Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Из жизни отдыхающих |
год: | 1980 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Николай Губенко |
сценарий: | Николай Губенко |
продюсер: | Владимир Дудин |
видеооператор: | Александр Княжинский |
композитор: | Исаак Шварц |
художники: | Александр Толкачёв, Татьяна Личманова |
монтаж: | Полина Скачкова |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 мая 1981 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 24 мин |
Пересматриваю этот фильм много раз. Он как бальзам для души, которая хочет грустить, вспоминать, раскаиваться...
И вот только сейчас я поняла, что героиня Болотовой просто не могла оказаться ТОЙ ЖЕНЩИНОЙ, которую почти полюбил герой Адомайтиса. Она для него 'прокололась' в эпизоде с цыганами. Тогда он с удивлением, с неким ужасом смотрит на ту, которую он уже почти признал своей, выделил ее из толпы, которой доверил свою историю. Как? Неужели? Разве ТА ЖЕНЩИНА могла бы приплясывать с цыганами? Да она ведь такая же мещанка, как и все остальные - повар, выдающий себя за дипломата, старая кокетка, сплетничающая с потрепанным жизнью и алкоголем гитаристом-любителем, простой и примитивный в своих шутках колхозник, жеманная, но простецкая дамочка, притворяющаяся недужной, чтобы привлечь к себе внимание... Все они - маски, персонажи давно известной пьесы. Лишь ОНА казалась вышедшей из другого мира, неземной, все понимающей и всепрощающей, той, что как звезда на небосклоне озарила жизненный путь героя Адомайтиса.
Но она уже в сцене подготовки к первому знакомству выдает себя. Быстро перебирая вещи, она хватается за парик - дурацкий парик с букольками. Такой вещи не может быть у БОГИНИ. А ведь именно этот парик, который она примеряет в течение пары секунд, выдает ее простоту и заурядность...
18 августа 2024
Неделя просмотра советского кино об отдыхе на море и на юге. Фильм 3-й.
Следующий фильм нашей недели, на курортную тему на юге, «Из жизни отдыхающих» 1980 года выпуска. Раньше этот фильм никогда не видела. И узнала о нём только когда начала искать фильмы по тематике на неделю нашего просмотра.
Поздняя осень на Южном берегу Крыма. Холодное море. И скука, скука... В одном из пансионатов собралась пёстрая публика, вынужденная придумывать себе развлечения... В этой обстановке бесконечных разговоров о здоровье и его отсутствии, пересказов бытовых драм и обязательного курортного флирта зарождается любовь двух немолодых людей Надежды Андреевны и Алексея Сергеевича. Он - талантливый хирург, переживающий душевный кризис, она - разведена и имеет уже взрослую дочь...
...Осень. Бархатный сезон на Черноморском побережье подошёл к концу, и зарядили тягучие, моросящие дожди. Но атмосфера Дома отдыха берёт своё - дни отдыхающих проходят за обстоятельными, неспешными разговорами, нехитрыми развлечениями, мимолётными курортными романами...
В памяти надолго остаются тронутые желтизной рощи и туманы над побережьем, мокрые асфальтовые дорожки и сине-сиреневые сумерки, вдохновенно снятые оператором. Чуткая камера, точная расстановка акцентов создают элегическое настроение. Несколько аморфные образы влюблённых в исполнении Регимантаса Адомайтиса и Жанны Болотовой идеально вписываются в изысканно-лирическую композицию кадра. Но надо отдать должное Николаю Губенко - все остальные роли этой драматической комедии выписаны ёмко, сочно, иронично. Актёрский состав подобран редкостный.
Пожалуй, одну из лучших своих ролей сыграл здесь Ролан Быков. Его массовик-затейник искрится каскадом энергии, жизнерадостности, за всем этим трогательно проглядывает душевная незащищённость, готовность делать добро, беззаветная преданность искусству. Герой Быкова из месяца в месяц организует «здоровый отдых трудящихся». Казалось бы, могло уже и надоесть. Но надо видеть, с каким исступлением, с полной самоотдачей этот «работник культурного фронта» репетирует очередной незамысловатый номер самодеятельности. И нет-нет, а блеснёт в его глазах печаль… Быков хорош! Маленький, с тяжёлым аккордеоном. Подвижник, вся его жизнь в курортниках. Он искренне к ним привязывается. И каждый раз искренне грустит, когда они уезжают с курорта.
