Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Незваный друг |
год: | 1980 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Леонид Марягин |
сценаристы: | Дмитрий Василиу, Леонид Марягин |
видеооператор: | Юрий Авдеев |
композитор: | Ян Френкель |
художник: | Феликс Ясюкевич |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 марта 1981 г. |
на DVD: | 14 мая 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Вообразим героев Роммовских «9 дней одного года» перенесшихся из романтичных и полных надежд 60-х в самое начало унылых 80-х, которые позже окрестили «застоем». Вместо полутемных коридоров грозной и загадочной атомной станции представим лабораторию какого-нибудь заштатного НИИ в областном центре, вместо молодой, красивой, раскованной, остроумной ученой молодежи — озабоченных нудным бытом и мелкими житейскими проблемами сорокалетних завлабов и кандидатов наук.
Фильм «Незваный друг», в котором героев «застывшего» времени воплотили Олег Даль (это была его последняя роль в кино) и Олег Табаков, нетороплив и, как-то по-особому, пронизывающе печален.
Когда-то подававший надежды ученый (Даль) возвращается из провинциального изгнания, готовый принести на алтарь науки свою выпестованную в одиночестве научную работу по актуальной теме. Его более успешный друг (Табаков) готов помочь, устроить в институт, похлопотать перед ученым советом, подсказать, где еще надо совершить массу мелких услужливых движений. На периферии сюжета и в эпизодах возникают другие узнаваемые типажи и замечательные актеры — Ромашин, Гундарева, Рыжов, Алферова, Санаев, Белохвостикова.
Даль играет своего же Зилова из «Утиной охоты» («Отпуск в сентябре»), выбравшегося из пьяного отчаяния — но по-прежнему эгоистичного до грубости, прямого до безжалостного цинизма. Табаков как всегда уютен, округл, но и затаенно несчастен, чем-то похожий на своего героя из «Полетов во сне и наяву» — и здесь его актерская работа даже тоньше, чем у Балаяна.
Очарование фильма даже не в актерском дуэте двух Олегов (кажется, это единственный их совместный фильм; в жизни, говорят, актеры друг друга недолюбливали), а в невысказанной тоске по молодости, которая осталась для героев, как нетрудно понять, в тех самых шестидесятых. Режиссеру Марягину удается передать главное и самое ценное, из-за чего стоит снимать подобные фильмы — дух времени.
Тоскливое время, в котором барахтались, сопротивлялись, как могли, живые люди. Не зная том, что их ждет впереди.
7 из 10
27 августа 2015