Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.9 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные |
год: | 1984 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Владимир Алеников |
сценарий: | Владимир Алеников |
продюсер: | Дмитрий Бялый |
видеооператор: | Игорь Фельдштейн |
композитор: | Татьяна Островская |
художники: | Галина Щербина, Ирина Акимова, О. Иванов |
монтаж: | Вера Бейлис |
жанры: | фэнтези, комедия, мюзикл, семейный, детский |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 3 июня 1984 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 15 мин |
Два закадычных друга, знакомых зрителю по фильму «Приключения Петрова и Васечкина» приезжают в пионерский лагерь. Мальчиков по ошибке принимают не за тех, кто они есть на самом деле и друзья принимают правила игры.
Милый сюжет, превращенный в рок-оперу, должен был попасть в умелые руки. При посредственной игре не только милых деток, но и взрослых, - исключение Софико Чиаурели, эта актриса всегда была на высоте актерского мастерства – сырые музыкальные номера, требующие профессиональной обработки, чтобы они засверкали и посредственная, хоть и не провальная режиссура. Не будем строги к фильму, в итоге он не плох, без идеологии, как хорошо советским детям время в лагере проводить.
6 из 10
23 ноября 2023
«Я считаю, мы с тобой, Петров, всегда общий язык найдём»
© Петя Васечкин
«Каникулы Петрова и Васечкина», вышедшие вскоре после «Приключений», заимствовали из первой части только самое лучшее. Помимо главных героев в сюжет возвращаются Маша и Инна Андреевна, а среди новых персонажей нет никого неприятного. При том, что сюжет «Каникул» мало отличается от детских фантазий, сам фильм воспринимается более серьёзным и даже персонажи-дети выглядят более… мудрыми.
В отличие от «Приключений» «Каникулы» представляют собой единую историю, разбитую на две серии. Первая почти по гоголевскому «Ревизору», а вторая по «Дон Кихоту» Сервантеса. И поскольку этот фильм мне тоже довелось посмотреть в детстве, так получилось, что благодаря Петрову и Васечкину я узнал о каких-то новых для себя произведениях. Забавно, что сейчас, спустя много лет, гоголевский оригинал снова актуален, а вот «Каникулы» про пионерский лагерь безнадёжно устарели. Несмотря на это, смотреть фильм приятно и даже приятнее, чем первую часть. Ребята из лагеря такие добрые, что невольно хочется улыбнуться, смотря на них. Их ответственный подход к перевоспитанию хулиганов вызывает только восхищение. Что особенно радует, так это песни, которые уже исполняются не просто так, а в дополнение к сюжету. Иногда песни сочетаются с танцами, и техника их исполнения такая хорошая, что порой забываешь, что перед нами дети. Невольно напрашивается мысль, что граница между детьми и взрослыми очень условная.
В первой серии Петров и особенно Васечкин разгуливаются на полную катушку. «Приключения» будто были просто разминкой перед этим фильмом. Но даже переполох в лагере – это детские шалости в сравнении со второй серией, где герои воображают себя рыцарями. Повторяя казусы литературного Дон Кихота, Васечкин постепенно понимает, что за славой не стоит гоняться, иначе прослывёшь дурачком. Но если в первой серии очарование вызывали дети, то во второй к нм добавляются взрослые, тоже излучающие добро и позитив.
Очень любопытной темой фильма являются все женские персонажи. Пожалуй, из всех детских советских фильмов «Каникулы Петрова и Васечкина» – самый патриархальный. Маша и Инна Андреевна посвящают целую песню мальчикам и мужчинам, которых трудно понять, но ещё сильнее удивляет бабушка Мананы, которая вообще берёт на себя самую тяжёлую работу. Смотреть и слушать это в наши дни очень странно, поскольку сейчас положение женщин даже в развитом мире не самое лучшее. Впрочем, песня бабушки может быть и саркастичной. И пока я не закрыл эту тему, хочу ещё сказать, что мне понравились две Оли-сплетницы. Юные актрисы прекрасно играют, аплодирую им!
Но настал момент для главного вопроса: Петров или Васечкин? Последний раскрывается в фильме намного шире, но характер у Пети довольно тяжёлый: любит покричать, похвастать, напугать кого-нибудь. А ещё людям помогать не любит. Петров, хоть и глуповатый, но производит более приятное впечатление. Однако я не хочу сказать, что Васечкин мне не нравится. Он тоже хороший парень, просто заблуждается во многих вещах.
