Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 8.3 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Живая игрушка |
год: | 1982 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Леонид Каюков |
сценаристы: | Владимир Пекарь, Михаил Липскеров |
продюсер: | Николай Евлюхин |
видеооператор: | Кабул Расулов |
композитор: | Игорь Ефремов |
художники: | Зоя Монетова, Мария Рудаченко |
монтаж: | Галина Смирнова |
жанры: | мультфильм, короткометражка, детский |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
на DVD: | 15 сентября 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 9 мин |
Что напоминает современные западные мультфильмы, там как раз продвигают сходные идеи. Насколько понимаю, создателям «Живой игрушки» была поставлена задача – изобразить в негативном виде тех девочек, которые ведут себя как девочки. В частности, играют в традиционные для их пола игры. Причем связанные не просто с куклами, а еще и с материнством. Как известно, идеология обеих «сверхдержав» относилась к таковым крайне отрицательно. Разница лишь в том, что на Западе продвигались идеи смещения ролей (сильные женщины, слабые мужчины). А их противники (из соцлагеря) пытались стереть различия между полами. Чтобы мужчины и женщины вместе воевали или работали в физически тяжелых профессиях. Некоторые наши «патриоты» до сих пор пытаются всем доказать, что их женщины были намного агрессивнее западных (убивали на реальной войне, а не в фильмах). Соответственно, обе упомянутые политические системы изображали в неприглядном виде тех девочек, которые играют с куклами и колясками.
Этот мультфильм стоит отметить потому, что методы дискредитации здесь выбраны весьма оригинальные и нелепые. Что видно уже на постере. Якобы героиня использует в качестве игрушки дикое животное. Ситуация совершенно немыслимая в реальности. Поскольку если кто-то и играет с животными, то почти всегда таковым объектом являются домашние кошки. Дикие животные не используются. Просто потому, что для этого они должны быть сравнительно крупными – уж точно крупнее мыши. А дикие животные подобных размеров легко могут откусить ребенку несколько пальцев. Кстати говоря, зайцы как раз известны тем, что хотя и являются травоядными, но кусаются очень больно. А представьте, что могут сделать хищники.
Если бы создатели мультфильма хотели поднять вопросы экологии, бережного отношения к природе и пр., они сделали бы это совсем иначе, показали бы совсем другую ситуацию. Допустим, когда дети ловят в лесу каких-то животных, сажают их в клетку, кормят пищей, зачастую совершенно непригодной для данного вида. Причем нередко побуждения бывают самые благие. Классический пример – когда тащат из леса всевозможных детенышей, которых, якобы, «бросили родители» (которые их вовсе не бросили, а просто прячутся от людей). Типовая ситуация, которую многие видели сами. Вот, казалось бы, что нужно показать в мультфильме, чтобы донести до детей пример правильного поведения. Но здесь совсем иначе.
То есть, вместо того, чтобы показать реальную, жизненную ситуацию (когда пойманных/найденных животных сажают в клетку), авторы выдумали какой-то абсурд (с коляской и пеленками). Из чего можно сделать вывод, что их интересовали совсем не проблемы экологии. А дискредитация игр в «дочки-матери». Которые здесь показаны как проявление садизма. В большинстве фильмов/мультфильмов, где ставится задача дискредитировать материнский инстинкт, именно так и делают – доводят его до абсурда (садизма, в данном случае).
Но возникает вопрос – почему тогда не показали игры в «дочки-матери» с кошками? Ведь такое бывает в реальности. Являясь далеко не лучшим примером обращения с животными. Но создатели мультфильма решили, что этого недостаточно для полноценной дискредитации подобных игр. Если сделать объектом домашнее животное, которое, в конце концов, для того и держат в доме, чтобы оно развлекало хозяев (которые тратят большие деньги на его содержание). Тем более, грудных детей кормят молоком и, соответственно, данный продукт, зачастую, используется в играх с кошками (вспомнился аналогичный эпизод из «Тома и Джерри»). Что совершенно не вписывалось в сюжетную линию «Живой игрушки». Вряд ли получилось бы изобразить главную героиню полноценной садисткой на основании того, что она кормит кошку молоком. Поэтому и пришлось выдумывать эту ситуацию с диким животным, совершенно немыслимую в реальности.
