Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.6 |
IMDb | 5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Упырь от Ферата |
английское название: |
Upír z Feratu |
год: | 1982 |
страна: |
Чехословакия
|
режиссер: | Юрай Герц |
сценаристы: | Жан Фляйшер, Юрай Герц, Джозеф Несвадба, Дагмар Зеленкова |
видеооператор: | Ричард Валента |
композитор: | Петр Гапка |
художники: | Владимир Лабски, Теодор Пиштек, Зденек Ерабек |
монтаж: | Яромир Яначек |
жанры: | ужасы, фантастика, триллер, комедия, криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 мая 1982 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
В славянской мифологии упырем называли колдуна, убивающего людей и сосущего из них кровь. Ровно за год до появления романа «Кристина» Стивена Кинга, а затем — одноименной экранизации Джона Карпентера, Юрай Герц вооружился рассказом Йозефа Несвадбы «Корпорация «Вампир», пригласил на главную роль своего коллегу Иржи Мензеля и выдал первый в своем роде ужастик об автомобиле, который является живым существом. Ну, или «почти живым», так как упырь — это живой мертвец.
Мима — единственная девушка-водитель скорой помощи. Марек — доктор. Мима мечтает об автогонках, но пока реализует жажду скорости тем, что носится по выездам к больным. Однажды медики становятся свидетелями аварии, которую устроил гоночный автомобиль фильмы «Ферат». За рулем машины оказалась девушка Луиза Томашова. Она выглядит опустошенной. Марек обращает внимание на странную травму правой ступни спортсменки, а Мима — на необычную форму педали газа.
И всё же, чуть позже Луиза погибает в аварии, будто заснув за рулем. Марек встречает таинственного доктора Каплана, который уверен: «Ферат» — машина-вампир, который ездит на крови своих водителей. Труп Луизы таинственным образом исчезает, а в команде «Ферат» появляется вакансия, на которую приглашают Миму. Марек пытается докопаться до истины, но способен ли он отличить живых от мертвых, а правду от вымысла?
В фильме много машин и автогонок, что, на мой вкус, разрушает саму атмосферу страшной сказки. И это — главный минус истории. Бонус — будущая супруга президента Чехии Вацлава Гавела в роли очаровательной Мимы — Дагмар Вешкрнова.
В музее автоконцерна Skoda выставлен единственный в своем роде автомобиль Skoda Super Sport «Ferat Vampir RSR», принимавший участие в съемках фильма. И кто знает, что произойдет, если есть за его руль без обуви.
7 из 10
25 октября 2016
Мими — молодая и амбициозная гонщица, мечтой всей жизни которой является победа на очередном этапе гоночного турнира. Получив необычайную возможность обладать новым автомобилем знаменитой компании «Ферат», Мими и ее неплатонический друг Марек, успешно ведущий собственную практику доктор, вскоре понимают, что с новой машиной творится что-то весьма и весьма странное.
Личность режиссера
Чешский или, если быть точнее, чехословацкий режиссер, актер и сценарист Юрай Герц громко заявил о себе в кинематографе лишь в преддверии «пражской весны», давшей огромный творческий толчок всей чехословацкой интеллигенции и возможность ей вдохнуть дух свободы и очиститься от царящей под властью коммунистических бонз заидеологизированности. Наравне с Яном Шванкмайером и Юраем Якубиско, выпустившими свои первые пробные короткометражки в начале и середине 60-х годов, Герц сильно повлиял на дальнейшие течения чешского и венгерского кино, повлияв на художественные изыскания Дьордя Палфи и Михаэлы Павлатовой.
Первая полноценная авторская работа Герца, фильм «Сжигатель трупов» 1968 года, раскрыла в режиссере талант изощренного визуализатора, склонного к откровенной и блистательной в своей язвительности сатире. Обращался он и к переложениям ряда чешских сказок уже в постпражский период творчества, демонстрируя эскапизм и некоторый конформизм во избежание изгнания из столь обожаемой им Чехии. В 1982 году Юрай Герц выпустил один из самых своих интересных фильмов, сатирико-фантастический хоррор «Упырь от Ферата», предвосхитивший отчасти сюрреалистические изыскания Синьи Цукамото в конце 80-х годов, касающиеся очеловечивания мертвых по сути механизмов.