Честно говоря, после просмотра фильма хочется грустно вздохнуть. Увидев прилежных и воспитанных детей, к числу которых можно отнести даже «Гуся», хочется верить, что такие дети существуют на самом деле. Увы, это вряд ли. По крайней мере, не в России точно. Возможно, когда-нибудь культурный уровень поднимется хотя бы до высоты Васечкина, и фильмы будут отражать реальность, а не идеализировать её.
9 из 10
P. S. В некоторых сценах есть ляпы монтажа, которые не укрылись от моего внимания. Поэтому оценка не самая высокая.
27 марта 2023
Из всех советских фильмов о детях этот выделяется такой чертой: один из протагонистов является откровенно плохим человеком, но при этом в конечном итоге справедливость не торжествует. Это не история о том, как плохой мальчик получил за свои фокусы по заслугам, это история просто о приключениях плохого мальчика.
Кто такие Петров и Васечкин? Оба мальчика — довольно заурядные двоечники, никакими способностями не наделённые. Но Петров относится к своей доле со смирением, а Васечкин одержим тщеславием. Однако поскольку реального потенциала у мальчиков нет, всё их попытки совершить что-нибудь великое заканчиваются провалом. Как правило, из-за постоянных авантюр Васечкина в первую очередь страдает Петров, но для него лучше уж так, чем пребывать в унынии, что и любимая девочка отшила, и в дневнике одни двойки. В этой ситуации Петров становится шестеркой авантюриста Васечкина, и это лучшее, что он может себе позволить со своими скромными возможностями. Даже хулиган Гусь на фоне Васечкина, не способного ни на какие реальные дела, а только выпендриваться, и его шестёрки Петрова вызывает больше симпатии. Он хоть и драчун и хулиган, но настоящий. Можно предположить, что чиновники-казнокрады или никчемные потребители на дорогих кредитных машинах вырастают из таких детей, как Васечкин. Петров в фильме, в отличие от него, всё же делает одно хорошее дело, когда помогает аксакалу расчистить завал.
Кроме выпуклой и в то же время убедительной морали, данный фильм подкупает великолепной музыкой. Особенно интересно сочетание средневековых гармоний со звучанием аналоговых синтезаторов. Как правило, средневековые гармонии в современной музыке используются в роке, поэтому это направление всегда хорошо сочетается с рыцарскими темами. Но аналоговые синтезаторы в подобном стиле звучат странно и эклектично, и это является дополнительным смысловым пластом картины. Такая музыка является метафорой нелепости как самого Дон Кихота в современном ему мире, так и попыток Петрова и Васечкина ему подражать. Вообще, многие музыкальные номера, особенно в первой серии, оставляют ощущение, что языком музыки, песни там удалось сказать больше, чем можно было бы сделать просто игровыми сценами. Первая серия фильма вообще по драматургии напоминает хорошую оперу. Так что Татьяне Островской — поклон в пояс за блестящую работу.
В целом, как таковых недостатков у фильма нет, но из-за морально облика главного героя он оставляет слишком неприятный для кинокомедии осадок. Особенно это характерно для второй серии, где Васечкин наглядно обнажает свою чёрную душу. Но, с другой стороны, хорошо, когда персонажи правдивы, убедительны, и осуждение вызывает именно персонаж, а не автор. Поэтому без оценки.
5 апреля 2020
Зачем вы камни таскаете?
Мне некуда спешить, а вот другой может поспешить…
(примерно 91-ая минута фильма)
Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные
В самое сердце! Никогда не забуду песню того старика (не гонись за славой, мой родной, все равно она тебя обгонит…). Простите заранее, но у меня космическая ностальгия. Замечательное кино снял режиссер Владимир Алеников. Кстати, второй ведь получается уже фильм — сиквел! Вообще не уступает оригиналу, а кое-где даже его превосходит.
Напомню, первая часть была поделена на пять коротеньких мини-зарисовок. Она так и называлась «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», писал в свое время рецензию. «Каникулы» же насчитывают уже только две истории, но хронометраж у них достаточно большой, где-то по часу с хвостиком. Да, как полнометражные фильмы.
Обе смешные, обе со смыслом (особенно вторая), обе забиты шедевральными песенками. Композиторам поклон до пола. Любопытный момент, за основу этих историй были взяты две великолепные книги. Какие? Первая — Гоголь «Ревизор». Вторая — «Дон Кихот» Сервантеса. Обыграли все это дело на пятерку. Восторг!