На курорте, освобождаясь от привычных бытовых забот, люди всегда становятся несколько иными, чем обычно, иногда даже кардинально меняют свой «имидж». Но авторы не стремятся обличать своих, порой смешных и недалёких персонажей. Мне кажется, они больше грустят, чем смеются. Вспомним хотя бы эффектную фразу в эпизоде прощального банкета: оборванная на полуслове зажигательная песня цыганского ансамбля, и сразу же едва различимое в полумраке мерцание потухших люстр, пустые столы и абсолютная, мёртвая тишина. Окончен бал...
Задумывая новый фильм в конце семидесятых, режиссёр держал в уме произведения Антона Павловича Чехова. И создавая сценарий, он во многом использовал чеховские приёмы: неспешные отношения уже зрелых мужчины и женщины, время, которое очень медленно движется, атмосфера, в которой мало суеты и почти ничего не происходит. Но при этом много раздумий, размышлений и, конечно, чувств.
Губенко задумал историю о зарождающихся отношениях и решил, что герои встретятся в обычном советском санатории. Ради этого он даже сам отправился в такой санаторий и наблюдал там за отдыхающими. После «рабочего отпуска» и появился сценарий фильма.
Отдельно стоит сказать о нескольких актёрах, которые выступили в несвойственных для себя образах. Роль кокетки в возрасте и привереду сыграла Мария Виноградова, которая чуть ли не в первый раз за десятки лет оказалась не в эпизоде, а почти на первом плане.
Натуру для съёмок нашли под Ялтой (эх, сразу вспомнила нашу поездку в Ялту, это незабываемо). Это был старый санаторий, в котором царила лёгкая атмосфера запустения, эдакое «дворянское гнездо», которое уже некому поддерживать. А ностальгический чеховский дух поддерживали нескончаемые туманы, которые постоянно заполоняли кадр. Это не было случайностью: оператор намерено использовал такой приём, чтобы фильм стал похож на невесомый лиричный сон. Отчасти туманы были реверансом и в сторону итальянского кино новой волны, поклонником которого был Николай Губенко. Кстати, из-за туманной мутности рассказ из жизни отдыхающих смотрится почти монохромно, хотя фильм снят в цвете.
В 1980 году фильм фильм вышел в прокат и сразу же стал предметом споров. Актёрскую игру все оценили, но вот сама идея фильма оказалась близка только части зрителей.
Без всякой пошлости, без ругани. Течение действий неторопливое, даже в чём-то элегическое, размеренное. Даже выступление цыган не сбивает с этого ритма. Люди утром охотно выполняют физические упражнения под аккордеон фанатика своего дела, сыгранного Роланом Быковым.
Сюжета, собственно, особого нет. Фильм «стоп-кадр». Очень разные люди. Говорят, шутят, размышляют о своей жизни. На время этого короткого отдыха у них появилась возможность остановиться, отдышаться, отдохнуть. Жизнь, она у всех нелёгкая. И завтра - опять бежать. А сегодня у них - море, листопад... любовь. Если задуматься, ни один разговор в фильме не наполнен смыслом. Всё пустое, бессмысленное и проходящее, как наша жизнь в целом. На мой взгляд сюжет в этом фильме ничего не значит. А фильм просто о нашей жизни, о блужданиях в пустоте и тумане, о её быстротечности и бестолковости. И думаю неслучайно антуражем служит осень и туман. А люди на этой планете как отдыхающие в пансионате: встречаются, говорят каждый о своём, расходятся и продолжают свой бег в пустоте…
Есть такое кино, при просмотре которого постоянно ловишь себя на мысли, что улыбаешься, как Чеширский кот. «Из жизни отдыхающих» из их числа. Смотреть можно бесконечное количество раз. Фильм-бальзам. Той атмосферы, которой он пронизан, так не хватает в современной жизни.
