Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Свет в окне |
год: | 1980 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Аян Шахмалиева |
сценаристы: | Татьяна Тэсс, Марина Зверева |
видеооператор: | Константин Рыжов |
композитор: | Борис Тищенко |
художник: | Исаак Каплан |
монтаж: | Стэра Горакова |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 3 мая 1980 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 21 мин |
В очередной раз убеждаюсь, что спецэффекты, голые тела, мат – это, конечно, важные кинематографические приёмы (хотя в последние годы ими злоупотребляют, чтобы прикрыть непрофессионализм и халтуру), но и без них можно снять качественное, добротное кино, оставляющее с массой размышлений и впечатлений.
«Свет в окне» – фильм очень советский. Он по-советски добр, приятен, качественен. Но он и по-советски пронзителен, даже душераздирающ. Почти нет никаких полутонов, никакой подготовки зрителя, мазки полотна подчас очень резки, прямолинейны. Зрителю ничего не разжёвывается – а так и должно быть! Так и должно быть, потому что ты должен прожить вместе с персонажами их нелёгкую годину. Взрослеть вместе с Ритой. Сохранять мир в доме и в голове вместе с её отцом. Быть чутким и участливым вместе с Ириной. При этом фильм достаточно скуп на эмоции. Они все – у зрителя. Вот оно, мастерство.
Сюжет картины посвящён не столь, слава богу, частой, но всё же вполне реальной ситуации. Семья: отец, две дочери – подросток Рита и новорождённая Лена – остались без матери, которая умерла при родах. Теперь жизнь совсем другая. Рита (Маргарита Сергеечева), пожалуй, впервые сталкивается со взрослым миром, где есть потери, где люди приучаются с ними смиряться (и там появляется вынужденный цинизм – это она понимает, услышав разговоры друзей родителей, идущих с похорон), где ты сам становишься ответственным за свою жизнь. И путь этот тяжёл, Рита не взрослеет в одночасье. Сначала она винит в гибели мамы младшую сестру, потом отчаянно, с остервенением, бросается в уход и заботу о ней; отдаёт себя в жертву, и потом – ждёт от близких таких жертв. Это избегание реальности и поза мученицы становятся жизненным стилем девочки. Она в этом не виновата – никто из нас не знает, как поведёт себя в таких жутких условиях.
Но Рите повезло, мне кажется, очень повезло. У неё понимающий, добрый, внимательный папа (Юрий Соломин), который изо всех сил старается не опустить руки, не согнуться под упрёками нахрапистой и враждебной тёщи (Людмила Иванова), которую тоже можно понять, хотя её поведение не кажется разумным. Его горе не менее велико, но он всегда с семьёй – не пьёт горькую, не «зависает» с друзьями (какое инородное слово, оно вообще не сюда…), не сваливает детей на ту же тёщу.
И Рите повезло с другом. Она, конечно, морально очень быстро переросла его, но и он совсем не инфантилен – сквозь сдержанность эмоций видно, как он сочувствует девушке. И именно он говорит Рите о её чрезмерной жертвенности. А она, хоть и назвала его одноклеточным, я уверен, всё равно к нему вернулась. Потому что он – тоже её опора.
И вот в их жизни появляется ещё одна одинокая душа – медсестра Ирина (Тамара Дегтярёва). Она почти без остатка растворяется в, по сути, чужой семье, которых у неё, как у участковой, наверняка много. Эта та домашняя атмосфера, которую она много лет искала. Даже там, где недавно случилось горе, всё ещё горит свет в окне.
Перед Ритой встаёт тяжёлая дилемма. Она категорична, как подросток, но она и любит папу безмерно, хоть и не выражает этого никак. «Пустить в дом» чужую женщину (хоть и заботливую, хозяйственную, сердечную) – это ведь значит предать маму… Но и запретить папе жить дальше – предать его самого… Это непростой выбор, но Рита поступает очень мудро.
…Не перестаю восхищаться вот такими жемчужинами советского кино. Да, здесь есть шероховатости, недочёты (например, Людмила Иванова всё же по возрасту вряд ли годится в тёщи Соломину), но они с лихвой окупаются достоинствами. Все без исключения актёры показали высший класс, потрясающую работу. В одном взгляде Риты на портрет мамы, в одной позе папы на кухне в новогоднюю ночь, в одной попытке Ирины сдержать слёзы от горьких слов Риты столько эмоций, сколько ни один нынешний вопящий и пучащий глаза актёришка из российского кино выразить не сможет.
Именно после таких фильмов чувствуешь, что стал чуть лучше. И готов делать мир лучше. И после таких фильмов и в твоём окне загорается огонёк надежды.
10 из 10.