Автомобиль как роскошь, а не средство передвижения
70—80-е годы 20 века на территории Советского Союза характеризуемы застоем как экономическим, так и внутриполитическим. ЧССР в те годы жилось куда лучше, нежели РСФСР, УССР и БССР, многие жители советских городов за МКАДом мечтали о том уровне жизни, бытовавшем в Чехословакии. Однако великое множество чехов и словаков купить собственный автомобиль не могли ввиду нехватки средств или могли, но с большим трудом. В картине «Упырь от Ферата» 1982 года нашло свое отображение желание большинства обычных чехословаков о сытой и по сути капиталистической жизни. Впрочем, для героев фильма их мечта оборачивается против них и приобретенная машина оказывается Дракулой на колесах, высасывая жизнь из ее хозяев. Чем не отражение сути капитализма с его стремлением нажиться на своих работниках? Весьма прямолинейно, но Юрай Герц не забывает насыщать картину юмором и сюрреалистическими вставками, не скатываясь до формата агитки, коей, впрочем, данный фильм не назовешь ни в коей мере.
Автомобиль как отображение социальных, сексуальных и прочих фрейдистских комплексов
Покупка и владение автомобилем для дотоле не имевшего ничего подобного человека, естественно, вызывает огромный стресс и вытягивает из глубин подсознания различные страхи и комплексы. В «Упыре от Ферата» новенькая машина пробуждает в герое Иржи Менцеля массу дремавших страхов и комплексов. Машина как предвестник грядущих перемен в жизни, машина как отображение собственного бессилия и давящего желания, машина, становящаяся копией своего хозяина и по сути неотделимая от его бытия. В цепочке возникающих в ленте странных, сюрреалистично-гротескных видений перед зрителями предстает не просто автомобиль, а инфернальное Нечто, вбирающее в себя душу своих владельцев.
16 января 2016
Мими — молодая и амбициозная гонщица, мечтой всей жизни которой является победа на очередном этапе гоночного турнира. Получив необычайную возможность обладать новым автомобилем знаменитой компании «Ферат», Мими и ее неплатонический друг Марек, успешно ведущий собственную практику доктор, вскоре понимают, что с новой машиной творится что-то весьма и весьма странное.
Личность режиссера
Чешский или, если быть точнее, чехословацкий режиссер, актер и сценарист Юрай Герц громко заявил о себе в кинематографе лишь в преддверии «пражской весны», давшей огромный творческий толчок всей чехословацкой интеллигенции и возможность ей вдохнуть дух свободы и очиститься от царящей под властью коммунистических бонз заидеологизированности. Наравне с Яном Шванкмайером и Юраем Якубиско, выпустившими свои первые пробные короткометражки в начале и середине 60-х годов, Герц сильно повлиял на дальнейшие течения чешского и венгерского кино, повлияв на художественные изыскания Дьордя Палфи и Михаэлы Павлатовой.
Первая полноценная авторская работа Герца, фильм «Сжигатель трупов» 1968 года, раскрыла в режиссере талант изощренного визуализатора, склонного к откровенной и блистательной в своей язвительности сатире. Обращался он и к переложениям ряда чешских сказок уже в постпражский период творчества, демонстрируя эскапизм и некоторый конформизм во избежание изгнания из столь обожаемой им Чехии. В 1982 году Юрай Герц выпустил один из самых своих интересных фильмов, сатирико-фантастический хоррор «Упырь от Ферата», предвосхитивший отчасти сюрреалистические изыскания Синьи Цукамото в конце 80-х годов, касающиеся очеловечивания мертвых по сути механизмов.
