| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7.2 |
IMDb
|
6.2 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Сицилианская защита |
| год: | 1980 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Игорь Усов |
| сценаристы: | Павел Грахов, Юзеф Принцев |
| видеооператор: | Владимир Иванов |
| композитор: | Ольга Петрова |
| художники: | Игорь Вускович, Валентина Жук |
| монтаж: | Татьяна Шапиро |
| жанр: | криминал |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
1 мая 1981 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 31 мин |
Казалось бы, обычный детектив, каких снимали немало в советское время. Экзотическим можно назвать разве что антураж - или, точнее, предмет расследования. Музей, раритетные ценности, заграничные выставки - в этот полуэфемерный мир вторгается грубая действительность, и изысканные старинные вещи становятся целью продуманного, дерзкого и в то же время невероятно пошлого, даже примитивного по своей сути преступления. Несмотря на простоту фильма, почему-то он пробудил множество мыслей. Я думала о работе следователей, вынужденных вторгаться в чужую жизнь, идущую своим ходом, и об изощрённости их ума, способности разыгрывать роли для достижения целей следствия, и о нитях, которые мало нащупать - они должны сойтись воедино для подтверждения выдвинутой версии. Причём кажущаяся простота дела может быть мнимой, уводящей в сторону. И как же важен момент соединения разрозненных деталей в стройный ряд фактов (особенно если ты на волосок от служебного расследования). Я подумала и о многообразии человеческих профессий, профессиональных коллективов, у которых есть свои собственные ритмы, свои условности и законы. Немалая доля интереса фильма как раз в том, что он показывает различные производственные 'кухни'.
Не то чтобы меня мучил главный вопрос - кто преступник. Я почти с самого начала поняла, кто это. Любопытным показалось, что, помимо основного преступления, были выявлены другие интересные нарушения и ухищрения, а больше всего мне понравилось, как тонко были встроены в сюжет линия балерины и её партия в 'Жизели' - ведь неслучайно, полагаю, был выбран именно этот балет. Правда, хочется верить, что исход для самой артистки был менее печальным. Сценаристы, мне кажется, жестоко поступили с бедной девушкой - фактически лишили её в одночасье всех иллюзий и надежд.
И да, понравился финальный диалог, давший название фильму. Не думаю, что многие знают об этой картине, но посредственной её назвать не могу, она даже немного превзошла мои ожидания. Поклонникам балета и Александра Абдулова определённо стоит на неё взглянуть.
11 октября 2025
Тут не будет эффектных погонь и ярких задержаний. Не будет перестрелок, крови и насилия. Здесь преступник необычайно умен. Он предпримет все, чтобы не выдавать себя. Это потребует от милиции выдержки и приложения интеллектуальных усилий. Это значит, что большая часть ленты будет казаться скучной, ровной и медленной.
Создатели ленты конечно в известной мере в этом фильме задают планку в изобличении преступника. Даже при выявлении факта преступления его не взять с поличным. Он лишь улыбнется и спросит: 'Ну а причем здесь я?'. Это значит, что следует его удивить, представить чуть больше подтверждений, экспертиз и иных доказательств, чем оппонент предполагает.
Для сбора этих доказательств сыщикам придется поставить на кон многое, даже семейные отношения. Один из самых ярких моментов ленты - любовная прогулка, которая на самом деле оказывается как раз оперативно-розыскными мероприятиями. Как быть, если она становится известна близкому человеку?
Тем не менее, ленте не хватает остроты, резкости, динамики, ярких запоминающихся сцен. Да и само расследование, ход мысли сыщиков, были неочевидны. Их блуждания в лабиринте версий скромно озвучивались. Не более. Лишь небольшое, но эффектное появление Александра Абдулова 'взрывает' это 'вязкое месиво'. Одной лишь своей мимикой он выводит фильм совсем на иной уровень - из скучного рядового детектива в нечто более значимое.