10 мая 2023
8 апреля, час дня. Сижу у телевизора, щелкаю кнопки на пульте в надежде увидеть какой-нибудь фильм. И тут на глаза мне попадается «Свет в окне» и я решила оставить выбор на этом фильме.
Итак, в центре фильма-семья, состоящая из отца и двух дочерей. Мамы нет-она умерла во время родов младшей сестрёнки Лены-теперь старшей сестре, Рите, надо будет ухаживать за ней, играть, кормить сестру, пока папа будет на работе. Поначалу Рита ненавидит Лену-ведь из-за неё мама умерла, но постепенно начинает относиться к ней с нежностью, начинает любить её.
И тут вдруг в жизни отца появляется новая женщина-медсестра Ирина, которая потом станет просто Ирой-новой любовью. И вновь ненависть появляется в душе Риты, но теперь уже к Ире-и я её понимаю:на мой взгляд, отец поступил неправильно, полюбив новую женщину меньше, чем через год после смерти жены. Под давлением Риты ира будет вынуждена на какое-то время бросить отца. Но только на какое-то.
Постепенно Рита начинает взрослеть:по-другому относится к некоторым вещам, начинает понимать смысл жизни. Теперь уже Витя-приятель, с которым она раньше занималась в секции и хорошо общалась, кажется ей «одноклеточным»,обвиняющим младшую сестрёнку Риты в том, что «мы перестали гулять нормально,«в том, что Рита плохо учится в школе. Да, действительно парень не понимает, как Рите тяжело…
Очень хороший поступок сделала Рита в конце фильма:не каждый сможет так. И конец этот даёт надежду на то, что появится тот самый «свет в окне» и всё будет хорошо, несмотря на то, что фильм в общем мрачный, но пропитан добрым замыслом.
9 из 10
9 апреля 2011
Я думаю, фильм о том, что у Бога «каждого из нас по одному». И поэтому дорог и ценен каждый, кто пришёл в мир. А когда кто-то уходит, заменить его некем. Место остаётся пустым, никому больше не предназначенным. Наверное, часто это понимание приходит только вблизи своего личного ухода, когда неизбежность конца самого себя становится очевидной.
Героине Риты Сергеечевой довелось пережить это понимание по-другому. Очень рано, почти в детстве. Из которого она вырастает на наших глазах. В том, что случилось с её мамой никто не виноват. Но как же Рите нечеловечески трудно увидеть и принять, что смерть того, кто держал и вёл её за руку, кто был частью её — смерть самого близкого, самого дорогого из всех человека, стала началом не только физической жизни её сестрёнки. Сама Рита родилась заново в ту самую страшную, самую тёмную, самую безысходную из всех ночей в её прежней уже жизни.
Этот фильм не об утрате. Нет.
Растёт Леночка, маленький человечек. А с ней, только по-другому, растёт и Рита. Учится ходить, учится разговаривать, учится танцевать, улыбаться, быть весёлой — всё заново. И уже без земной опоры. Ей только ещё предстоит понять и принять отца, оценить его, его преданность её маме — ушедшей жене. Преданность, несмотря на новую роль его — несмотря на нового человека, пришедшего в их дом. Примет ли он сам эту роль? Ответ, по-моему, не так очевиден. Отец тоже изменился в одночасье, оказался в совсем другой жизни. Наверное, он и правда не успел самое главное в той своей жизни с женой, всегда имея в виду свою любовь к ней… но… да просто сама та жизнь — жизнь совсем на другую тему. Ему даже труднее, чем Рите. И чем его тёще. Он обвиняет себя, а не кого-то и не что-то. Когда так терпелив и добр ко всем — верный признак. И когда в последний раз в прежней своей жизни срывается на тёщу, от которой все эти годы житья не было, наверное, никому в их семье.
Рита думает, что всё будет зависеть от неё самой. И та, другая, новая женщина тоже так думает. Им проще, чем отцу… Они знают выход. Отцу нужно прощение не от них — от самого себя, когда он сидит на кухне, уставившись в одну точку. Когда не видит никого вокруг, идя по улице. Обретёт ли он это прощение? Может быть. Рита, самый дорогой для него теперь человек, с таким мужеством закрыв собой всю свою же обиду и ревность, поможет ему вновь обрести мир на душе. Рита, как и Оля в фильме той же А. Шахмалиевой «Дети как дети», вновь окажется сильнее и мужественнее своего отца. Неосознанно пытаясь заполнить место ушедшей мамы, женщины рядом с отцом. И, как и Оля, переживая и преодолевая отвержение всего мира.
Этот фильм о возвращении, таком трудном, но светлом. Возвращении Жизни. Возвращении Любви. Возвращении уже навсегда. Свет в окне уже не погаснет.
10 из 10
6 июля 2010