Автомобиль как роскошь, а не средство передвижения
70—80-е годы 20 века на территории Советского Союза характеризуемы застоем как экономическим, так и внутриполитическим. ЧССР в те годы жилось куда лучше, нежели РСФСР, УССР и БССР, многие жители советских городов за МКАДом мечтали о том уровне жизни, бытовавшем в Чехословакии. Однако великое множество чехов и словаков купить собственный автомобиль не могли ввиду нехватки средств или могли, но с большим трудом. В картине «Упырь от Ферата» 1982 года нашло свое отображение желание большинства обычных чехословаков о сытой и по сути капиталистической жизни. Впрочем, для героев фильма их мечта оборачивается против них и приобретенная машина оказывается Дракулой на колесах, высасывая жизнь из ее хозяев. Чем не отражение сути капитализма с его стремлением нажиться на своих работниках? Весьма прямолинейно, но Юрай Герц не забывает насыщать картину юмором и сюрреалистическими вставками, не скатываясь до формата агитки, коей, впрочем, данный фильм не назовешь ни в коей мере.
Автомобиль как отображение социальных, сексуальных и прочих фрейдистских комплексов
Покупка и владение автомобилем для дотоле не имевшего ничего подобного человека, естественно, вызывает огромный стресс и вытягивает из глубин подсознания различные страхи и комплексы. В «Упыре от Ферата» новенькая машина пробуждает в герое Иржи Менцеля массу дремавших страхов и комплексов. Машина как предвестник грядущих перемен в жизни, машина как отображение собственного бессилия и давящего желания, машина, становящаяся копией своего хозяина и по сути неотделимая от его бытия. В цепочке возникающих в ленте странных, сюрреалистично-гротескных видений перед зрителями предстает не просто автомобиль, а инфернальное Нечто, вбирающее в себя душу своих владельцев.
Итак, «Упырь от Ферата» — необычный, ломающий жанровые стереотипы чехословацкий хоррор от выдающегося режиссера Юрая Герца, не вполне известный в зрительских кругах. Всем киноманам и поклонникам нестандартных фильмов ужасов данный фильм к просмотру обязателен.
10 из 10
17 сентября 2013
«Ферат» — автомобильная компания, запустившая на рынок свой новый продукт. Доктор Марек, сыгранный известным режиссёром Иржи Менцлем начинает подозревать, что не всё так просто с новым чудом техники. Автомобиль по всей видимости приводится в движение, питаясь человеческой кровью, кровью водителя, высасывая её через педаль газа.
Ранее мне уже встречались сюжеты о машинах-убийцах. Навскидку могу вспомнить кинговскую «Кристину» и опять же кинговский «Почти как Бьюик». Однако сюжет этой картины всё-таки достаточно нетривиален, причём сложно определить её жанровую принадлежность. С одной стороны всё ясно — вроде как vampire-movie, хоть и поданный в непривычной манере. Но здесь также присутствует и сатира на капиталистическое общество (картина снята ещё в Чехословакии), можно углядеть и пародию на сами вампирские фильмы. «Упырь от Ферату» явно жанровое кино, но снятое методами авторского, потому смотреть его интересно.
Что касается сюжетной составляющей, то к её осмыслению тоже можно подойти с разных сторон. В принципе, использована старая схема «продай душу дьяволу — добейся успеха». Так и поступает Мима, всегда мечтавшая победить в гонках и решившаяся сесть за руль «Ферата». Доктор Марек пытается ей помешать, но ему противостоят более могущественные силы. С другой стороны, фильм о порабощении человечества машинами, тут сразу же вспоминается культовый фильм Шиньи Цукамото «Тэцуо — железный человек». Причём Юраем Герцем задаются очень интересные образы уже в самом начале. Скорая попадает в аварию, доктор мечется по шоссе от одной машины к другой, умоляя подбросить, а на него смотрят бездушные лица, прикованные к баранкам своих агрегатов. Добавить к этому можно и совсем уж сюрреалистический образ из сна доктора Марека о поедании его машиной.
В фильме, конечно, есть недоработки. Автор так и не определился, что хочет показать: простое развлекательное кино или же кино с потаённым смыслом, однако же хорошо, что ко второму варианту перегиб совсем небольшой. Так что у Юрая Герца получилось крепкое и очень даже смотрибельное кино.
7 из 10
19 сентября 2010