Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 8.2 |
IMDb | 7.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Россия молодая |
год: | 1981 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Илья Гурин |
сценарий: | Илья Гурин |
видеооператор: | Евгений Давыдов |
композиторы: | Кирилл Молчанов, Лев Солин |
художник: | Александр Попов |
монтаж: | Лидия Жучкова |
жанры: | драма, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 января 1984 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
На днях мне по рекомендации моего дедушки довелось посмотреть первые серии исторического сериала 'Россия молодая' и несмотря за все мои замечания далее, он определённо меня заинтересовал и оставил желание продолжить просмотр.
'Россия молодая'- это исторический сериал 1982 года, рассказывающий об эпохе Петра Первого, а конкретно о самом Петре, жизни простых людей-корабельщиков в это время и о начале судостроительства в России в целом. По ходу произведения параллельно идут 4, как я насчитал, линии сюжета. Первая - вокруг уже упомянутого Петра Алексеевича, вторая же касается Ивана Рябова, кормщика-помора, бывалого моряка, 3-я и 4-я рассказывают об Афанасии Петровиче Крыкове, занимающего должность поручика таможенного войска и Сильвестра Иевлева, являющегося капитаном-командором, стольником Петра. Периодически герои пересекаются в силу своих зачастую смежных сфер деятельности, но в скором времени вновь расходятся и повествование продолжает идти врознь.
Описав концепцию сериала, я хочу перейти к замечаниям, которые я, как представитель поколения гораздо более молодого, чем целевая аудитория данного произведения, выявил лично для себя, и, быть может, для близких мне по возрасту людей. Перво наперво я хочу заметить, что данная картина без каких либо предварительных пояснений (за исключением пояснения эпохи страны, в которой происходят события) сразу же кидает тебя к героям, не поясняя кто они, откуда и зачем, из-за чего абсолютно теряется первый час повествования, так как все это время ты только и делаешь, что пытаешься ухватиться за какие бы то ни было детали и понять, что вообще происходит, ведь за исключением общих черт не ясно ничего. Все это усугубляется языком, на котором общаются некоторые герои: авторы явно хотели передать дух эпохи и вполне разумно, что герои общаются так же, как они общались бы в то время, однако из-за полного отсутствия контекста персонажей (за исключением, очевидно, Петра Алексеевича, который известен каждому) понимать о чем вообще идёт речь в диалогах становится совсем уж тяжко. Так, например, в фильме имеется любовная линия Ивана и некой Таисии, и 'некая' она именно от того, что от меня, даже при внимательном просмотре, абсолютно ускользнули детали, из которых должен складываться персонаж, и для меня абсолютная загадка, в какой момент фильма её категорический отказ на ухаживания Ивана сменился на милость и согласие, ибо как таковых событий для этого я не увидел и мог лишь довольствоваться, что 'теперь вот так'.
Напоследок, я бы хотел отметить, что почти все персонажи 'на одно лицо', что наверняка сделано с целью опять таки передать эпоху, и с чем отлично справляется, но в сумме с предыдущими моментами, сильно усложняет и так непростое восприятие картины (лично я первые минут 40, если не больше, вообще не мог понять, кто сейчас передо мной и лишь позже начал различать героев).
Исходя из предыдущих абзацев можно сделать вывод, что произведение мне не понравилось, однако это не так. Несмотря на очевидные минусы, которые, к слову, наверняка являются таковыми лишь для моего поколения, а может и только для меня лично, картина оставляет исключительно положительные эмоции и располагает к дальнейшему просмотру. Потраченного на неё времени абсолютно не жаль и всем имеющим возможность, я определённо советую ознакомиться с ней.
22 ноября 2022
«Всякий потентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет».
Петр I
Несмотря на то, что еще первые Романовы на протяжении XVII века без стеснения одевали детей в польские платья, обставляя хоромы царских дворцов заморскими диковинками и предметами интерьера по последнему слову западной моды, именно Петр I прорубил пресловутое окно в Европу, пусть и сифонило сквозь щели в стене уже давно. Он по праву считается отцом-основателем русской армии и флота, хотя зачатки «полков иноземного строя» появились уже во времена Смуты, а судоходство было подвластно поморам еще с незапамятных времен. Как раз этот своевольный, смелый, обособленный народ русского Севера и является главной движущей силой телефильма «Россия молодая», поставленного Ильей Гуриным по роману Юрия Германа в 1982 году.