Прекрасный фильм. Очень нравится его ироничность, ненавязчивость действия, тонкий лиризм, прекрасные актёрские работы. Я считаю, что этот фильм, к сожалению, не оценён зрителями по достоинству.
А Крым, он и осенью Крым, и море осеннее прекрасно, и пейзажи великолепны, и люди чудесные, не смотря ни на что. Даже когда киношники снимают кино, и по набережной скачут всадники на лошадях, это мало отвлекает отдыхающих от их меланхолии.
Чудесная история эпохи позднего «застоя», снятая с душой, от всего сердца и сыграна с полной отдачей замечательными актёрами советского кино.
Для меня этот фильм шедевр. Над каждым эпизодом можно рассуждать и по-доброму посмеяться. Конечно, Мария Виноградова это прелесть. Нравится момент, когда уже все ухажёры были разобраны, как она кладёт голову на грудь Буркову, и какие у них лица в эту минуту. А как все танцуют в конце, особенно Ролан Быков, «с каким выходом»...
И самое прекрасное это пора, в которую снимали фильм - южная осень. Будь это лето или зима, уже бы так притягательно фильм бы не смотрелся. Смотреть фильм - сплошное удовольствие. И несмотря на унылые осенние краски и неспешный ритм, остаётся приятное послевкусие.
10 из 10
24 апреля 2024
Даже не зная года создания фильма, можно довольно четко определить узкий временной интервал, заключающийся даже не в цифрах, а в термине, определяющем ту эпоху. Застой. Тотальная серость, безликость и посредственность, вдруг возведенные в абсолют. Застой и стагнация во всем: в остановившемся времени, межсезонной хмари, затхлом полуразрушенном антураже, фальшивых декорациях, пустых разговорах, лживых людях, играющих не свои роли (и играющих их из рук вон похабно), нарочитой показной безмятежности… И скука, всеразъедающая, убийственная скука, из которой, кажется, не хватит сил вылезти.
Правда, сегодня для ругательного когда-то слова «застой» придумали более привлекательную формулировку — «стабильность». Но и этого, к ужасу, оказалось достаточно, чтобы вновь подсунуть ее непритязательному народонаселению, безоговорочно доверяющему вечному генсеку и «линии партии»…
Интересно, советские зрители, впервые увидевшие эту пастельную зарисовку позднего брежневского застоя, смогли ли уловить то чувство безысходности и невозможности больше терпеть это гнетущее безвременье, затхлость и беспросветный гнетущий туман? Я не смотрел этот фильм в 80-м году. Да если бы и смог посмотреть «эту тягомотину» в свои 12—13, вряд ли смог уловить это, буквально висящее в воздухе, настроение неминуемых и скорых грядущих перемен, спустя каких-то несколько лет сметущих всю эту показную благость и фальшивое благополучие.
И доцентам придется стоять у переходов метро, продавая водку по талонам, а трактористу-передовику придется заколотить свой дом в развалившемся совхозе и податься в город крутить баранку старой копейки. А престарелую «графиню» кинут черные риэлторы ради ее квартиры в центре. И только старый массовик-затейник без возраста в заштатном пансионате все также будет встречать у пристани новых отдыхающих…
Потому что, по словам профессора Преображенского, застой — он не в общественном и политическом строе, и не в обветшалых фанерных декорациях. Он в головах людей.
Кто бы мог подумать, что фильм будет смотреться так актуально и в 21-м году 21-го века в стране, где по-прежнему работает все тот же массовик-затейник, все также призывающий с крымской пристани сквозь липкий туман гордиться памятью былых великих достижений предков на фоне трухлявых, насквозь прогнивших декораций, построенных не им и задолго до него прежними цивилизациями.
Да здравствует стабильность!
Baddy Riggo, 24.04.2021
24 апреля 2021
Совершенно не советский фильм об отдыхе в советском пансионате. Фильм — атмосфера и фильм — медитация, фильм — размышление.