Стоит отметить еще вот что. Некоторые люди соглашаются с вышесказанным, но указывают на год выхода этого мультфильма. Дескать, это уже почти «перестройка», когда всякие там «предатели» стали продвигать неправильные идеи. Что звучит смехотворно. На самом деле все было наоборот – в послевоенное время агрессивность продвижения соответствующих идей стала во много раз меньше, чем ранее. Поскольку начавшийся в конце 30-х годов демографический кризис перерос уже в полноценную катастрофу. И власти поняли, что нужно что-то менять, хотя бы частично. Например, с 60-х годов было возобновлено массовое производство кукол традиционного типа для девочек (ранее почти полностью ликвидированное в 30-х годах). В мультфильме это заметно – игрушечная коляска здесь явно промышленного изготовления. Соответственно, появление данного мультфильма никак не связано с какими-то событиями 1982 года. Оно связано теми событиями, которые произошли намного раньше (лет на 60).
Еще стоит отметить качество рисовки. Которое в большинстве мультфильмов 80-х годов довольно плохое. А этот выделяется среди них намного лучшим качеством. Вероятно, потому, что яд всегда должен быть в привлекательной обертке.
Без оценки.
26 апреля 2024
Советский мультфильм того же года выпуска, что и я, 1982. Это маленький шедевр, которых было много выпущено в то время.
По времени длится не больше 10 минут, а сколько же всего авторы поместили в этот отрезок времени. Мультфильм почти без слов, несколько фраз произносит главная героиня девочка лет 4-5, озвученная Кларой Румянцевой. Она же поет песенку, немножко грустную, если задуматься...
О чем:
О маленькой девочке и зайчонке, случайно попавшим к ней в гости. Полюбит ли она зайчика? Поможет ли вернуться домой? А как же мама зайчиха?
Впечатления:
Мультфильм пронизан добротой, любовью к природе. Как красиво и детально отрисованы насекомые тут и бабочки и кузнечик, жук-носорог, пчела. Целый мир для юного натуралиста. Мамочка зайчиха и ее зайчата. Двое примерных и один как-будто непослушный, на самом деле просто очень любознательный зайчишка. Вот он и попадает в проделку. Юмор тоже присутствует: вот пчела залетевшая в рот зайчонку, а вот он уснул на грядке наевшись морковки и побросав рядом огрызки.
Мораль:
Все маленькие девочки и мальчики хотят иметь зверушку дома. Будь то котенок, щенок или попугай. А можно и подобрать ежика в лесу или птичку с пораненным крылышком. Так было у меня в детстве. Я просила и, к сожалению, родители позволяли. Хорошо ли было этим временным гостям у нас дома и как их принимали потом в лесу я не задумывалась...
Мультфильм очень понравился моей дочке в раннем детстве, она его помнит и сейчас будучи уже школьницей. Только теперь мы обсуждаем поступок маленькой девочки, это не просто развлекательный мультфильм, это фильм о бережном отношении к природе. Если бы его ввели в уроки окружающего мира и показывали на экране в начальной школе, возможно бездомных кошек и собак у нас в городах стало бы меньше...
3 июня 2023
Большинство заядлых поклонников советской мультипликации от «Союзмультфильм», а если и не просто поклонников, а хоть просто ценящих произведения от данной студии не редко обычно нахваливают её и твердят о том, что лучше советских мультфильмов ничего не может быть, что они учат только хорошему и на них обязательно стоит растить и учить наших детей… И лично я не могу с ними разделить то же мнение и быть полностью солидарной с ними. Ведь халтуры среди советской мультипликации, было куда больше! К примеру: «Кот Леопольд», «Ёжик в тумане», которые обычно многие нахваливают. Нет, я конечно не отрицаю того, что я тоже их смотрела в детстве, но ещё три года назад уже успела поменять о них своё мнение и заметить в них настоящие изъяны содержания. Короткометражка, «Живая игрушка» — не исключение.
В чём конкретно плох этот мультфильм?
