Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Его отпуск |
год: | 1981 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Геннадий Полока, Юрий Дубровин |
сценарий: | Елена Каплинская |
видеооператоры: | Анатолий Зубрицкий, Леонид Пекарский |
композитор: | Владимир Кондрусевич |
художники: | Юрий Альбицкий, Владимир Чернышев |
жанр: | мелодрама |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 18 мин |
Есть в этом фильме какая-то загадка. Уже первая минута настраивает зрителя на хорошее кино: Анатолий Кузнецов через вагонное окно наблюдает за убегающими вдаль перелесками. При этом не столько за кадром, сколько за спиной героя звучит песня: «Конечно, всё на свете преходяще — мы вспоминаем встречи, города. Чем дальше, к сожалению, тем чаще мы с кем-то расстаёмся навсегда…» Думается, что сейчас начнётся история, под стать пронзительно-печальным глазам Кузнецова, но… Мелодрама — слишком расплывчатая жанровая принадлежность картины. Когда фильм закончится, начинаешь понимать, что производственная мелодрама тоже не до конца описывает сценарий, потому что не отражает главного — иронической сатиры в духе киножурнала «Фитиль». Итак, фильм вроде как кончился, а вопросы остались. Главный из них: почему два режиссёра и два оператора? К сожалению, всемогущая Паутина не смогла дать исчерпывающего объяснения, пришлось собирать информацию по крохам. В 1980 году Юрий Дубровин приступил к съемкам фильма «Его отпуск». Когда половина материала была уже отснята, его отстранили как якобы не справившегося, и передали фильм другому режиссёру.
Впоследствии всё отснятое полностью вошло в фильм, поэтому Дубровин подал на студию в суд. Заканчивал фильм другой режиссёр — Геннадий Полока. В 1976 году Полоке предложили пост художественного руководителя студии музыкальных фильмов ТО «Экран», который он и занимал в течение последующих пяти лет, сотрудничая с молодыми режиссёрами. Под руководством Полоки были выпущены телефильмы «Артём» (1977), «Жил-был настройщик» (1978) и «Мелодия на два голоса» (1979), где Полока был режиссёром окончательного варианта картины. С 1980 года Геннадий Иванович работает на киностудии «Беларусьфильм». В 1981 году завершилась работа над фильмом «Наше призвание» (3 серии), кроме того, в 1982 году вышел мини-сериал «Его отпуск» (4 серии!), где Полока выступил художественным руководителем, а также режиссёром финального варианта под псевдонимом Егор Геращенко. Полоке приходилось «доводить» чужие фильмы, потому что его собственным проектам пришлось ждать перестройки, чтобы «уйти в народ»: «Интервенция» (1968) 20 лет пролежала «на полке», «Наше призвание» (1981) — 6 лет. Почему отстранили Дубровина — не понятно. Почему назначили Полоку — понять можно.
Снятая в «недопустимо авангардном ключе» «Интервенция», и последующие два фильма закрепили за Полокой репутацию «идеологически чуждого» режиссёра и привели к фактическому запрету на любимую работу. Функционеры от кино прекрасно знали о фарсовой стилистике Полоки, поэтому отдали ему «на откуп» полуотснятый фильм. Геннадий Полока поступил порядочно — не стал «светить» свою фамилию, а ограничился псевдонимом. Трудно сказать, какие правки претерпел сценарий с приходом нового режиссёра, но вторая половина картины — это та самая фарсовая стилистика, которой Полока вносил смятение в ряды «правильной» киношной номенклатуры. Ругать такой фильм — всё равно, что обижать калеку. Ведь, по сути, получилась «сборная солянка», а если вспомнить многочисленные «перескоки» с эпизода на эпизод, то у фильма явно отрезали хронометраж. Трудно представить, что могло быть вырезано (да и вырезано ли в самом деле?) в картине. Остаётся принимать последнюю работу Юрия Дубровина именно в таком виде, потому что Юрий Николаевич погиб через 2 года после отстранения от съёмок при невыясненных обстоятельствах. И было ему всего 46 лет…
11 апреля 2020