| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.4 |
IMDb
|
6.6 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Отец и сын |
| год: | 1980 |
| страна: |
СССР
|
| режиссеры: | Владимир Краснопольский, Валерий Усков |
| сценаристы: | Анатолий Иванов, Георгий Марков, Владимир Краснопольский, Валерий Усков |
| продюсер: | Алла Жаворонкова |
| видеооператоры: | Владимир Минаев, Петр Емельянов |
| композитор: | Леонид Афанасьев |
| художник: | Николай Маркин |
| монтаж: | Людмила Плясунова, В. Коровкина |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
31 марта 1980 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
2 ч 58 мин |
СССР
начало XX века
Роман /Вадим Спиридонов/ - коммунист, основатель коммуны, расположившейся на берегу сибирской реки, честный и смелый мужчина
Лукерья /Надежда Бутырцева/ - влюблённая в Романа замужняя женщина, чью любовь и муж её видит; несчастна оттого, что чувства её не взаимны
Порфирий /Борис Новиков/ - местный барин, наживающийся на покупке по заниженной цене пушнины у коренных народов; очень недоволен тем, что вынужден соседствовать с коммуной, несущей идеи коммунизма
Устинья /Людмила Хитяева/ - жена Порфирия, расчётливая и жадная женщина
Григорий /Сергей Мартынов/ - подпоручик Белой армии, вклинившийся в доверие к жителям коммуны и положивший глаз на Лукерью
Алексей /Андрей Смоляков/ - сын Романа, пытающийся добиться справедливости для преступников, изменивших его жизнь и жизни жителей коммуны
Надя /Ирина Нечаева/ - племянница Порфирия, унижаемая в его доме Лукерьей, где живёт, как прислуга; единственная оставшаяся в живых свидетельница преступления, изменившего жизнь Алексея
Фильм снят создателями такой советской классики, как «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов». Ни разу мною, к слову, не виденной классики. Но, думаю, тем, кто смотрел упомянутые ленты, имена режиссёров могут сказать о многом.
Мне показалось, что некоторые сцены в фильме было снимать тяжело. Например, сплав на лодке по заледеневающей реке. Видно, что там сидят не актёры, а каскадёры, скорее всего, но всё равно, некоторое уважение возникает. Вообще в картине очень много дикой красивой природы и много сцен, снятых достаточно масштабно.
Сама же история будет интересна любителям истории и упомянутого периода, в который разворачиваются события. Было удивительно, что в фильме, предполагающем наличие пылких пропагандистских речей, их оказалось очень мало. Фокус внимания сосредоточен на личности персонажей, на те события, которые влияют на их становление. И пропаганда здесь довольно ненавязчива и легка, если не считать начало второй части фильма и горячих выступлений учительницы, призывающей жителей деревни вступить в комсомол.
Мне в целом понравилось. И снято хорошо, и сюжет достаточно интересный. Разве что постоянно отвлекало несоответствие движения губ актёров и того, что они произносят. Ума не приложу, почему раньше так снимали: актёры говорят одно, а в итоге при озвучивании им говорят произносить совсем другое. Но если не акцентировать на этом внимания, то картина может многим приглянуться.
31 августа 2025
Хороших фильмов много не бывает. Поэтому тема, поднятая картинами Владимира Краснопольского 'Тени исчезают в полдень' (1971) и 'Вечный зов' (1973-1978) никогда не будет 'заезженной', как считали когда-то некоторые критики. Для сегодняшнего зрителя революционная тематика постепенно отходит на второй план, но от этого подобные фильмы не перестают быть народными. Потому что в них, как в зеркале, отражена эпоха. Георгий Марков работал над своим романом на протяжении трёх лет. В 1963 году отдельной книгой вышел первый том. Второй том - в 1964 году. Режиссёр тоже не стал нарушать внутреннюю логику романа, и снял свою картину в двух сериях: фильм первый - 'Опрокинутая тишина', фильм второй - 'Эхо далёких выстрелов'. Фильмы получились разными не только по хронометражу, но и по эмоциональному накалу.
Высочайшую планку первой части держит яркий актёрский ансамбль. Но даже в череде многих великолепных актёров дуэт Вадима Спиридонова и Надежды Бутырцевой выделяется одухотворённой игрой. Роман Бастрыков и Луша - это пронзительная история двух горячих сердец, не способных быть вместе по целому ряду причин. При этом, какие бы препоны не ставила перед ними жизнь, они всегда остаются гармоничны в своём образе духовно близких людей. Своеобразным звёздным обрамлением нераспустившегося цветка взаимности двух сильных личностей являются многочисленные коммунары, приехавшие на Васюган строить новую жизнь: Виктор Мамаев, Валерий Куксин, Алексей Ванин, Леонид Харитонов и бесподобный в роли умирающего деда Матвея - Иван Лапиков.
После трагического финала первой части начало второго фильма показалось почти инородным: прошло целых 6 лет, а кулаки взяли ещё больше власти, чем 1921 году! Здесь вся острота конфликта сводится к противостоянию батрацкой молодёжи и подкулачников. Основная эмоциональная нагрузка ложится на плечи повзрослевшего Алёшки (Андрей Смоляков) и деревенской учительницы Прасковьи Тихоновны Скобеевой (Марина Дюжева). Но после случая с пожаром антураж меняется, и местом действия вновь становятся локации первого фильма. Зритель вновь встречается с некоторыми знакомыми персонажами, главный из которых - Борис Новиков в роли 'васюганского князя' Порфирия Игнатьевича Исаева. Нужно отдать должное прекрасному актёру - позабыв своё обычное комичное амплуа, Борис Новиков создал образ, вызывающий реальную антипатию и внутреннее отторжение, а порою — даже брезгливость! Людмила Хитяева в образе Устиньи тоже недалеко от него ушла — цинизма, самодурства, жестокости в ней хоть отбавляй.
К сожалению, большой роман вместить в две серии невозможно, поэтому сценаристы - сам режиссёр и писатель Анатолий Иванов - акцентировались на самых ярких сюжетных линиях. Это, в первую очередь, бывшие белогвардейцы, успевшие вовремя 'перекраситься' и даже вступить в партию. А так же взаимоотношения Алексея и Нади (Ирина Нечаева), ради светлой жизни которых коммунары шли в тайгу. Остаётся упомянуть, что все красоты Васюгана выпали на долю Башкортостана. Именно там, на турбазе 'Башкирская Рица', 43 года назад снималась основная часть кинодилогии о становлении Советской власти в Сибири. И последнее. По роману Георгия Маркова 'Отец и сын' в 1971 году Виктор Рыжков снял двухсерийный телеспектакль 'Коммунары'. Спектакль такой же искренний и правдивый, как фильм Владимира Краснопольского.
8 февраля 2023