Упырь от Ферата
Upír z Feratu
5.6
5.8
1982, ужасы, фантастика, триллер
Чехословакия, 1 ч 30 мин
В ролях: Иржи Менцель, Дагмар Вешкрнова, Яна Брежкова, Петр Чепек, Ян Шмид
и другие
Фантастические ужасы про автомобиль, приводимый в движение человеческой кровью... Начинающая гонщица Мима получает возможность ездить на суперавтомобиле, который, однако, использует необычное топливо. И только друг Мимы Марек знает об опасности, предостерегающей каждого, кто свяжется с машинами фирмы Ферат.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Упырь от Ферата

английское название:

Upír z Feratu

год: 1982
страна:
Чехословакия
режиссер:
сценаристы: , , ,
видеооператор: Ричард Валента
композитор:
художники: Владимир Лабски, Теодор Пиштек, Зденек Ерабек
монтаж:
жанры: ужасы, фантастика, триллер, комедия, криминал, детектив
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 1 мая 1982 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 30 мин
Другие фильмы этих жанров
ужасы, фантастика, триллер, комедия, криминал, детектив

Постер фильма «Упырь от Ферата», 1982

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Упырь от Ферата», 1982

Кристина Ферат

В славянской мифологии упырем называли колдуна, убивающего людей и сосущего из них кровь. Ровно за год до появления романа «Кристина» Стивена Кинга, а затем — одноименной экранизации Джона Карпентера, Юрай Герц вооружился рассказом Йозефа Несвадбы «Корпорация «Вампир», пригласил на главную роль своего коллегу Иржи Мензеля и выдал первый в своем роде ужастик об автомобиле, который является живым существом. Ну, или «почти живым», так как упырь — это живой мертвец.

Мима — единственная девушка-водитель скорой помощи. Марек — доктор. Мима мечтает об автогонках, но пока реализует жажду скорости тем, что носится по выездам к больным. Однажды медики становятся свидетелями аварии, которую устроил гоночный автомобиль фильмы «Ферат». За рулем машины оказалась девушка Луиза Томашова. Она выглядит опустошенной. Марек обращает внимание на странную травму правой ступни спортсменки, а Мима — на необычную форму педали газа.

И всё же, чуть позже Луиза погибает в аварии, будто заснув за рулем. Марек встречает таинственного доктора Каплана, который уверен: «Ферат» — машина-вампир, который ездит на крови своих водителей. Труп Луизы таинственным образом исчезает, а в команде «Ферат» появляется вакансия, на которую приглашают Миму. Марек пытается докопаться до истины, но способен ли он отличить живых от мертвых, а правду от вымысла?

В фильме много машин и автогонок, что, на мой вкус, разрушает саму атмосферу страшной сказки. И это — главный минус истории. Бонус — будущая супруга президента Чехии Вацлава Гавела в роли очаровательной Мимы — Дагмар Вешкрнова.

В музее автоконцерна Skoda выставлен единственный в своем роде автомобиль Skoda Super Sport «Ferat Vampir RSR», принимавший участие в съемках фильма. И кто знает, что произойдет, если есть за его руль без обуви.

7 из 10

25 октября 2016

Я купил автомобиль-вампир

Мими — молодая и амбициозная гонщица, мечтой всей жизни которой является победа на очередном этапе гоночного турнира. Получив необычайную возможность обладать новым автомобилем знаменитой компании «Ферат», Мими и ее неплатонический друг Марек, успешно ведущий собственную практику доктор, вскоре понимают, что с новой машиной творится что-то весьма и весьма странное.

Личность режиссера

Чешский или, если быть точнее, чехословацкий режиссер, актер и сценарист Юрай Герц громко заявил о себе в кинематографе лишь в преддверии «пражской весны», давшей огромный творческий толчок всей чехословацкой интеллигенции и возможность ей вдохнуть дух свободы и очиститься от царящей под властью коммунистических бонз заидеологизированности. Наравне с Яном Шванкмайером и Юраем Якубиско, выпустившими свои первые пробные короткометражки в начале и середине 60-х годов, Герц сильно повлиял на дальнейшие течения чешского и венгерского кино, повлияв на художественные изыскания Дьордя Палфи и Михаэлы Павлатовой.