Как часто люди друг друга не слышат, не понимают, даже не пытаются услышать и понять! Каждый преследует какую-то цель. Кто-то хочет любви, кто-то просто весело провести время… И на протяжении всего фильма люди говорят, говорят, говорят… Каждый о своем! Каждый находится в своем коконе. Может быть это не фильм об отдыхающих, может это фильм в целом о нашем обществе, где каждый человек окружен другими людьми, но при этом он бесконечно одинок, глух и слеп! Он просто кричит о том, что его интересует и никто его не слышит и не слушает, ведь все одинаковы…
Как один из персонажей, пожилой джентльмен, который на протяжении всей картины пытается найти то домик, где жил Пушкин, то дачу Толстого. Но никто не может ему помочь да и сам этот искатель в пустоте и тумане не знает на самом деле, что ему нужно. Что ищет человек, куда стремится? Может быть все просто искатели в тумане, мы все в погоне за призраками. Все, чем мы живем — мимолетные встречи, связи, мимолетные радости и печали…
Но если и не пытаться искать какие-то смыслы в этой картине, можно просто приятно провести время, наслаждаясь прекрасной игрой любимых актеров, а их здесь целая плеяда: Бурков, Быков, Федосеева-Шукшина, Болотова, Виноградова… Это именно тот фильм, который нужно смотреть в пледе, с котами и какао, а может и с рюмкой коньяка, чтобы ненадолго перенестись в осенний Крым.
23 июля 2020
Бывает такое, что в одном возрасте фильм кажется ужасным и нудным, а через 10 лет он уже покажется шедевром. Фильм «Из жизни отдыхающих» наверняка понравится людям постарше и вряд ли будет оценен молодежью.
Мне 26, но еще лет пять назад я бы этот фильм не оценила. В нет избытка действия, он весь такой плавный, текучий. Я бы сказала, он очень атмосферный. Это хмурое море, серая погода. И взрослые люди. Такие разные и такие похожие. Такие одинокие. Возможно, они и сами не всегда это понимают. Все же иногда необходимо оторваться от семьи, от общества, в котором живешь и вот приехать в санаторий. Не в сезон. Чтобы просто побыть наедине со своими мыслями. Возможно, найти родственную душу. А может, найти себя.
Прекрасный фильм дополняет прекрасный актерский состав. Бурков, Солоницын, Болотова, Федосеева, Адомайтис. Конечно, Ролан Быков. Он как-то объединяет всех героев, таких разных, в одну компанию
Сначала они внутренне этому сопротивляются, но в сцене прощания уже не могут сдержать чувств.
Плюсом идет и музыка, она вообще всегда участвует в фильмах Губенко как отдельный герой. В итоге фильм становится настоящей картиной, со своими цветами, оттенками. Будто поработал импрессионист.
Всем, кто настроен на атмосферное кино, рекомендую.
8 из 10
4 сентября 2019
Прекрасный фильм. Сценарий и режиссура одно восхищение. Я бы сказал, что фильм сделан какими-то воздушными мазками. Несколько мазков невидимой кисточкой — и нарисован фрагмент отношений между героями Ж. Болотовой и Р. Адомайтиса. Еще несколько взмахов и отношения между Г. Бурковым и М. Виноградовой. И так фрагменты за фрагментом человеческих отношений, и на экране Фрагмент из жизни отдыхающих. Н. Губенко, режиссер и сценарист фильма, придумал прекрасный ход — он не стал акцентировать на ком-то действие фильма. Я бы сказал, что в фильме в действительности — нет главных героев. На всех действующих лиц отводится примерно одно время. Просто отношения Ж. Болотовой и Р. Адомайтиса серьезней чем у других. И этот Фрагмент из жизни отдыхающих может коренным образом изменить их жизнь. В то время как для других это время — обычный безмятежный отдых либо мимолетный курортный роман. Монолог героя Р. Адомайтиса о прожитых годах и о своем возрасте (его герою 42 года) просто непередаваем. Увы, но понять этот монолог можно только тогда, когда тебе самому уже за сорок.
