День рождения Элисон
Alison's Birthday
5.8
1981, ужасы
Австралия, 1 ч 37 мин
В ролях: Джоэнн Сэмюэл, Лу Браун, Банни Брук, Джон Блузал, Марджи МакКрэй
и другие
Отправившись к родным в Сидней, чтобы отметить свое девятнадцатилетие, Элисон с ужасом узнает, что её родственники, некоторые члены семьи и многие друзья являются поклонниками Сатаны...
Дополнительные данные
оригинальное название:

День рождения Элисон

английское название:

Alison's Birthday

год: 1981
страна:
Австралия
слоган: «Satan's only gift is death...»
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , , ,
видеооператор: Кеван Линд
композиторы: ,
художники: Боб Хилдитч, Лу Кантарек, Боб Ллойд
монтаж:
жанр: ужасы
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 1 мая 1981 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 37 мин
Другие фильмы этих жанров
ужасы

Постеры фильма «День рождения Элисон», 1981

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «День рождения Элисон», 1981

Культ Мирны

Элисон с подругами однажды шутки ради устроили спиритический сеанс, на котором явившийся им дух ее отца, вселившись в одну из девушек, Криси, сообщает, что до 19-го дня рождения Элисон должна уйти от них, потому что они отдадут ее Мирне. И что Мирна уже тут, чтобы убить его. После этого в комнате начали падать предметы, Криси раздавило упавшим шкафом. Кто такие «они», осталось неизвестным. Через пару лет, за четыре дня до своего 19-летия, Элисон вдруг позвонила тетя, воспитавшая ее после гибели родителей в автокатастрофе, и попросила обязательно приехать на выходные, чтобы вместе отметить ее день рождения, поскольку дядя очень болен, и жить ему осталось недолго. Со своим другом Петером Элисон приезжает в дом, где она выросла. Не сразу ребята замечают, что дядя и тетя ведут себя странно, как и некоторые жители деревни. Девушку ждет еще один сюрприз: на ее день рождения приехала ее прабабушка, которой уже 103 года. А на заднем дворе, где построена маленькая копия Стоунхенджа, по ночам собираются люди в балахонах и молятся на неизвестном и непонятном языке.

В этом фильме отчетливо слышны мотивы «Ребенка Розмари». Сюжет здесь иной, но нотки то тут, то там вызывают аллюзии. Это и елейно улыбающиеся тетя и дядя главной героини, оплетающие ее своей заботой, как пауки — паутиной. Тетя настойчиво поит Элисон своими отварами и тониками, после которых той снятся кошмарные сны, перекликающиеся с явью. И трудно понять, что из них на самом деле чем является. Доктор, которого нет ни в одном справочнике и который лечит гипнозом, подчиняя себе сознание и поведение пациентки. Странное поле с камнями на заднем дворе дома, давящее своей атмосферой, ветер, шелестящий травой и листвой — все это вызывает тревогу и беспокойство у девушки. В детстве все казалось другим, родным. Теперь, возвратившись через несколько лет в свой дом, она ощущает угрозу от самого пространства дома и двора. Или ей все это кажется, и она сама себя накручивает, помня тот давний сеанс и предсказание? Еще эта самая прабабушка ужасно напугала девушку, появившись вдруг среди ночи в ее спальне. Но и Петер тоже видит, что с подругой творится неладное, а его самого всеми силами стараются изолировать от Элисон. Режиссеру Йену Кохлану удалось построить сюжет так, что напряжение нарастает постепенно, все сильнее и сильнее, переходя из плоскости мистики в плоскость детектива, сохраняя гармоничное равновесие между этими ветвями, удачно балансируя между интригой детективной реальности и древними тайнами ирреальности.

Темы тайных и древних культов, их последователей, поклоняющихся темным могущественным богам, молитвы на непонятных и давно уже мертвых языках, ритуалы и обряды, призывающие потусторонние силы, приношение жертв, как и правила, да и условия выбора самих жертв — это всегда великолепный материал для триллеров. Все это составляет прекрасный набор сценарных кубиков, комбинируя которые, Йен Кохлан, сам написавший сценарий, создает фон для расследования, что ведет Петер. Он распутывает клубок загадок, уходящих в прошлое, с самого дня рождения Элисон, того дня, ставшего ловушкой, куда попала бедная девушка, сама того не зная. И узнав о главном ритуале древней ирландской секты, поклоняющейся демону Мирне, он решает спасти любимую во что бы то ни стало. Это выгодно отличает его от мужа той же Розмари, которую спасти было совсем некому.

