Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Шестой |
год: | 1981 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Самвел Гаспаров |
сценарий: | Рамиз Фаталиев |
видеооператор: | Александр Ковальчук |
композитор: | Алексей Зубов |
художник: | Ной Сендеров |
монтаж: | Татьяна Малявина |
жанр: | боевик |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 апреля 1982 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 23 мин |
Роман Глодов — когда-то вор, а ныне коммунист, — возвращается в родную Козыревку (выглядящую как приличных размеров город, несмотря на название), чтобы почти с нуля создать милицию, потому как предыдущие пятеро начальников погибли или сгинули. Да и помощников у него пять — и очень разных.
Один из примеров примирения жанрового кино с явной оглядкой на западные жанровые клише, а заодно и клише советской идеологии и мифологии. Вестерн на советский лад, поименованный как истерн. В данном случае — не лучший его образец. Штампованный, не мотивированный, бесхарактерный и рассчитанный на некритичное подростковое восприятие… Во всяком случае лишенные портрета вахрамеевцы, арест только на основании крестика на руке, разбитая в заброшенном доме недобитая контра, непонятно почему даже не пытающаяся сдаться или сбежать, почему-то купившиеся на нехитрый милицейский прием, да ещё и всей бандой, преступники… В общем, сюжетно уж больно смахивает на какую-то былину с заранее заданными ролями. Порой ещё и многовато пафоса притом. Вот разве что девушка Ольга (?) в исполнении Ларисы Белогуровой вызывает хоть какой-то полуэротический и полупсихологический интерес.
Да и слишком напоминает этот фильм зарубежную классику типа «Дилижанса», «Великолепной семёрки» и даже «Ровно в полдень» с его темой одинокого шерифа в городе страха… Никак не могу вспомнить, откуда взят мотив поезда… Но он появлялся и в Неуловимых, и в Своём среди чужих и точно где-то за границей.
Но только одна незадача — профессионально и творчески (режиссерски) не слишком удачная картина все равно смотрится. И приходят исключительно банальные объяснения такого феномена — вечная ностальгия по советскому детству, яркие актеры (прагматичный и романтичный железный комиссар Сергей Никоненко, некомедийный Михаил Пуговкин, лучшую роль для себя сыграл, хотя не без переигрывания, Владимир Грамматиков и трагичную роль матери революционера-интеллигента сдержанно и с достоинством сыграла мало задействованная в кино замечательная Нина Меньшикова) и удачный ритм в целом… Если вам этого достаточно, то вперёд на просмотр.
26 января 2018
Тяга к приключениям у Самвела Владимировича Гаспарова, наверное, с той поры, когда он до начала кинокарьеры работал шофёром-дальнобойщиком. В 1970 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа, мастерскую Михаила Ромма. Режиссёрский дебют состоялся в 1974 году картиной «Рейс первый, рейс последний», в которой Гаспаров отдал дань своей прежней профессии. В основном, Гаспаров снимал приключенческие фильмы о Гражданской войне, детективы и боевики, которые критиковались за отсутствие психологизма и обилие кровавых сцен, но при этом, были всегда востребованы советским зрителем. Лучшей работой режиссёра по праву считается «истерн» «Шестой», снятый после интересных и ярких фильмов «Забудьте слово «смерть»' (1979) и «Хлеб, золото, наган» (1980). Самвел Владимирович любил кино, любил приключения, любил работу. Его часто критиковали за то, что он формально подходит к проработке характеров, уделяя внимание исключительно действию и стремительности сюжета.
Гаспаров делал замечательные боевики, выдерживая их в строгом соответствии с классическими вестернами. В работу он погружался с головой, отдавая всего себя магии кино. Он как-то сказал: «Фильмом надо заниматься, пока горишь желанием. Это как заниматься любовью с женщиной — только пока есть страсть, пока не перегорел. Кино без страсти делать нельзя». Разумеется, такая тяга к вестернам в советское время не особо поощрялась, поэтому и подвергались критике его работы: «режущая глаз многозначительная символика», «театральность молчаливой массовки», «предугаданность сюжетных поворотов» и много чего ещё. К счастью, зритель, в основной своей массе критику не читает, поэтому смотрит картину «с чистого листа» без предвзятости многомудрых, иногда малопонятных слов. И вот «с чистого листа» картина «Шестой» производит весьма и весьма приятное впечатление. Я нисколько не против символики — пусть будет. Ведь шестой — это не только шестой по счёту начальник милиции, но и шестой в группе единомышленников, которых ему удалось создать.
Сергей Никоненко ролью Романа Глодова в очередной раз доказал, что актёр он многогранный. Начальник милиции в его исполнении — крайне колоритная и запоминающаяся личность. То же можно сказать и о каждом из шести членов его небольшого отряда: парикмахер Павлик (Владимир Грамматиков) — ярчайший персонаж, как в быту, так и во время перестрелок («Ложись!»). Милиционер Аристарх Лушков (Евгений Бакалов) — какими только «эпитетами» не награждённый весельчаком парикмахером: Пантелеймон, Мефодий, Евлампий. Два богатыря Никита (Сергей Ульянов) и Охрим (Махарбек Кокоев) сливаются в одну личность витязя из былинных сказок. Врач Александр (Тимофей Спивак) — интеллигентный честный человек и верный друг. Очень интересная роль у Михаила Пуговкина. Ярко и в то же время отстранённо-возвышенно сыграла в эпизодах Лариса Белогрудова. Актёры все вместе создали настоящий пульсирующий мир, в котором персонажи живые и яркие а вовсе не картонные или ходульные. Батальные сцены сняты на самом высоком уровне — динамично, увлекательно, с изрядной долей юмора. А ведь в революционно-приключенческом фильме — это, пожалуй, главное.
26 января 2016
Зубодробительный советский детективный боевик с драками и стрельбой.
20-е годы ХХ века. Новый начальник милиции не большого провинциального городка просит своих друзей помочь ему разобраться с местными бандитами. Ни обмундирования, ни оружия в местной милиции нет. Оружие новоиспеченные милиционеры должны добыть в первом бою…
В фильме снимались известные актеры советского периода: Никоненко, Козаков, Пуговкин, Галибин, Грамматиков, Яковлева.
Хорошая игра актеров, динамичный сюжет (в данном случае, от слова: «динамит»), отличные каскадерские трюки, драматические и мелодраматические повороты сюжета не дадут зрителю ни заскучать, ни пожалеть о сделанном выборе.
Один из лучших боевиков советского периода!
10 из 10
20 мая 2010