Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Двое в песках |
год: | 1984 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Вадим Лысенко |
сценаристы: | Олег Осетинский, Владимир Карпов, Андрей Ростовцев |
продюсер: | Юрий Каминский |
видеооператор: | Леонид Бурлака |
композитор: | Владимир Рябов |
художники: | Иван Пуленко, А. Крутоголов |
монтаж: | Тамара Прокопенко |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 5 мин |
Данный фильм — второе обращение режиссёра Вадима Лысенко к творчеству Владимира Васильевича Карпова. Первым был мини-сериал «Взять живым» (1982) об офицере разведки. И «Взять живым» и «Двое в песках» подкупают искренностью рассказа. В этом легко убедиться, прочитав несколько строк из биографии писателя: «В апреле 1941 года, будучи курсантом, Карпов по доносу был репрессирован. В 1942 году во время Великой Отечественной войны в составе штрафной роты 629-го стрелкового полка 134-й стрелковой дивизии воевал на Калининском фронте. В феврале 1943 года за проявленное отличие в боях с него была снята судимость. В том же году принят в ВКП(б). В дальнейшем был командиром взвода разведчиков, за проявленное мужество получил медаль «За отвагу». Получил звание старшего лейтенанта. Участвовал в захвате 79 «языков». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1944 года В. В. Карпов удостоен звания Героя Советского Союза.»
Повесть «Двое в песках» не имеет отношения к войне, зато рассказывает о преемственности поколений, и о том, что у каждого времени — свои герои. Правда, в начале фильма двое военнослужащих ещё не догадываются об этом. Мало того, рядовые Василий Панаев (Сергей Исавнин) и Игорь Яновский (Сергей Максачёв) откровенно недолюбливают друг друга. Они — будто два антипода. Василий — сирота, у него «простое некрасивое лицо, тяжёлые скулы, суровые тёмные глаза — обыкновенный заводской паренёк-работяга» Игорь из полной семьи с хорошим достатком, высокий, видный, чуточку манерный; всё ему даётся легко — спорт, девушки. Когда неожиданно начинается песчаная буря более рассудительный Василий, как старший, приказывает её переждать в самодельных укрытиях. В фильме бурю назвали самум, но это не совсем верно. Самум — сильный, но кратковременный шквал, сопровождающийся пыле-песчаной бурей. В повести же говорится об «афганце» — сухой, пекущий ветер с пылью. Дует от нескольких суток до нескольких недель.
Именно на продолжительности ветра настаивает по характеру более порывистый Яновский. «Он не привык к расчетливости, поэтому хотел бежать от опасности немедленно». После недолгих раздумий Панаев соглашается идти к железной дороге: «Отчасти Яновский прав. Если их завтра не найдут, придется туго. За день иссякнет последняя вода. Поубавится сил, а тридцать километров отшагать по барханам даже здоровому человеку — очень тяжело». Со свежими силами они идут всю ночь, и лишь на восходе солнца понимают, что всё это время шли вглубь пустыни! Неожиданное приключение превращается в смертельную схватку с пустыней. «Печально выглядел этот крошечный бивак в пустыне. Он больше походил на место катастрофы или несчастья. Солдаты лежали, как трупы — лица их посерели, осунулись. Пыль, которая все еще носилась кофейным туманом после бури, оседала на их тела, собиралась в складках обмундирования, покрывала лица. Солдаты спали так крепко, что пыль накапливалась в глазных впадинах, и это особенно делало людей похожими на мертвых.»
Повесть написана мастерски. Фильм, разумеется не смог передать всех её стилистических тонкостей, однако актёры сыграли отлично. Возможно, кому-то покажется «не слишком достоверным» то, как выглядели и вели себя военнослужащие, проведя несколько дней в пустыне. Но ведь это — не документальный фильм «Наедине с пустыней». Это — кино, позволяющее себе изрядную долю вымысла, преувеличения, гиперболы. Да и главное в фильме совсем не то, ЧТО ДЕЛАЕТ с человеком палящее солнце и отсутствие воды, а то, во ЧТО ПРЕВРАЩАЕТСЯ человек, когда смерть ему заглядывает в глаза. Особо хотелось бы отметить работу оператора Леонида Бурлака, за плечами которого уже имелись полюбившиеся зрителю картины: «Верность» (1965, «Следую своим курсом» (1974), «Место встречи изменить нельзя» (1979) В данном случае ему удалось наполнить кадр не только крупными планами лиц героев, но и «подсмотреть» не прекращающуюся ни на миг удивительную жизнь пустыни. Хорошее кино ярко иллюстрирующее, что такое — настоящий мужской характер.
21 декабря 2016