Девятисерийный фильм охватывает относительно небольшой хронологический отрезок конца XVII — начала XVIII века, а основным местом действия становится Архангельский край, на холодных берегах которого вырос и окреп первый русский флот. Экранизация, повествующая о весьма локальных даже в контексте Северной войны событиях — художественное произведение, выстроенное на достоверных фактах, которое в равной степени повествует о подлинном героизме и вырисовывает острые углы неоднозначной, изменчивой и капризной субстанции, имя которой — российская история.
Неслучайно роману и экранизации дано столь пафосное и громкое название. Ведь лицо страны — это лицо ее нации. Не монарха, который в фильме остается, по сути, глубоко второстепенным персонажем, появляясь на экране лишь эпизодически. Это лицо простого русского мужика и обычной русской бабы. Лицо героя и лицо предателя. Аскетичная наружность беглого крестьянина и окаймленная напудренным париком спесивая физиономия властолюбивого дворянина. Осунувшиеся лики и раскормленные рыла служителей церкви, хитрые рожи приезжих торгашей и дипломатов.
Палитра этих образов, столь непохожих друг на друга, но гармонично соседствующих в разночинной сословной мозаике, мирясь и пререкаясь, составляет тот загадочный русский народ, который сам создает себе проблемы лишь для того, чтобы с честью и отвагой решить их. Потому доблестный поморский кормщик Иван Рябов, таможенник-правдоруб Афанасий Крыков и преданный капитан-командор Сильвестр Иевлев, главные герои телеромана, с легкостью превращаются в отражение самой России — молодой, но смело идущей вперед. Заслуга создателей фильма в том, что летопись настоящего подвига была дополнена колоритными вымышленными персонажами и «мыльнооперными» драматургическими деталями, но оттого не перестала быть правдой, повторив основные сюжетные коллизии с дотошностью выпускника истфака.
Прямоте и искренности русских характеров с явным упорством противопоставлены расчетливые, беспринципные и трусливые слизняки, приплывшие из-за морей, дабы набить карманы, обдурив «глупых московитов». Расцветающая коррупция предстает эдакой англицкой заразой, подхваченной государем во время Великого Посольства. Однако создателей фильма не слепит безрассудная национальная гордость и винтажная ксенофобия, потому среди иноземцев находятся верные, умные и отважные друзья России, равно как в числе царевых стольников не мудрено завестись паршивой овце. «Пятой колонной» петровской эпохи плодятся и пускают корни одурманенные властью свиноподобные царьки-воеводы местного разлива и пухнущее на казенных харчах алчущее продажное духовенство.
Экранный царь-реформатор был создан стараниями Дмитрия Золотухина, уже примерявшего образ первого российского императора в дилогии Сергея Герасимова по роману Алексея Толстого («В начале славных дел» и «Юность Петра», вышедшие в 1980-м). Предприимчивый самодержец, более похожий на воплощение романтического образа влюбленного в родное Отечество прогрессивного молодого человека. Взгляд, устремленный вдаль, высокопарные речи и развевающиеся на ветру кудри — вот самые яркие черты «гуриновского Петра», который даже отвешивая затрещины и в гневе отдавая приказы о казни и заточении, не выглядит тираном. Концентрация внимания на судостроительном аспекте, конечно, может привести не обремененного знанием биографии Петра Алексеевича зрителя к ошибочному суждению о том, что государь, дескать, зациклен был на морском деле и продвижении страны в западном направлении лишь силой навигацких наук и наращивания военной мощи на водных просторах Балтики и Белого моря. Еще весьма молодой, цветущий Петр, и правда, временами кажется одержимым мечтателем, обуянным страстью строить верфи, корабли и крепости любой ценой. Петр, который, несмотря на пробелы в образовании, на самом деле обладал огромным количеством практических навыков и владел полутора десятками разнообразных ремесел, вплоть до зубоврачебного. Петр, который, помимо показанных в фильме водных «забав в Переславле-Залесском со смертями», с тем же успехом устраивал и сухопутные учения, не щадя жизней солдат, например, во время кровопролитных Кожуховских маневров 1694-го. Петр, который строил на костях и болотах город на Неве, который брил бороды боярам, учил русских людей курить табак и раздавал «медали за пьянство». Тот Петр, которого мы хорошо помним по учебникам средней школы и которого мы узнаём с новой стороны в телефильме «Россия молодая».
Показатель профессионализма и трудолюбия всей актерской труппы — чистота, подлинность и певучесть той архаичной, богатой и самобытной речи, которую невозможно услышать даже в лучших современных исторических кинофильмах. Увлекает и переносит в пучину времени, заставляя верить каждому произнесенному слову, бережная передача всех тонкостей и оттенков лексики и фонетики старорусского языка, переливающегося завораживающими «окающими» звуками северных диалектов. Ощущение погружения в прошлое не портят даже мелкие ляпы реквизиторов, подсунувших для застолья неисторичные бокалы, и декораторов, разрешивших одной из героинь томно смотреть сквозь гладкое прозрачное оконное стекло вместо мутной слюды.