«Петров и Васечкин» — мое далекое детство, по которому я частенько скучаю. Замечательное было время, беззаботное. «Зачем человеку каникулы, задумывался кто-нибудь?» — поют герои, а у тебя мурашки по всему телу. Шикарный каст. Инга Ильм — красавица! Из Дружинина бьет фантастическая энергия. Уже тогда было очевидно, актер свяжет свою жизнь с танцами. И Барков в роли Петрова, идеальный друг.
Современным детям кино не особо ведь понравится, к сожалению. Всем подавай красивую обертку бездушную. Я уже молчу, что наши современные кинематографисты разучились снимать такие солнечные фильмы. Классика! Положа руку на сердце, «Каникулы» нужно смотреть сразу же после оригинала. Петров и Васечкин не дадут заскучать.
Однозначно в коллекцию. Горжусь, что вырос на подобных картинах.
8,5 из 10
3 апреля 2019
«Фильм очень хороший и замечательный». Можно сказать так и не сказать ничего.
«Это надо видеть». Так тоже можно сказать.
«Фильм моего детства» в конце концов. И так тоже можно.
Но что реально это за фильм? И стоит ли его смотреть?
Да, стоит, обязательно стоит, просто непременно! Причем возраст значения не имеет. Каждый найдет в нем что-то свое. Я не видел этот фильм в детстве целиком (издержки того времени — просмотр программы в определенное время), но песни были на слуху. Когда я смог приобрести диск с фильмом и посмотреть его уже со своими детьми — я открыл его заново. Это пещера с сокровищами, причем каждый найдет что-то свое. Пересматривая его раз за разом, я натыкаюсь на все новые и новые «фишки». Внешнее оформление — антураж лагеря, ситуации, в которые попадают герои, музыкальное оформление и даже взятая за основу классика литературы — помогают создателям фильма создать свою историю с глубоким смыслом, позволяющим по-другому взглянуть на себя, свои поступки. И если первая серия (которая «как-бы по Ревизору»), на мой взгляд, довольно проста, то вторая способна заставить совсем по-другому взглянуть на мир.
А для детей — это фильм о дружбе, о правде и лжи, о первой любви (том моменте, когда «нравится» перерастает в нечто большее), о том, кто же такой настоящий герой — тот, кто ищет подвигов или тот, кто способен просто помочь, когда видит, что в этой помощи нуждаются. Это добрая сказка, которая впечатляет без волшебных превращений, развлекает без надоевшего юмора и воспитывает без нудных нравоучений.
P.S. ПЕСНИ!! Умели же люди писать!!! Какие слова, какая музыка!!!
10 из 10
29 июня 2017
Фильм «Каникулы Петрова и Васечкина» по сути вольная экранизация двух классических произведений: пьесы Николая Гоголя «Ревизор» и романа Мигеля Де Сервантеса «Дон Кихот». Несомненно это один из самых лучших советских фильмов для детей и юношества. Простая история знакомая каждому школьнику в данном случае играет новыми красками и кажется совсем не такой скучной как на уроках литературы. Два закадычных друга в меру умные и в меру разболтанные Петров и Васечкин приезжают на каникулы в летний лагерь, который в это время гудит как потревоженный улей.
Лагерному «правительству» становится известным, что в их месторасполажение вот вот прибудет печально известный хулиган по кличке Гусь, который «в детской комнате милиции на днях поставлен на учет».
Заранее звоня в набат, перепуганные активисты ошибочно принимают за искомую персону Петрова и его друга Васечкина. Не спеша раскрыть истинное положение вещей два друга пользуются плодами повышенного к ним внимания и с благосклонностью принимают все выгоды своего «особого положения».
Однако со временем ситуация становится неловкой и выйти из порочного круга помогает лишь появление настоящего «хулигана».
Наверно фильм «Каникулы Петрова и Васечкина» один из немногих советских детских фильмов, который будет интересен современным детям. Он яркий динамичный и очень музыкальный. Почти каждый эпизод картины сопровождается запоминающимися песнями.
На фоне слабеющего идеологического давления пионерская организация здесь представлена скорее в ироничном чем в серьезном смысле, что облегчит понимание происходящего на экране современному зрителю.
Вторая часть фильма рассказывает о том как Петров и Васечкин, желая заслужить расположение своей давней подруги Маши Старцевой начинают играть в рыцарей и попадают в самые разные, зачастую комичные ситуации. Они повстречают колоритного пастуха, старого аксакала, который в 102 года разбирает каменный завал не хуже их самих и грузинскую девочку Маману, которую примут за живущую в замке принцессу, а ее бабушку в исполнении Софико Чаурели за Бабу Ягу.