Роль Элисон сыграла Джоэнн Сэмюэл, уже знакомая нам по культовому «Безумному Максу». Милая, хрупкая девушка с огромными глазами, обаятельная и трогательная в своей беззащитности — это именно тот образ, который создает актриса. Он идеален для подобной истории, чтобы зритель переживал за судьбу и жизнь девушки, попавшей в беду. Лу Браун в роли Петера — благородный рыцарь, который борется за свою возлюбленную до последнего. Дуэт актеров с задачей справился очень хорошо, добавив романтического флера в общую атмосферу фильма. Юная пара влюбленных против лицемерной и жестокой группы стариков. Молодость против старости. Жизнь против смерти. Юная, стройная Элисон с лицом фарфоровой куколки рядом со сморщенным, как у шарпея, лицом столетней старухи, которая тянет свои когтистые сухие руки к девушке, — тот еще полуночный кошмар.

Этот фильм незаслуженно подзабыт, хотя, несомненно, стоит внимания. Он очень ладно скроен и крепко сшит, являя собой крепкий мистический триллер с хорошей операторской работой, очень интересным, хотя и не оригинальным сюжетом, но режиссер сумел рассказать и показать историю, используя самые выигрышные сюжетные и визуальные составляющие. Тут и таинственные фигуры в плащах с капюшонами, исполняющие непонятные полуночные ритуалы во мраке, среди камней, и вспышки грозовых молний, разрывающие темноту и усиливающие воздействие сцены на зрителя. Древние амулеты и их магическая сила. Мы видим прекрасные умиротворяющие ландшафты австралийской глубинки, в которой творятся темные дела, а за приторными дружескими улыбками прячется звериный оскал кровожадных шакалов. Мистические даты и цифры, тайны рождения и гибели, оккультные традиции дохристианских языческих религий с жертвоприношением — все это режиссер завершил с одной стороны предсказуемым, а с другой — неожиданным и весьма эффектным финалом, ставшим той самой пресловутой вишенкой на торте, завершающей общую стройную композицию картины. То, что фильм снимался в Австралии, а не в Голливуде, делает его еще интереснее для зрителя за счет местного колорита.

7 из 10

26 августа 2016

Тысячи лет назад, ещё до появления римлян, на Британских островах жившие там кельты поклонялись бесчисленному сомну богов и демонов. В их честь устраивались празднества, приносились кровавые жертвы, в том числе и человеческие, их молили о защите и проклинали их именами врагов. Многие культы были широко распространены, а многие были известны лишь в одной какой-нибудь местности и сейчас полностью забыты. Потом на Туманном Альбионе появился Рим. Как все знают, им, не смотря на всё своё военное искусство, не удалось захватить полностью Британию, а до Ирландии они так и не добрались, слишком свободолюбиво оказалось местное население, не желавшее прощаться со своей религией, со своей культурой, восстания вспыхивали то здесь, то там, да ещё и обитатели современной Шотландии, так и оставшиеся непокорёнными, постоянно терзали набегами. Для защиты от них были построены два вала, сохранившееся по сию пору — Антонинов и южнее Адрианов. В начале III века н. э. Антонинов вал был оставлен, в IV веке н. э. та же участь постигла и Адрианов, а ещё через столетие римляне, уже не имевшие сил удерживать большую островную провинцию, покинули её. Вскоре прекратила существование и сама Западная Римская империя.

Это был небольшой экскурс в историю скорее для общего развития, чем для понимания сюжета фильма. Тем более что действие происходит в далёкой и экзотической для нас Австралии и, казалось бы, что может связывать эту страну бывших каторжников и доисторические религиозные культы? Тем не менее связь обнаруживается, и очень даже чёткая. Как бы римляне ни боролись с религией местных, которая или не укладывалась в их понятие, каким должен быть пантеон богов, или была полностью направлена против Рима, им это удалось лишь отчасти. Уничтожение святилищ, казни жрецов, истребление всех, кто был приверженцем данного культа — этого оказалось недостаточно и ведь вполне может такое оказаться, что по сию пору, хоть и живём мы в период технического прогресса и атеизм является вполне обычным делом — не будем же принимать всерьёз бесчисленные секты, коих наплодилось как грибов после дождя и которые не имеют ничего общего с настоящими культами — сохранилась какая-нибудь локальная община, которая столетиями скрывала свою религиозную принадлежность. Еврейская община в Португалии — самый яркий тому пример.

Но вернёмся к нашим фараонам, то бишь к Австралии. Про древний культ, посвящённый кельтской демонессе Мирне зритель узнаёт далеко не сразу, хотя её имя звучит уже на первых минутах фильма. Спиритический сеанс, устроенный школьницами скорее для развлечения, чем для того, чтобы связаться с духами, приводит к трагическим последствиям. Главная героиня девушка Элисон — зритель сразу же узнаёт в ней актрису из «Безумного Макса» — получает роковое предупреждение и три года живёт в тревожном ожидании рокового дня, своего девятнадцатого дня рождения. «Не возвращайся домой, забудь про свой день рождения» говорил несчастный дух и девушка с радостью бы последовала этому совету, если бы не привязанность к своим родным. Решив быть осторожной, она всё же решила рискнуть — ведь, право слово, это же её любимые дядя и тётя, что от них можно ожидать плохого, не убьют же они свою кровь, в конце-то концов? Тем более что рядом есть Питер, свидания с которым должны будут заполнить почти всё время пребывания дома.

