Рейтинг фильма | |
IMDb | 6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Аль-Кадисия |
английское название: |
Al Qadisiyya |
год: | 1981 |
страны: |
Ирак,
Египет
|
режиссер: | Салах Абусейф |
сценаристы: | Салах Абусейф, Mohamed Abdelrahman |
композитор: | Валид Гольмлиех |
жанр: | история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 15000000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 июля 1981 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 25 мин |
Рецензия на фильм «Аль-Кадисия»
В центре событий фильма Битва при Кадисии, состоявшаяся в месяце мухаррам 14 года хиджры (около 2 декабря 636 года).
Лента была снята в период Ирано-Иракской войны 1980—1988 годов, при правлении диктатора Саддама Хусейна, что, думаю, значительно повлияло на сюжет и контекст фильма. Учитывая, что на 1981 год это была наверно первая картина об мусульманских завоеваниях вообще и войне арабов с Ираном в частности. Необходимость создания подобного фильма на тот момент не вызывает сомнения, но конечный результат получился более чем скромным.
Вначале о сюжете. События в картине разворачиваются довольно стремительно, арабы во главе Саадом ибн Абу Ваккасом наступают на территорию Сасанидского Ирана, идут отдельные бои, показывают иранских военачальников — Рустама и Бахмана. Попеременно показывают персидский лагерь и арабский. Какого-то четкого сюжета мы не видим, фильм как будто соткан из отдельных фрагментов, нет единой связующей нити, мы не видим ярких центральных героев. Персы готовят к сражению, в столице плетутся интриги, шах под влиянием женщин, решается на генеральное сражение.
Батальные сцены показаны неестественно и картинно, как в дешевом цирке шапито, нет ни массовых боевых сцен, удары саблями производят впечатление ударов тупыми железными предметами друг об друга, нет ни джигитовки, ни настоящих боевых слонов в сражении, так как согласно источникам иранцы использовали их активно. Доспехи и оружие показано не очень убедительно, особенно иранские шлемы и оружие.
Декорации и костюмы. Ладно, арабские жилища худо ли, бедно ли сделали, но вот иранский город Ктесифон (по-арабски аль-Мадаин) не впечатляет, особенно дворец шахиншаха показан как дом знатного вельможи низшего ранга, пытаясь компенсировать отсутствие роскоши и богатства какими-то жалкими рисунками на стенах и павлинами. Костюмы арабов и персов в целом не вызывают оскомину, но и не добавляют особых плюсов фильму.
Что касается диалогов, то они пафосные, не всегда логичны и лишены ориги-нальности и красоты. Вот лишь некоторые реплики персонажей.
- … они сражались раньше ночью?
- Нет.
- Они не сражались, как и мы ночью. Однако у нас больше потери, мне это начинает нравиться.
Умирающий воин говорит своей матери: «Много не оплакивай меня мама».
Вот еще перлы:
- Йездажид, будь мужчиной!
- В данный момент ты с трудом найдешь хотя бы одного мужчину среди Сасанидов, отстань от меня.
Вызывает чувство досады такие глупые ошибки как обращения «ваше величество», титул короля по отношению к шаху (шахиншаху) Ирана, то, что персы называют свой город Мадаин, хотя нам известно, что сами персы так не называли свой город — использовали название Ктесифон. Кто желает по больше узнать о битве при Кадисии и вообще об этом эпизоде истории, скорее всего, будет разочарован. К тому после сражения при Кадисии, в Ктесифоне оставалась небольшая группа гвардейцев, и они сдались после вмешательства Сальман аль-Фариси. В фильме это не показано.
В ходе ночного сражения, когда не видно практически ничего идет полным ходом битва, военачальник предлагает провести атаку по флангу, бред конечно.
Использование в сражение слонов — в кадре видны не понятные фигуры слонов, которые чуть больше лошади, арабы саблями, ножами, копьями убивают их.
Не точно переданы имена некоторых исторических людей — Бин Амр — скорее всего Кака ибн Амир, персидский военачальник Бахман Джадуйе (в фильме его назвали Багмат), но больше всего режет слух Йездажид (правильно обычно Йездигерд III либо Ездигерд III). Бин Ваккас — исковерканный Саад ибн Абу Ваккас. Рустум — у нас принято написание Рустам, с ударением на вторую гласную.
Работа оператора не впечатляет, снято шаблонно, музыка к фильму убогая, нет ни драмы, ни любовной линии, ни экшена, ни глубокого смысла.
Игра актеров производит впечатление дешевого балагана, ни вызывают сочувствия. В итоге, что мы имеем — попытка снять исторический экшен, наверно первый в арабском мире, должен был поднять престиж Ирака, но вышло это более чем скромно.
3 из 10
11 марта 2017