Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Малиновое вино |
год: | 1984 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Арвид Криевс |
сценаристы: | Арвид Криевс, Алоиз Вазнис, Виктор Лагздиньш, Валентин Ежов |
продюсер: | Викторс Риепша |
видеооператор: | Давис Симанис |
художники: | Иева Романова, Вечелла Варславане |
монтаж: | Лиене Балина |
жанр: | детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 28 октября 1985 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
- С жульем, допустим, надо бороться!
- Ну почему он 'жулик'? Человек умеет жить!
- Ты мне скажи, на какие заработки, заместитель директора трикотажной фабрики, отгрохал себе двухэтажный особняк?
- Семён Васильевич, это его дело!
- Нет! Наше! Мы будем просто таки нещадно бороться с лицами, допустим, живущими на не трудовые доходы...
'Берегись автомобиля', 1966, реж. Э. Рязанов
Детектив окрашенный в типично британские тона, если так можно выразиться это 'Малиновое вино'. Сразу невольные аналогии прочерчиваешь с 'Чисто английским убийством'(1974) - замок лорда Уорбека, Рождественский праздник, гости, бокал вина с ядом, расследование преступления по горячим следам... Словно из кладовой, нафталином затхлости пахнуло от картины 1984 года. Впрочем, так оно и есть. Тридцать восемь лет фильму ныне. Он академичен в узости пространства построения сюжета, лишён динамической составляющей и подкупает разве что актёрским созвездием тех лет. Конечно же интрига, какая-никакая всё таки присутствует тут - убийство хозяина пикника-пиршества и масса лиц вблизи, окружением. Кто отважился? За что? Почему? Каковы мотивы?
Десяток человек под одной крышей. Мужчины, женщины, ребёнок. Шашлык во дворе, музыка, лёгкий хмель. Друзья-приятели на лоне природы в просторном доме гостеприимного хозяина, за полночь веселье перелилось... И вдруг, смерть. И вдруг, труп. Что же это?
Майор милиции среди гостей демонстрирует азы ремесла. Опросы, допросы, дознание, следственный эксперимент. И скелеты из шкафа начинают вываливаться сами собой. Плотью интима, чувств, страстей начинают дышать собравшиеся. Грязь проступает то там, то сям... Человеческая грязь. А 'чин' просто выдавливает их как краску из тюбика. Вот уже и малоприглядностью повеяло в зрителя от чистых, умытых, напомаженных... Всё как всегда?
Люди. Как есть, люди. Стоит лишь малость 'раздеть' и отшатнёшься... Вновь эта 'песня' о изнанке срамного гнуса размышлением. Вот оно зерно целостности данной работы. Во всяком случае для меня основной акцент.
Найти преступника не просто. Совсем не просто. И интрига для осмысления расписана задачей от режиссёра грамотно. Всем нам вопрос. Тот ли? Этот ли? За что? А может быть дамы 'искусились'? Ни одна, так вторая, третья? Вероятность велика. Ложь? В показаниях? А куда же без неё? Хотя здесь, пожалуй, для путаницы, она всё-таки ни столь отчётлива.
Для середины 80-х, кино, пожалуй, можно отнести к крепким середнякам. Ныне, мал-мала устарело. Однако для разнообразия, для приобщения к кино культуре того периода, для воскрешения памяти Британской 'поэтессы' - Агаты Кристи, весьма и весьма... Да и криминальные нотки, звуком проступающие, вовсе не бытовые иллюзии воскуряют.
6 из 10
15 июля 2022
В уединенный загородный дом на день рождения хозяина съехались гости. Непринужденное общение и дегустация домашнего малинового вина прерваны убийством юбиляра. Убийца среди приглашенных, у каждого из которых свой скелет в шкафу.
Да, да, перед нами классический детектив. Замкнутое пространство, горстка действующих лиц. Вместо замка на острове, старинный хутор в девственных лесах, а герои — современные латыши 80-х годов 20 века. Писатель Виктор Лагздыньш, чья повесть «Ночь на хуторе Межажи» легла в основу сценария, превзошёл самого себя выдав историю достойную пера Агаты Кристи. А режиссёр Арвид Криевс тяготевший в эстетике артхауза, разыграл убийство на хуторе Межажи как по нотам, насытив пространство фильма тревожными образами и зыбкой двусмысленность. Одна сцена сменяет другую, за внешней свободой действия скрывается тщательная продуманность и чувство меры. Конечно за классической канвой сюжета не могут скрыться современные социальные мотивы. Настойчивое стремление любой ценой утвердиться в жизни оборачивается крахом. Помешанность на материальных ценностях, жажда преуспевания не всегда делает людей счастливыми. Все эти набившие оскомину истины особенно явно считываются на жизни буржуазной и благополучной советской Прибалтики.
Но вернёмся к фильму. Снято «Малиновое вино» на отличном профессиональном уровне. Малиново-красные всполохи заливают интерьеры, оператор елозит по предметам и лицам, необычная музыка в стиле Свена Грюнберга добавляет сюрреалистического настроения. Очень удачен актёрский ансамбль. Трудно кого-то выделить, кроме хорошо знакомых нашему зрителю Мирдзы Мартинсоне, Ивара Калныньша и Лицитиса, менее известные актёры тоже сыграли уверенно и симпатично. Алвис Бирковс мягко и естественно смотрелся в роли следователя поневоле. Нельзя не упомянуть прекрасный советский дубляж.
Итог: Всем поклонникам жанра настоятельно рекомендую ознакомиться с этим редким, малиновым бриллиантом в колье советского детектива. Вообще латыши молодцы, под крылом Большого Брата, на своей маленькой киностудии они выдали целую обойму отличных детективов, таких как — «Смерть под парусом» 1976, «Подарки по телефону» 1977, «Ралли» 1978, «Три дня на размышление» 1980, «Мираж» 1983, «Когда сдают тормоза» 1984 и другие.
3 августа 2016