Неспешный рассказ выстреливает динамикой сражения и пиротехническими изысками в последних сериях ленты. Виртуозно снятым для 1982 года морским побоищем с высококлассной постановкой дуэлей на холодном оружии позавидовали бы и «Пираты Карибского моря». Впрочем, главное достоинство «молодой России» Гурина вовсе не в привлекательных спецэффектах и добросовестной работе всей съемочной группы. Самое ценное в ней — патриотизм. Уверенный, здоровый, гармоничный, призывающий испытать не показную, а тихую, но глубокую гордость за историю своей страны. Патриотизм, выработанный потом, кровью, обидами, лишениями и предательством. То слово, которое в наше время как-то обесценилось за многотиражными футболками с президентом, вездесущими неуместными триколорами, нацепленными на сумочки малолетних гламурниц георгиевскими ленточками и хэштегами #крымнаш. А поморский кормщик Иван Рябов 314 лет назад просто пошел и совершил подвиг, без лишних слов.
29 января 2015
Можно не любить Петра, можно не любить Россию, но не сочувствовать, не сопереживать её пути никак невозможно — это-то и явила нам «Россия молодая»!
Увидев на обложке Петра Первого, мы можем подумать, что фильм о верхушке правительства России, о его достижениях и реформах, но слишком уж удивимся, когда окажется, что на самом-то деле он рассказывает нам о простом народе! Да что может Пётр I, Сильвестр Иевлев, что может Крыков, что, наконец, может Рябов в одиночку? Ровным счетом ничего — во всем воля народа, дух народа, его торжество — никак нельзя отбросить в сторону эти 9/10 населения! Пётр I — это фон для открытия главного героя картины — Народа!
Здесь русский может стать шведом так же скоро, как и швед станет русским. Ощутить среду, желание приобщения к духу и, наоборот — ради своей жизни и в отца родного выстрелить.
«Россия есть игра природы, а не ума» (с). Смотря фильм, сотни раз можно поймать себя на мысли о том, насколько нелогичен русский человек, как легко поступает против своей же выгоды, с бравой удалью и без единого колебания решается на невероятные поступки, героические поступки! Не из-за славы, власти, почестей, но за Народ.
Тут нельзя идти, а вы идёте. Сим путём нельзя добиться цели, но вы её добьётесь.
Потому что русские!
10 из 10
9 июля 2014
Этот фильм однозначно нужно включить в школьную программу, как обязательный к просмотру.
Бесподобная игра актеров, Петр Первый именно таким и представляется. Прекрасно передан быт и устои того времени. Очень поучительный со всех сторон: и воспитание патриотизма, мужества, чести, справедливости и гордости за наш народ, который с таким трудом добивался той жизни, какую мы сейчас имеем. Это должен знать каждый!!!
Музыка написана точно в тему, невероятно передает боевой дух и настрой России, великой России. Ком в горле становится, когда показывают тяжкую судьбу людей на фоне этих сильных мотивов. Но эти люди не сдаются и вот это самое главное.
Методику преподавания уроков истории надо пересмотреть.
4 сентября 2010
Великолепный фильм! Он настолько величественен, что его можно транслировать в Третьяковской галерее рядом с картинами Сурикова и Репина.
Необходимо издать указ — «Каждый, без исключения, обязан посмотреть «Россия молодая» в возрасте от 10и до 18и лет, хотя бы три раза»! И даже можно освобождать от воинской повинности тех, кто проникся идеями и духом этого фильма.
Все главные герои, без исключения, являют собой образец лучших человеческих черт! Все, от царя до крестьянина, преисполнены достоинства, знают что такое честь и для каждого честь дороже денег. Живут не только ради себя, но для людей и страны. А жизнь, хоть и тяжела, зато яркая, не в пустую!
Фильм имеет чрезвычайное значение для патриотического воспитания подрастающих поколений!
10 из 10
24 декабря 2008
Великолепный фильм о доблести и мужестве Русов, которые, после диких реформ Петра и полного развала страны, смогли противостоять могучий шведской армии.
Актёры, все без исключения, играют просто великолепно, именно благодаря их мастерству фильм буквально отправляет зрителя в прошлое, на строительство Русского флота.
Фильм смотрится буквально на одном дыхании, так же хорошо воссоздан крестьянский быт того времени.
10 из 10
8 июня 2008