| Рейтинг фильма | |
IMDb
|
7.9 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Прикосновение |
| английское название: |
Sparsh |
| год: | 1980 |
| страна: |
Индия
|
| режиссер: | Саи Паранжпе |
| сценарий: | Саи Паранжпе |
| продюсер: | Басу Бхаттачария |
| видеооператор: | Вирендер Сайни |
| композитор: | Кану Рой |
| монтаж: | Ом Пракаш Маккар |
| жанры: | мелодрама, драма |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
30 января 1980 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
2 ч 25 мин |
Режиссёр и сценарист этого фильма Саи Паранжпе — женщина, что в индийском кино явление неординарное. По крови она связана с Россией: ее отец — русский, мать — маратхи. Для своего дебюта она избрала достаточно камерный сюжет, действие этой доброй, лиричной картины происходит в школе-интернате для слепых детей. Директор интерната Сурани делает все, чтобы дети не чувствовали себя обездоленными — он не позволяет воспитателям жалеть их, напоминать им хоть как-то об их физическом недостатке. Детям нужна не жалость, а любовь. Сурани играет Насируддин Шах, один из самых интересных актеров индийского кино, чьи работы связаны с фильмами режиссеров «новой волны» — Шьяма Бенегала, Гириша Карнада, Б. В. Каранта. Он актер интеллигентный, темпераментный, тонкий, умеющий в каждой роли открывать новые грани своей индивидуальности.
И здесь, играя человека, лишенного зрения, Насируддин джи предельно тактичен он не пытается разжалобить зрителя — его игра исполнена достоинства, он не прячет «острых углов» характера своего героя, для которого не прошел бесследно ни сам его физический недостаток, ни непрекращающаяся борьба с ним.
Партнершей Шаха выступает Шабана Азми, она играет Кавиту, женщину, недавно потерявшую мужа, пытающуюся отгородиться от мира стеной своего одиночества. Случайно познакомившись с Сурани, побывав у него в интернате, она проникается уважением к нему и его работе. Кавита становится воспитательницей в школе для слепых. Это событие — праздник не только для детей, которым она принесла заботу и нежность, но и для нее самой. Ее жизнь вновь обрела смысл и благородную цель. Она благодарна Сурани — больше того, она понимает, что любит этого человека. Здесь-то и обретает остроту главный сюжетный конфликт. Сурани не может допустить жертвы со стороны Кавиты, он готов даже покинуть своих учеников, лишь бы избавить себя и любимую женщину от выбора, о котором она когда-нибудь пожалеет.
Нетрудно догадаться что фильм сняла дебютантка. Повествование затянуто, подчас автор сбивается на сентиментальность, на дидактичность. Но подкупает атмосфера внимания к человеческой душе, вера в благородство и силу любви.
Чувствуется, что режиссер и актеры вложили в картину свое сердце. Насируддин Шах перед съемками надевал специальные контактные линзы, создававшие ему полное ощущение слепоты. Он ходил с этими линзами, репетировал в них, вживался в роль, но когда наступало время съемки — снимал их.
Очень символичным получился финал картины Сурани идет по пустынной утренней улице, находя дорогу по песне Кавиты, доносящейся из далекого окна — песне, которая когда-то привела его в ее дом…
27 января 2017