Начало вроде бы ещё безобидное: просыпается зайчиха, будет своих зайчат, учит их прыгать… Но, что уже происходит ближе к середине, у зрителя в здравом уме может, как минимум недоумение вызвать. Некая девочка, которая живёт на даче и, которой явно нечем заняться: сообщает своим игрушкам, распевая песенку, что они ей надоели и жалуясь на то, что они неживые и, что ей хочется играть с «живой» игрушкой. Вообще ещё больше напрягает то, что среди игрушек у неё имеется и та, что в образе псины. Псины — нечистые существа. Но — это ещё цветочки, ведь дальше девочка дабы психически развлечься, находит зайчонка, который случайным образом попал к ней на участок…
И данная её суть развлечения была в том, чтобы сделать этого зайчонка своей игрушкой. И играть с ним, как с игрушкой даже, как с куклой… Она ему завязывает бантики на уши, спеленает одеялом из под коляски, именуя его после этого «дочкой Катей». Потом кормит его человеческой едой и лечить собралась после отравления тоже, как лечат людей. Заяц от всей этой насильственной игрой девочки, даже слезинку проливает. Но позже его успевают спасти… В чём мультфильм пропитан внутренней добротой? В том, как девочка начинает мучить зайчика в своей игре «дочки-матери»? Который и не давал соглашения на её игру. У меня от его недавнего пересмотра сложилось впечатление, что он вообще об одинокой девочке у, которой нет друзей, но зато есть игрушки, которые тоже ей не угодили и, как она сошла с ума от одиночества… И ещё пара вопросов: где её родители и почему никто не заметил её насильственной игры с зайцем и не наказал её?
Мультфильм сам странный. Ещё говорят, что в советских мультфильмах есть правильная мораль… А какая здесь мораль?
«Можешь причинять вред любому живому созданию и ради удовольствия тоже и даже нарушив табу, ты всё равно толкового наказания за — это не понесёшь.»
Этот мультфильм просто в яркой обёртке — пропаганда живодёрства. И мало кто там этот подтекст заметил… Я бы не рекомендовала никому смотреть этот мультфильм в не зависимости от возраста. Это очередная, советская халтура.
26 марта 2020
Умели же ребята из «Союзмультфильма» удивлять, веселить, а порой и брать за живое, благодаря тому, что мультфильмы то вроде бы сняты были для детей, но та мораль, что в них присутствовала способствовала задуматься даже взрослых и наш сегодняшний гость является тому отличным примером. Итак, это — «Живая игрушка».
Эта яркая и красочная история, что немного отдает налетом грусти, началась летним июльским утром, когда семья зайцев занималась самыми обычными, заячьими делами, зайчата занимались физкультурой под надзором матери… во всяком случае двое из трех зайчат. А что же третий, черноокий зайчонок? А он, как это и присуще беззаботному детству, с интересом изучает мир вокруг себя и существ, что его населяют. И так увлекся зайчишка своим, безусловно, интересным занятием, что не заметил, как оказался рядом с домом, где жила маленькая девочка. Девочка грустная и одинокая надо сказать. Ведь родители, судя по всему, все время на работе, братиков, сестренок или друзей у девочке нет, а есть лишь куклы. Но куклы, какими бы они хорошими не были не могут заменить живое общение. И, конечно же, увидев спящего в саду маленького зайчишку девочка решает что он станет ее другом и собеседником, живой игрушкой, что поможет скрасить одиночество. Права ли окажется маленькая девочка? Смотрите и узнаете.
И посмотреть то тут есть на что. Тут есть красочная и живая прорисовка, от которой попросту невозможно отвезти взгляд. Мультик пропитан внутренней добротой, особенно это заметно, как мама зайчиха относится к своим детям, даже к непослушному черноглазому. Ну, а еще Клара Румянова подарила свой голос маленькой девочке, что тоже не может не радовать. Но при всем при этом мультик получился достаточно грустным, однако я верю, что взрослые, посмотрев этот мультик вынесут для себя далеко идущие выводы и не будет больше одиноких маленьких девочек, которым не хватает живого общения, заботы, ласки и доброты. Спасибо за внимание и всех благ.
8 из 10
30 марта 2015