Очень советую всем посмотреть эту картину независимо от того сколько вам лет. Море удовольствия вам гарантировано
30 декабря 2014
Очень сложно что-либо писать об этом фильме… Меня просто захлестывают эмоции, и я не могу подобрать подходящих слов!
Это один из немногих фильмов, которые я могу смотреть бесконечное число раз, и с каждым разом получать всё больше удовольствия.
Очарование этих двух преданных и таких непохожих друзей не может никого оставить равнодушными! Весёлый и непосредственный фантазер Васечкин и скромный, но при этом очень рассудительный и смелый Петров сумели покорить сердца как детей, так и взрослых!
А какие в фильме песни! Пускай, где-то наивные и смешные, но сколько в них смысла… Каждая песня имеет свой характер и главную мысль. Они создают в фильме особую атмосферу, полностью отражая настроение её исполнителей, их индивидуальность! Это завораживает и полностью погружает зрителя в историю, он начинает чувствовать себя частью её, узнавать в её героях самого себя. Я, если честно, каждый раз, как смотрю непроизвольно начинаю отбивать ритм песен и подпевать. Это невероятно!
Но главное дело конечно сделали сами Петров и Васечкин. Просто невозможно представить, что это выдуманные герои! Кажется, что эти озорные мальчишки действительно живут в солнечном южном городе, учатся в обычной школе и летом отдыхают в пионерском лагере!
В общем, эмоции, переполняющие меня не деют мне выразить, всё то, что я испытываю к этому фильму, поэтому просто напишу, что я люблю этот фильм и очень трепетно отношусь к его героям!
Единственное, что ещё хотелось бы сказать, так это то, что по-больше бы вот таких Петровых и Васечкиных, пусть хулиганистых, наивных и смешных, но за то преданных, честных и добрых.
10 из 10
27 июня 2010
«Приключения» и «Каникулы» Петрова и Васечкина- это классика детского кинематографа. Несмотря на то что обе части очень хороши, я все же всегда любила именно «каникулы». В детстве у нас с друзьями этот фильм был просто растаскан на цитаты, которыми мы любили пользоваться в обычной жизни, когда хотелось подурачиться.
«Ну что за птица этот Гусь», знаменитое «Мы тоже очень рады» в исполнение симпатяги пионервожатого, и много других запоминающихся фраз, надолго осело в голове.
В роли двух закадычных друзей снялись Егор Дружинин (ныне известный хореограф) и Дмитрий Барков. Более подходящих кандидатур нельзя придумать. Васечкин (в исполнении Дружинина) являлся объектом моих девичьих грез, и я по детски завидовала Маше Старцевой (в исполнении Инги Ильм).
По сценарию, в летнем лагере, друзей ждет много смешных и неординарных ситуаций. Смешные шутки, прекрасные песни, интересная сюжетная линия. Фильм снят ввиде мюзикла. Всем известные песни «Зачем человеку каникулы», «Нас ждут великие дела» и другие музыкальные хиты из этого фильма могут составить отдельный музыкальный диск.
Фильм добрый, веселый, динамичный и солнечный. Вспомните детство и окунитесь в лето.
10 из 10
8 мая 2009
Лучший фильм из двух о Петрове и Васечкине. Причем не просто фильм, а мюзикл!
Ребята отправляются в летний лагерь, где их ждут самые невероятные приключения. Каждая часть фильма напоминает нам о каком-либо литературном произведении. Сначала это «Ревизор» («Хулиган»), в котором прослеживаются и драматическая, и лирическая темы; потом — «Дон Кихот», где раскрывается философская тема рыцарства. И всё это с юмором и прекрасной актерской игрой.
Может быть, в «Приключениях» перед режиссером стояла задумка снять кино о двух безалаберных младшеклассниках, но в «Каникулах» мы видим не просто детей, а настоящих рыцарей, не лишенных самоиронии, доброты и любви.
Мало того, что интересны сюжеты, фильм наполнен хорошей музыкой, талантливыми песнями и танцами. Я не знаю другого детского фильма, в котором была такая же атмосфера. Это мой самый любимый фильм, который я пересматриваю всегда.
Если ты подался в рыцари,
Не сдавай свои позиции.
Бросим детские забавы
Ради славы и победы.
Перекусим — и за славой.
Что за слава без обеда!
10 из 10
29 августа 2007