Однозначно 10 из 10
15 ноября 2014
Есть фильмы, которые затрагивают и будят в зрителе целую гамму эмоций. И выносишь фильм, как нечто большее, чем сюжетно-диалоговый дуэт, выносишь настроение картины, целый мир, заключенный в этих девяноста минутах. Он живет, дышит, существует, проникая с экрана в реальность бытия. И на время просмотра, подменяя собой жизнь, долго еще не хочет отпускать, возвращая чудные воспоминания.
Не просто фильм, но работа живописца, материализованная сложным цветом, напоминающая полотна импрессионистов с их живыми мазками, которые из кажущегося хаоса оказываются стройным повествованием, надо только правильно увидеть. Сложные сочетания красок терракотовой осени, падающей цветом к ногам героев. Краски мокрого неба, тяжелым свинцовым оттенком, нависшие над грязным бутылочным морем, бьющимся о темные валуны. Последняя поредевшая зелень, насквозь пропитанная осенним дождем, с тонкими обнаженными ветками — признаки скорой осенней старости, пустого времени для курортного местечка. Запах моря, влажный прохладный воздух, пустынная пристань с кружащими над ней крикливыми чайками. Мокрыми струями стекающие окна. Сумеречно. Грустно. Тоскливо. Промозгло… И так невыносимо прекрасно в этом засыпающем санатории, куда судьба прихотливо собрала в этот неурочный момент времени столь разных отдыхающих.
Сюжетных перипетий здесь не будет. Все очень просто. Непохожие друг на друга люди, со своими представлениями о мире и о себе. Не без недостатков, не без достоинств. Разные, как сама жизнь. Их судьбы тесно сплелись в этот короткий момент и, возможно, уже никогда больше не пересекутся. Краткий миг единства времени, места, действия. И у каждого он свой, и у всех он общий…Все в этом фильме зыбко и непостоянно: и погода, и отношения, и встречи — это и составляет особую прелесть картины.
Курортный несезон обладает особенной красотой: нет толп загорелых туристов, нет шума и суеты, и можно в тишине и единении с природой найти покой и умиротворение. Таким покоем и пронизана эта тихая история: неспешно и негромко движется время в картине, полутона, полубытие. На тонких оттенках настроения раскрываются характеры главных героев, нашедших друг друга в этой дождливой случайности.
Говорить об актерских работах, о работе режиссера и известнейшего гения-оператора Александра Княжинского хорошо — ничего не сказать. Этот гениальный унисон всевозможных составляющих и родил такой чудный, атмосферный, эстетский во всех отношениях фильм. Фильм, пронизанный настроением, атмосферой, запахом, вкусом, в который непременно надо вернуться, как в любимое место на земле. Теперь оно есть, оно ждет. Ждет именно тебя, и потому встреча непременно случится опять…
19 июля 2010
Хотите хорошо отдохнуть от шума и суеты — посмотрите этот фильм. Плюс классификатор распространненых у нас типов (приятно ведь узнавать своих знакомых). Плюс краткое и четкое пособие как понравиться красивому умному мужчине. Плюс живое море. Плюс прекрасная музыка. А как поют цыгане! Ой-е-е-е-ей! Есть немножко от Антониони, Феллини, Бертолуччи и др. Ну почему бы не взять у великих самого хорошего? Тогда все немножко драли. Но это придало мистичность. Как сказал персонаж фильма — «ну надоел это реализм».
Наши артисты итальяшек за пояс затыкают. Я считаю, здесь лучшие роли Федосеевой-Шукшиной, Солоницына, Болотовой, Быкова (хотя он везде великолепен).
Фильм не устаревает. И я его периодически пересматриваю. Отдыхаю.
10 из 10
21 марта 2010
Фильм особенно актуален в наше время, где по-большей части на экране присутствует насилие, и встречается некачественная игра актёров. От фильма исходит умиротворение, спокойствие, доброта. Умиротворение и спокойствие потому, что видишь, как люди отдыхают, без суеты, они словно в сказке находятся, все домашние заботы в основном оставлены там же.
Очень хорошая музыка, сопровождающая фильм только усиливает все эти чувства.
10 февраля 2009