| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.4 |
IMDb
|
5.7 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Сергей Иванович уходит на пенсию |
| год: | 1980 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Соломон Шустер |
| сценарий: | Николай Николаев |
| продюсер: | Евгений Волков |
| видеооператор: | Александр Чечулин |
| композитор: | Борис Тищенко |
| художники: | Георгий Кропачев, Лилия Мошкина |
| монтаж: | Татьяна Пулина |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
20 апреля 1981 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
6+ |
Длительность:
|
1 ч 24 мин |
CCСР
начало 80-х годов XX века
Сергей Иванович /Борис Андреев/ - пенсионер, оказавшийся не нужный своим детям после выхода на заслуженный отдых и страдающий из-за непонимания и одиночества
Наташа /Алиса Фрейндлих/ - дочь Сергея Ивановича, с которой он жил, пока не вмешался бывший зять, требующий размена квартиры; воспитывает дочь, в чём ей активно помогал отец
Виктор /Георгий Бурков/ - сын Сергея Ивановича, живёт в Москве, принимает в дом отца, но противостоять нежеланию жить со стариком его жены смелости не имеет
Лена /Жанна Болотова/ - жена Виктора, современная женщина, сохраняющая видимость приличия и идеальной семьи, но вспыльчивая и авторитарная
Собственно, я почти всё и рассказала. О сюжете. Хотя он не является секретом, в аннотациях, как это принято, уже всё наспойлерили.
Фильм претендует на хорошую драму, но без трагизма. Да, старику некуда приткнуться. Он мотается по городам, не находя места ни у одного из своих детей. Вернее, уголок жилплощади ему выделяют, но место для Сергея Ивановича в их сердцах словно и нет. Хотя Наташа, вроде, искренне его любит, но особой прыти противостоять бывшему мужу, сказать ему «нет» и заявить, что ни на какой размен квартиры она не пойдёт, потому что иначе её отцу негде будет жить, она не может.
Виктор – очень интересный персонаж. Его семья – москвичи. Жена как с картинки: модная, красивая, ухоженная, но озлобленная. Видимо, потому что приходится много работать и следить за домом, а от мужа помощи нет никакой, да ещё сынок – образец содержания в себе всех прелестей переходного возраста /который у него, правда, как-то поздновато начался/.
Честно говоря, вроде бы Лена и должна вызвать неприязнь, но, к примеру, я бы тоже не была довольна, если бы, придя с работы, увидела на столе следы попойки и спящего незнакомого старика в кресле, а также своего пьяного тестя на балконе. И подано всё, словно не права Лена: был День Победы, Сергей Иванович – фронтовик, привёл знакомого фронтовика /с которым познакомился только что в толпе на площади/.
И вроде бы как тут была мысль, что все должны быть благодарны людям, прошедшим войну. Да, это так. Но зачем устраивать вот эти дебоши? Типа мы всё-превсё должны сносить? Никакого личного пространства, никаких собственных эмоций – только слепая благодарность? Мы им благодарны, но и фронтовики здесь показаны не совсем хорошо. И, кстати, на мой взгляд сцена с празднованием Дня Победы очень затянута, учитывая, что это не киношная сцена, а просто снимали площадь в день праздника. Минут 5. К чему?
В финале во мне затеплилась надежда на приятный и даже несколько романтически-окрашенный финал. Но… Как-то непонятно. Видимо, показали, что у всех пожилых людей неминуемо возникают проблемы с детьми. И, учитывая, что финал открыт, я всё-таки для себя решила, что всё закончится хорошо и миленько. А вот рекомендовать ли этот фильм – не знаю. Тема поднята серьёзная, но мне в её раскрытии чего-то не хватило. Хотя в целом – неплохо.
22 сентября 2025