Медленно, но неуклонно раскручивается маховик событий. Странное поведение дяди и тёти, которое сразу же бросается в глаза зрителям, а вскоре и Питеру, но остаются незаметными для Элисон. Древняя старуха, напугавшая её среди ночи. Доктор, которого нет ни в одном справочнике. Построенный на заднем дворе мини-Стоунхендж, куда запрещено ходить. Зловещие сны, мучающие каждую ночь. А роковой час всё ближе и ближе и до самых последних минут неизвестно, чем же всё кончится. Удастся ли избежать предназначения или же спираль совершит новый виток. Да, поневоле пожалеешь, что римляне, а позже и церковь просмотрели и упустили этот злобный культ, похищающий девочек, рождённых в нужный день и час и отдающих их своему объекту поклонения. А правда — будет ли она когда-нибудь раскрыта и понесут ли злодеи справедливое наказание — уже неизвестно. Возможно, уже в следующий раз у них ничего не получится и цепочка оборвётся, надежда всегда есть, но уже ни от Элисон, ни от Питера это зависеть не будет.

8 из 10

6 декабря 2015

Пред нами незаслуженно малоизвестный мистический триллер, чья фабула явно навеяна схожей лентой «Ребенок Розмари» («Rosemary`s Baby»). Однако режиссёр-сценарист Йен Кохлан сумел остаться самобытным во многих моментах, предоставив на зрительский суд жуткую историю о тайных сектах, творящих страшные дела под носом современного общества, привыкшего отвергать разное оккультное мракобесие.

Автор очень тонко играет на поле сверхъестественного, аккуратно сплетая его с преобладающим реализмом, демонстрируя зловещие поступки людей, служащих некому мифическому злу из глубины веков и предрассудков, которое само по себе не сумеет выжить в нашем мире без его лукавых приспешников. Всё вертится вокруг молодой девушки Элисон, воспитанной дядей с тётей. Накануне празднования её девятнадцати лет они приглашают племянницу к себе в дом. Возвращение обратно из большого города могло стать лишь рутинной данью уважения опекунам, если бы не воспоминания о давнем фатальном спиритическом сеансе в школьные годы, предрекшем опасаться даты, из-за которой намечен праздник.

Происходящие события, благоприятно разворачивающиеся в пределах маленькой австралийской глубинки, похожей на тихое болото, где черти водятся, напоминают скрытную игру в «кошки-мышки», когда доверчивую героиню вязко опутывают лживые сети обходительных родичей с приторными заботливыми улыбками, что вынашивают ужасающие тайны, уходящие корнями к архаичным знаниям друидов. Творящийся на экране коварный сговор внушает неподдельный страх и опаску за ничего не подозревающую жертву. Из-за умелого обращения с общей недоброй атмосферой плясок волков в овечьих шкурах подле агнца, избранного для кульминационного ритуала, зритель способен испытывать сопереживание центровому персонажу. Именно здесь более всего ощутимы аллюзии на режиссёрское желание сделать своего собственного «австралийского ребёнка Розмари», где жанровая острота сосредоточена на пугающей ауре наблюдения, как беззащитная девушка, без всяких обоснованных причин, кроме своей интуиции, приближается к исполнению незавидной судьбы, уготованной с самого рождения. Добавляет интерес при просмотре её чуткий приятель, искренне заботящийся о возлюбленной, поэтому готовый решительно действовать и искать ответы на такие вопросы, что наживают слишком могущественных врагов в виде людей под чёрными колдовскими балахонами и даже кое-кого древнее. Эта небольшая детективная линия отлично украшает жанровый саспенс до поры до времени немотивированного подвоха с последующей откровенной жутью.

Фильм понравится всем любителям достоверно сыгранных неторопливых психологических триллеров с дозированным добавлением мистики, делающих упор на напряжённой подозрительной атмосфере и интригующем сценарии, постепенно раскрывающим тайны, приводя к сильному апогею, способному оставаться в памяти.

7 из 10

23 октября 2015

Ужасы День рождения Элисон появился на телеэкранах в далеком 1981 году, его режиссером является Йен Кохлан. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Джоэнн Сэмюэл, Лу Браун, Банни Брук, Джон Блузал, Марджи МакКрэй, Джули Уилсон, Розалинд Спайрс, Йен Кохлан, Мэрион Джонс, George Carden, Брайан Вензел, Бернард Льюис, Лиза Пирс, Соня Пит, Эрик Олдфилд.

Страна производства - Австралия.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.