переозвучивания своего персонажа. Специально учил русский язык, чтобы его не переозвучивали. Его натуральный голос, его тембр и лёгкий акцент, невозможно забыть. Он завораживает. Но, здесь голос советского артиста вполне ложится на типаж Михая Волонтира, очень удачно подобран голос (как и в предыдущих, просмотренных его фильмах, в рамках нашей тематической недели).
Хороший фильм, мне очень понравился. Как хорошо бы было - будь в большинстве у нас такие следователи, как Владимир Ярош. Понравилась игра Эрнста Романова - отличный актёр, всё может сыграть.
Фильм перестроечный, под маркой «так жить нельзя». Показали многое: рабочие - рвачи, парторг - соглашатель, фронтовик - начальник автобазы - очковтиратель и плохой руководитель. А ведь причина была в верхушке, которая уже вовсю пускала систему под откос. В низах же были разные люди, и большинство - честные советские люди. Директору автобазы с которым произошёл несчастный случай, не мешало бы заботится о машинах, людях. А то уборка на носу, а у него на базе почти все машины требуют ремонта. Вот и произошёл конфликт с инженером Бутенко, который только взглядом на колесо - определяет, что машина не пригодна к эксплуатации, а водитель ещё бортики нарастил, чтобы заработать побольше.
В фильме правдиво показано, как в советские времена тогдашние законы жизни заставляли людей «гнать план» (который ежегодно увеличивали) любой ценой. Другое дело - такие принципиальные персонажи, как следователь Ярош и главный инженер Бутенко вряд ли в создавшемся положении (в уборочную страду) могли бы действовать так принципиально; в те времена это было бы чревато для них самыми плохими последствиями.
Хороший фильм! Михай Волонтир отлично справился с заданной ему ролью: сильный, смелый, честный человек!.. Как таковых не хватало в последующие бурные, судьбоносные для страны, годы!.. Да и сейчас их, мягко говоря, не хватает...
Ещё мне понравился в этом фильме Сергей Иванов (тот самый, Кузнечик, из фильма «В бой идут одни старики»). Необычная здесь роль у него, но хорошо сыграл.
Можно смотреть. Любителям детективного жанра, будет интересно, да и любителям советского кинематографа 80-х, тоже понравится. Мне понравилось, не шедевр конечно, обычный советский фильм на житейскую тему, но понравились персонажи, то как показана работа загнивающей уже к тому времени системы, правдивость, с которой показывают советских чиновников невысокого ранга. Как многие из них попав на заветный пост, пусть и совсем невысокий, но начальственный, старались побольше захапать себе всяческих привилегий, льгот, и т.п. И как с этим приходилось бороться советской милиции. В общем довольно смотрибельный фильм. Михай Волонтир шикарен в роли следователя.
9 из 10
15 апреля 2023
«Русского человека надо благодарить хотя бы за намерения» (Николай Гоголь)
В поздних советских фильмах на производственную тематику имеется скрытая печаль. В «Обвинении» отчётливо видно, что создатели картины искренне пытаются донести до зрителя своё негодование по поводу годами складывавшейся практики приоритета рапортов о «досрочном» и «перевыполнении». Создатели картины искренне верят, что разрабатываемые в 1983—1984 годах по поручению генерального секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова планы экономических реформ наконец-то смогут изменить ситуацию в стране в лучшую сторону. Именно по этой причине снимались картины подобной направленности. Но… фильм «Обвинение» был выпущен на экраны в количестве всего 434 фильмокопии, кино посмотрели 3,3 млн. зрителей за 12 месяцев проката. Картина вроде как криминально-производственная драма, но на самом деле детективная составляющая здесь минимальная, потому что в случившейся трагедии виноват не конкретный человек, а сложившаяся система. Подобный сюжет едва ли вдохновил бы зрителя, если бы не блестящий актёрский состав.
Когда читаешь аннотацию и перечень актёров, то представляешь, кого именно тот или иной актёр мог бы сыграть. Чувство радостного удивления вызвало то, что режиссёр Владимир Савельев мастерски «перетасовал» колоду исполнителей, отдав актёрам, в общем-то, несвойственные их типажам роли. Безусловное «прямое попадание» — это Михай Волонтир в роли следователя по особо важным делам Владимира Сергеевича Яроша. Удивительная игра! Тонко, местами несколько отстранёно, местами холодно-надменно, местами скептически-иронично. Такого амплуа следователя я давно не видел. Для усиления необычности роли, сценаристы прописали множество эпизодов, где герой Волонтира больше похож на циркача или даже фокусника, чем на следователя. Крайне убедителен Эрнст Романов в роли эксперта Виктора Ивановича Маслова. Это человек, искренне болеющий за дело и остро реагирующий на недочёты системы. Крайне неожиданный персонаж у Сергея Иванова. Его безобидно-весёлый «Кузнечик» из фильма в «Бой идут одни старики» трансформировался здесь в настоящего возмутителя спокойствия, которого интересует исключительно «длинный рубль». Жёстко, грубо, властно сыграл Николай Шутько старшего механика Ерёменко.
Сыграл именно так, потому что признаёт не правоту следователя, а негласную поддержку «сверху». Противоречивый характер изобразил Борис Плотников. Бутенко в его исполнении — человек новой формации. Он не боится спорить с начальством. Отстаивает свою точку зрения, хотя прекрасно понимает возможные последствия. В картине в нескольких эпизодах фигурируют дневниковые записи погибшего при аварии директора автохозяйства. Начал он их писать 10 лет назад — в 1974. В них он подробно останавливается на вопросах реконструкции автобазы, прикидывает перечень необходимых мер. Но… благие намерения так и остаются на бумаге. Проходит 10 лет. Записки попадают в руки Бутенко. И здесь камера останавливается на его глазах. Что подумал молодой человек, ставший во главе большого автохозяйства? Сможет ли он реализовать на практике то, что его предшественник наметил ещё 10 лет назад? Хватит ли на это сил? И, главное, — позволит ли ему сделать всё это система, ведь фильм своим названием обвиняет именно её, а совсем не погибшего директора? Ответа от героя зритель не дождётся, зато мы прекрасно знаем, какими будут автобазы ещё через 10 лет — в 1994 году…
26 марта 2020