Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Преодоление |
год: | 1983 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Николай Литус, Иван Симоненко |
сценарий: | Михаил Канюка |
видеооператор: | Василий Трушковский |
композитор: | Игорь Поклад |
художник: | Вячеслав Ершов |
жанр: | история |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 16 мин |
В последнее десятилетие в Советском Союзе снималось много революционных картин. При этом, создаваясь в строгих идеологических рамках, они уже несли в себе всё больший приключенческий аспект. Это позволяло кинематографистам и о славном прошлом не забывать, и попытаться угодить разборчивому зрителю. Правда, фильм 'Преодоление' был выпущен в количестве всего 260 фильмокопий, и кино посмотрели лишь 3,1 млн. зрителей за первые 12 месяцев проката. Как бы там ни было, Николай Литус и Иван Симоненко сняли интересную, добротно скроенную историко-приключенческую драму в основе которой лежит отлично прописанная история, автором которой является Михаил Сергеевич Канюк. Журналист, писатель, главный редактор и директор Киевской студии телевидения, Михаил Сергеевич писал сценарии как для художественных, так и для документальных фильмов. Это сильно помогло при работе над сценарием, потому что все базовые события картины основаны на документальном материале. Это и Куренёвский мятеж в апреле 1919 года. Это и фронт Деникина на юге. Это и банды Махно на Херсонщине. Это и достоверно показанная фигура председателя ВсеУкраинской ЧК - Мартына Ивановича Лациса.
Кандидат исторических наук Михаил Канюк очень удачно вплёл в один из эпизодов (когда Лацису докладывают о дочери сбежавшего за границу графа Кабардина) личное отношение Лациса к дворянству. 'Мы не ведём войны против отдельных лиц. Мы истребляем буржуазию как класс. Не ищите на следствии материалов и доказательств того, что обвиняемый действовал делом или словом против советской власти. Первый вопрос, который мы должны ему предложить, — к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, воспитания, образования или профессии. Эти вопросы и должны определить судьбу обвиняемого. В этом — смысл и сущность красного террора'. За эту цитату из статьи 1918 года Лацису пришлось лично извиняться перед Лениным. Возвращаясь к фильму, хочется сказать, что Гражданская война уже по определению - братоубийственная. Белые убивают красных. Красные убивают белых. Зеленормейцы - повстанческий отряд атамана Зелёного - убивают и белых, и красных, и интервентов.
Вся эта политическая чехарда всего-то парой сцен отлично показана в картине. Здесь сразу вспоминается цитата из советского шедевра 'Чапаев' (1934): 'Белые пришли - грабят. Красные пришли - грабят. Ну, куда же бедному крестьянину податься?!' Поэтому нет ничего удивительного в том, что потомственная аристократка - юная графиня Ирина Александровна Кабардина (Елизавета Дедова) позволила себе увлечься комиссаром ВуЧК Андреем Витальевичем Захарчуком (Борис Токарев). Ведь все 'блестящие офицеры' из её юности оказались настоящими мерзавцами. Кроме того, тема 'любовь и революция' - актуальна во все времена потому что выносит на суд зрителей важные морально-этические аспекты - совесть и чувство. В 23 года (Андрей) и в 26 лет (Ирина) легко играть любовь, потому что её играть не нужно: она и внутри - в потаённых уголках нашей души, она и снаружи - в запахе трав, в пении птиц, в шорохе ветра. Она - повсюду! Хочется лишь одного - как можно дольше скакать стремя в стремя с любимым человеком, но... Вокруг - война, а у войны любовь - разменная монета.
Создатели картины придумали для своей работы очень удачное название. Оно многослойное. Преодоление - это не только перебарывание своего страха, когда тебя отправляют в логово контрреволюционеров. Преодоление - это не только превозмогание юношеской робости в общении со столь же юной девушкой благородного происхождения. Преодоление - это не только форсирование всех своих физических сил, чтобы успеть сообщить добытую информацию. Преодоление - это, прежде всего, выбор пути, у которого обратной дороги не будет. Не удивительно, что столь благодатная тема не ограничилась одним фильмом. Через три года на экраны страны выходит фильм режиссёра Николая Литуса 'Пароль знали двое' (1985). В нём сценарист Михаил Канюка продолжает рассказывать о том, что случилось с героями картины через 5 лет после 'Преодоления'.
Вполне возможно, что в планах сценариста был и третий фильм, который помешала снять неразбериха последних лет Перестройки - в 1989 году в издательстве политической литературы Украины выходит приключенческая повесть Михаила Сергеевича Канюка и Ивана Ивановича Рядченко 'Охота на гигантов'. В увлекательной форме писатели рассказывают о строительстве советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, и монтаже главной его составляющей - знаменитой скульптуры Веры Мухиной 'Рабочий и колхозница', которую советским чекистам приходится защищают от диверсий и провокаций фашистов. В повести есть краткий пересказ предыдущей истории, который в некоторых деталях отличается от сценария картины. Поэтому те зрители, которым понравился фильм 'Противостояние' могут продолжить знакомство с этой яркой литературно-кинематографической трилогией, насыщенной и живым словом и романтической музыкой.
'Меня застрелит белый офицер не так — так этак. Он, целясь, — не изменится в лице: он очень меток. Но он не скажет, заслонив глаза, что — всех красивей - она звалась пятнадцать лет назад его Россией!..' ('О смерти', Николай Асеев, 1932 г.)
16 марта 2023