6 из 10
11 марта 2024
Не самый лучший, но вполне достойный советский детектив с молодым Александром Абдуловым, Николаем Волковым и прекрасной балериной Надеждой Павловой.
На одной из улиц Москвы за превышение скорости постовым милиционером задержан фургон кондитерских изделий. Водитель сбегает, а внутри автомобиля обнаруживаются вовсе не пирожные и торты, а антикварная люстра невероятной красоты.
К расследованию приступает опытный сыщик Стрельцов. Розыски приводят его в краеведческий музей, на станцию скорой помощи и даже в театр оперы и балета. Но вычислить главного злодея не удается до последних кадров. Именно тогда нам удастся понять, кто же разыграл со следствием такой хитроумный шахматный дебют — «Сицилианскую защиту».
Не скажу, что сюжет затягивает, держит в напряжении, но ждать развязки интересно. А главная удача фильма — отличные актеры. Николай Волков олицетворяет собой настоящего следователя, умного, опытного, просчитывающего свои шаги на много ходов вперед. Юный сыщик в исполнении Александра Самойлова — совершенно другой типаж — горячий, несдержанный. Абдулов в весьма нетипичном для себя, молодого, образе, но тем более занятно смотреть на него. Надежда Павлова — прелестна и в танце, и вне его.
В целом — хороший детектив получился, пересматриваю с удовольствием.
7 из 10
18 февраля 2021
Стандартный советский детектив из тех, что любил смотреть попугай Кеша («Внимание всем постам! Задержать белые «Жигули»!»)
Сюжет завязан на уникальные антикварные произведения из богемского стекла, которые кто-то пытается вывезти за границу. Занятно здесь то, что сперва обнаруживается украденное, а вот у кого оно было похищено и кем — предстоит выяснить следствию.
Тайные коллекционеры, скупщики, антиквары, искусствоведы, милиция проводит анализ стекла на ЭВМ, следователь в исполнении Николая Волкова — просто брат-близнец Стивена Ри, а искусствовед в исполнении Александра Абдулова щеголяет в костюме, как у Джона Траволты в «Лихорадке субботнего вечера» (Абдулов в нем снимался еще в «Чародеях»). Главное, чтобы костюмчик сидел!
13 сентября 2020
Очень-преочень типичный советский детектив.
Хороший, динамично развивающийся сюжет. Прекрасная, я бы сказал великолепная игра актеров Николая Волкова и Александра Самойлова, моментально веришь в их «сыщицкую» принадлежность.
Отлично сыграна, пусть и небольшая, пятиминутная, но очень красочная роль стеклодува-надувателя Лебедева. Феерично!
Сюжет динамичен и скор, без пауз и затяжек. Без нелепых несуразностей, иногда присущих этому жанру в кинокультуре СССР. Может быть только немного переборщили с «тягой актеров к переодеванию»(с), т. е. вряд ли сотрудники ОБХСС так частенько по ходу расследования прикидывались бы то журналистами, то фотокоррами, чтоб заснять тот или иной важный документ или поговорить со свидетелем — просто вызвали бы на разговор или сделали бы запрос, а не игрались бы в «шерлакхомса»… Ну да ладно, это придирка из разряда мелких, недостойных, в отличие от фильма — он хорош…
Я сознательно не писал выше о роли, которую исполнил Абдулов, ибо… Разве можно любыми словами выразить то мастерство, то отношение, которое Александр Гаврилович нес нам с экрана? Роли, обаятельных до дрожи в женских коленях, мерзавцев удавались ему всегда — и в этот раз тем более…
Я бы рискнул предположить, что эта роль — некий, как любят сейчас говорить, приквел к роли в фильме «Гений» — даже покрой пиджачка, как и типаж — один и тот же.
А в целом, благодаря замечательной игре актеров фильм очень удался, и в своем жанре занимает далеко не последнее место, где-то так на
8 из 10
2 июня 2011