Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дрожь |
английское название: |
Dreszcze |
год: | 1981 |
страна: |
Польша
|
слоган: | «Being terrfied is just the beginning!» |
режиссер: | Войцех Марчевский |
сценарий: | Войцех Марчевский |
продюсер: | Ларри Моллин |
видеооператор: | Ежи Зелиньский |
композитор: | Анджей Тшасковский |
художники: | Barbara Kawecka, Анджей Ковальчук, Алисиа Василевска, Анна Якилек |
монтаж: | Ирена Чорынска |
жанры: | драма, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 ноября 1981 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 46 мин |
Томек обычный подросток, не особенно задумывающийся о том, что происходит вокруг. Но однажды в квартиру к ним заявляется специальная полиция и проводит обыск. После того, как отца Томека забирают, для него все меняется. Теперь ему необходимо иметь мнение о том, что творится в Польше. Он, разумеется, недоволен тем, что отца забрали и считает это ошибкой. Семья у него верующая, хотя и без фанатизма. В общем, в СССР в то же время его могли бы посчитать сыном врага народа. Но в Польше все немного иначе. Томеку за отличную успеваемость предлагают поехать в лагерь. Он соглашается. В этом лагере ему предстоит пройти путь от ненависти к коммунизму к яростной защите его идеалов.
В этом фильме показано все убожество материального мира, царившего в странах соцлагеря. Все какое-то разболтанное, неприлаженное, грязное. Даже детский лагерь распологается в ныне обветшавшем, а некогда, видимо, весьма фешенебельном особняке, очевидно, отобранном у прежних владельцев. Атмосфера подозрительности и доносительства повсюду. На уроках детям предлагают описать свои впечатления о друзьях, а также сообщить о контактах родителей с иностранцами. Переписка, отправляемая из лагеря домой, читается воспитателями. Субботники, марши. Все под красным знаменем. И этот фильм мог бы стать типичным продуктом российских 90-х об ужасном прошлом, если бы не более тонкая оптика, через которую предлагается взглянуть на Томека. Томек всем сердцем принимает идеалистический путь построения нового общества. Хотя рядом с ним живут реальные ровесники-антикоммунисты, дающие ему послушать запрещенное радио о политзаключенных, он отметает их аргументы, а позже даже заявляет, что действовать нужно жестче. «Плохих» людей нужно убирать, от них следует очищать общество. Трудно сказать, может ли подросток в одночасье превратиться в политического фанатика, но кажется, что ничего невозможного в этом нет.
«Дрожь» — глубокая и емкая зарисовка о жизни в Польше в 1950-х. Многие вещи напоминают Советский Союз. Жесткое авторитарное правление, постоянное ожидание контрреволюционеров и врагов, репрессии. И жизнь маленького полузабитого аутсайдера, на глазах превращающегося в волчонка, готового грызть всех на своем пути и не имеющего совести. Впрочем, даже без Томека реалии одного только детского лагеря говорят сами за себя. Детей там определенно собрали таких, что отличниками их не назовешь. В ходу обсценная лексика, примитивные подколы, унижения. Из них и планируется в будущем вырастить партийную элиту. В общем, этот фильм едва ли можно назвать оптимистичным. Но периодически делать подобные исторические экскурсы однозначно не вредно.
8 из 10
18 марта 2016