Первая полноценная авторская работа Герца, фильм «Сжигатель трупов» 1968 года, раскрыла в режиссере талант изощренного визуализатора, склонного к откровенной и блистательной в своей язвительности сатире. Обращался он и к переложениям ряда чешских сказок уже в постпражский период творчества, демонстрируя эскапизм и некоторый конформизм во избежание изгнания из столь обожаемой им Чехии. В 1982 году Юрай Герц выпустил один из самых своих интересных фильмов, сатирико-фантастический хоррор «Упырь от Ферата», предвосхитивший отчасти сюрреалистические изыскания Синьи Цукамото в конце 80-х годов, касающиеся очеловечивания мертвых по сути механизмов.

Автомобиль как роскошь, а не средство передвижения

70—80-е годы 20 века на территории Советского Союза характеризуемы застоем как экономическим, так и внутриполитическим. ЧССР в те годы жилось куда лучше, нежели РСФСР, УССР и БССР, многие жители советских городов за МКАДом мечтали о том уровне жизни, бытовавшем в Чехословакии. Однако великое множество чехов и словаков купить собственный автомобиль не могли ввиду нехватки средств или могли, но с большим трудом. В картине «Упырь от Ферата» 1982 года нашло свое отображение желание большинства обычных чехословаков о сытой и по сути капиталистической жизни. Впрочем, для героев фильма их мечта оборачивается против них и приобретенная машина оказывается Дракулой на колесах, высасывая жизнь из ее хозяев. Чем не отражение сути капитализма с его стремлением нажиться на своих работниках? Весьма прямолинейно, но Юрай Герц не забывает насыщать картину юмором и сюрреалистическими вставками, не скатываясь до формата агитки, коей, впрочем, данный фильм не назовешь ни в коей мере.

Автомобиль как отображение социальных, сексуальных и прочих фрейдистских комплексов

Покупка и владение автомобилем для дотоле не имевшего ничего подобного человека, естественно, вызывает огромный стресс и вытягивает из глубин подсознания различные страхи и комплексы. В «Упыре от Ферата» новенькая машина пробуждает в герое Иржи Менцеля массу дремавших страхов и комплексов. Машина как предвестник грядущих перемен в жизни, машина как отображение собственного бессилия и давящего желания, машина, становящаяся копией своего хозяина и по сути неотделимая от его бытия. В цепочке возникающих в ленте странных, сюрреалистично-гротескных видений перед зрителями предстает не просто автомобиль, а инфернальное Нечто, вбирающее в себя душу своих владельцев.

16 января 2016

Я купил автомобиль-вампир

Мими — молодая и амбициозная гонщица, мечтой всей жизни которой является победа на очередном этапе гоночного турнира. Получив необычайную возможность обладать новым автомобилем знаменитой компании «Ферат», Мими и ее неплатонический друг Марек, успешно ведущий собственную практику доктор, вскоре понимают, что с новой машиной творится что-то весьма и весьма странное.

Личность режиссера

Чешский или, если быть точнее, чехословацкий режиссер, актер и сценарист Юрай Герц громко заявил о себе в кинематографе лишь в преддверии «пражской весны», давшей огромный творческий толчок всей чехословацкой интеллигенции и возможность ей вдохнуть дух свободы и очиститься от царящей под властью коммунистических бонз заидеологизированности. Наравне с Яном Шванкмайером и Юраем Якубиско, выпустившими свои первые пробные короткометражки в начале и середине 60-х годов, Герц сильно повлиял на дальнейшие течения чешского и венгерского кино, повлияв на художественные изыскания Дьордя Палфи и Михаэлы Павлатовой.

Первая полноценная авторская работа Герца, фильм «Сжигатель трупов» 1968 года, раскрыла в режиссере талант изощренного визуализатора, склонного к откровенной и блистательной в своей язвительности сатире. Обращался он и к переложениям ряда чешских сказок уже в постпражский период творчества, демонстрируя эскапизм и некоторый конформизм во избежание изгнания из столь обожаемой им Чехии. В 1982 году Юрай Герц выпустил один из самых своих интересных фильмов, сатирико-фантастический хоррор «Упырь от Ферата», предвосхитивший отчасти сюрреалистические изыскания Синьи Цукамото в конце 80-х годов, касающиеся очеловечивания мертвых по сути механизмов.

Автомобиль как роскошь, а не средство передвижения

70—80-е годы 20 века на территории Советского Союза характеризуемы застоем как экономическим, так и внутриполитическим. ЧССР в те годы жилось куда лучше, нежели РСФСР, УССР и БССР, многие жители советских городов за МКАДом мечтали о том уровне жизни, бытовавшем в Чехословакии. Однако великое множество чехов и словаков купить собственный автомобиль не могли ввиду нехватки средств или могли, но с большим трудом. В картине «Упырь от Ферата» 1982 года нашло свое отображение желание большинства обычных чехословаков о сытой и по сути капиталистической жизни. Впрочем, для героев фильма их мечта оборачивается против них и приобретенная машина оказывается Дракулой на колесах, высасывая жизнь из ее хозяев. Чем не отражение сути капитализма с его стремлением нажиться на своих работниках? Весьма прямолинейно, но Юрай Герц не забывает насыщать картину юмором и сюрреалистическими вставками, не скатываясь до формата агитки, коей, впрочем, данный фильм не назовешь ни в коей мере.

Автомобиль как отображение социальных, сексуальных и прочих фрейдистских комплексов

Покупка и владение автомобилем для дотоле не имевшего ничего подобного человека, естественно, вызывает огромный стресс и вытягивает из глубин подсознания различные страхи и комплексы. В «Упыре от Ферата» новенькая машина пробуждает в герое Иржи Менцеля массу дремавших страхов и комплексов. Машина как предвестник грядущих перемен в жизни, машина как отображение собственного бессилия и давящего желания, машина, становящаяся копией своего хозяина и по сути неотделимая от его бытия. В цепочке возникающих в ленте странных, сюрреалистично-гротескных видений перед зрителями предстает не просто автомобиль, а инфернальное Нечто, вбирающее в себя душу своих владельцев.

Итак, «Упырь от Ферата» — необычный, ломающий жанровые стереотипы чехословацкий хоррор от выдающегося режиссера Юрая Герца, не вполне известный в зрительских кругах. Всем киноманам и поклонникам нестандартных фильмов ужасов данный фильм к просмотру обязателен.

10 из 10

17 сентября 2013

«Ферат» — автомобильная компания, запустившая на рынок свой новый продукт. Доктор Марек, сыгранный известным режиссёром Иржи Менцлем начинает подозревать, что не всё так просто с новым чудом техники. Автомобиль по всей видимости приводится в движение, питаясь человеческой кровью, кровью водителя, высасывая её через педаль газа.

Ранее мне уже встречались сюжеты о машинах-убийцах. Навскидку могу вспомнить кинговскую «Кристину» и опять же кинговский «Почти как Бьюик». Однако сюжет этой картины всё-таки достаточно нетривиален, причём сложно определить её жанровую принадлежность. С одной стороны всё ясно — вроде как vampire-movie, хоть и поданный в непривычной манере. Но здесь также присутствует и сатира на капиталистическое общество (картина снята ещё в Чехословакии), можно углядеть и пародию на сами вампирские фильмы. «Упырь от Ферату» явно жанровое кино, но снятое методами авторского, потому смотреть его интересно.

Что касается сюжетной составляющей, то к её осмыслению тоже можно подойти с разных сторон. В принципе, использована старая схема «продай душу дьяволу — добейся успеха». Так и поступает Мима, всегда мечтавшая победить в гонках и решившаяся сесть за руль «Ферата». Доктор Марек пытается ей помешать, но ему противостоят более могущественные силы. С другой стороны, фильм о порабощении человечества машинами, тут сразу же вспоминается культовый фильм Шиньи Цукамото «Тэцуо — железный человек». Причём Юраем Герцем задаются очень интересные образы уже в самом начале. Скорая попадает в аварию, доктор мечется по шоссе от одной машины к другой, умоляя подбросить, а на него смотрят бездушные лица, прикованные к баранкам своих агрегатов. Добавить к этому можно и совсем уж сюрреалистический образ из сна доктора Марека о поедании его машиной.

В фильме, конечно, есть недоработки. Автор так и не определился, что хочет показать: простое развлекательное кино или же кино с потаённым смыслом, однако же хорошо, что ко второму варианту перегиб совсем небольшой. Так что у Юрая Герца получилось крепкое и очень даже смотрибельное кино.

7 из 10

19 сентября 2010

Ужасы Упырь от Ферата появился на телеэкранах в далеком 1982 году, его режиссером является Юрай Герц. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Иржи Менцель, Дагмар Вешкрнова, Яна Брежкова, Петр Чепек, Ян Шмид, Зденка Прохазкова, Бланка Валеска, Илья Рацек, Вит Ольмер, Eva Horánková, Юрай Герц, Милослав Штибих, Данила Факкофá, Kveta Straková, Zuzana Langerová.

Страна производства - Чехословакия. Упырь от Ферата — имеет небольшой рейтинг, всего 5,5-5,7 баллов из 10, а это значит, что кинокритикам фильм не особо понравился.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.