Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Холодные закуски |
английское название: |
Buffet froid |
год: | 1979 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Бертран Блие |
сценарий: | Бертран Блие |
продюсер: | Ален Сард |
видеооператор: | Жан Пензер |
композитор: | Филипп Сард |
художники: | Теобальд Мерисс, Мишель Эрф |
монтаж: | Клодин Мерлен |
жанры: | комедия, драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 декабря 1979 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 29 мин |
Драматургия абсурда и парадокса в «Холодных закусках» увлекает с первого же диалога. В очередном блистательном сценарии Бертран Блие превзошел и Беккета, и Ионеско. Чего стоит разговор Альфонса Трама (Депардье) с убийцей его жены (Жан Карме):
- Вы Альфонс Трам?
- Возможно.
- Я хотел бы поговорить с вами.
- О чём?
- О вашей жене.
- Вы знали её?
- Я её убил.
- Входите. Вы уже ужинали?
«Холодные закуски» — это, собственно, трупы, которые в этой черной комедии прибавляются на каждом повороте сюжета. В абсурдных, на первый взгляд, фразах работает железная логика «театра парадокса». Ясно, например, что по существу современное общество — тот же самый первобытный каннибализм, но только в благородной упаковке. Нынче человека «съедают» на работе, заедают дома. Какой-нибудь, приличный на вид, Ганнибал Лектор с научной степенью заявляет о необходимости принудительной смены поколений (тех именно «совков», что не вписались в рынок). А в повседневной жизни мы и сами прекрасно знаем, как эффективно решается проблема с человеком — его «заказывают».
Понятно, что тотальное лицемерие и социал-дарвинизм — это мишени «Холодных закусок». Но, методика Бертрана Блие, оттачиваемая от фильма к фильму, намного глубже. Социальная сатира не упакована здесь в оболочку драматургии абсурда, как конфета в фантик. У Блие художественные задачи вообще не подчиняются внешнему мессиджу. Вот и с этими многочисленными убийствами в фильме — в спектр того, что нас убивает включаются самые разнообразные факторы. Из полной классификации «Холодных закусок» мы узнаем, что убивает некоммуникабельность, супружеское отчуждение и невнимательность (недаром убийца выговаривает мужу: «И вы её отпустили одну по этим пригородам!»), разочарование в жизни, одиночество, медицинская ошибка в диагнозе, камерная музыка и т. д.
Судите сами, насколько однобока и неточна любая монопольная интерпретация этой затейливой танатологии. Полутоновый эстетский юмор Бертрана Блие — это тоже не средство и не форма. Задолго до того, как Жижек превратил анекдот и шутку в самостоятельный метод современной философии, Блие уже использовал «философское смешное» как технику более глубокого понимания. Ясно же, что в эпоху постмодерна говорить слишком серьёзно о серьёзных вещах почти невозможно. Попробуйте высказаться без всякого юмора о любви — рискуете показаться маньяком. О политике — окажетесь идеологическим зомби. О религии — прослывете фанатиком-фундаменталистом. И, напротив, лучший способ победить в политическом, моральном или религиозном споре — иронически высмеять противника. Хочешь действенно объясниться в любви — используй улыбку и легкий юмор.
Отсюда «философское смешное» — это понимание через смешное. В данном случае, это целостное понимание социального абсурда, превратившего убийство в «изящное искусство» и повседневную реальность. Юмор тут именно как у Де Куинси: «Стоит только человеку не в меру увлечься убийством, как он очень скоро не останавливается и перед ограблением; а от грабежа недалеко до пьянства и небрежения воскресным днем, а там — всего один шаг до неучтивости и нерасторопности».
Картина менее целостная (как, например криминальная рубрика в новостях, акцентирующая внимание на частных случаях насилия и убийства) является ложной, как бы она при этом не старалась нас шокировать и мобилизовать. В «Холодных закусках» все убивают всех. Делают это с поводом и без повода, на работе и дома. К сожалению, это единственно верное изображение нашей социальной жизни. А поскольку правильной точки зрения (или морально правого персонажа) в фильме нет, то, идентифицирующий себя с одним из героев фильма, зрителей тоже оказывается убийцей. И как показывает психоанализ, на уровне бессознательного зритель боевиков или фильмов-катастроф действительно ощущает себя преступником: он мысленно «подталкивает» действие к эскалации смертей и насилия.
Один из уроков кинематографа моральных парадоксов: будешь кидать камни в осуждаемого всем обществом убийцу — прибереги камень и для себя.
10 из 10
30 ноября 2017
Ключом к понимаю картины видится ответ героя Депардье, на вопрос случайного человека в метро о целях его преследования — «Мне нужна компания для того, чтобы поговорить. Люди перестали общаться». Одиночество городских многоэтажек способно подтолкнуть людей, утративших дар общения, и на более абсурдные поступки, чем, например, скрытие преступления или переезд пятиминутной вдовы к первому встречному.
При отсутствии возможности сделать глубокий вздох полной грудью и почувствовать жизнь, смерть становится настолько обыденным явлением, что упоминание о ней за пьяным вечерним столом даже не заставит хоть немного учащенно биться сердце. Но в конце проскакивает одна маленькая, но очень важная деталь — речь идет только о чужой смерти. А когда лично тебя подводят в последней двери, то твоей реакцией будет не прием от сопровождающего ключа, а лишь крик «Я хочу жить!»
14 февраля 2012
Пожалуй, большего количества цинизма, сарказма и абсурдного чёрного юмора, в кино, я ещё не встречал. Картина представляет собой приторно-яркий трансцендентальный полуторачасовой манифест на тему бытия. Как у Мамлеева, только без натуралистичности. Всё как в сказке.
Это самое кино изобилует странными, для не подготовленного зрителя, диалогами. Абсурд происходящего достигает точки кипения, и взрыв, казалось бы, неминуем. Но нет, точка кипения достигнута и более не перемещается, стоя на одном месте до самых финальных титров.
То, что показано в фильме — лекарство от депрессии и скуки. Возможно, даже правила поведения в экстремальной ситуации. « — Что нужно делать для того, чтобы ваши нервы находились в полном порядке? — В хорошем смысле, с цинизмом относится ко всему происходящему вокруг вас». Однако, не это главное в фильме. Думаю, главным, для Блие было показать каждую часть социума изнутри. Вскрыть правду-матку. Все персонажи, как один, напоминают большинство преступников из жизни. Мелкий, трусливый неудачник — убивает только лишь беспомощных женщин; другой неудачник, мающийся от отсутствия работы — ищет заработок в преступлении; отъевший харю мусор — закрывает глаза на преступления; подлая красавица и т. п. персонажи пропитывают картину и создают мир, полный чистоты. В том смысле, что никто ничего не скрывает. Ни кого не мучает совесть, либо холодный пот. «- Здравствуйте, я убил вашу жену. — Заходите, пожалуйста! Вина?». Вот примерно в таком стиле и создано это кино.
Мамлеева я не зря вспомнил. Ощущения, после просмотра картины Блие и прочтения любого из романов Мамлеева, практически одинаковы. Мне хочется жить, а вся эта грязь — там, на страницах книги, и на экране монитора. На не большой отрезок времени кажется, что жизнь прекрасна (хотя это не так) и человек способен жить вечно, не впадая в уныние и не читая криминальные хроники. Кино открывает в тебе чувство понимания происходящего, как если бы человеку дали сначала какую-нибудь китайскую электронную хрень, с кучей деталей и кнопок, а потом уже инструкцию к ней.
Такое кино нужно смотреть. Кем бы ни был ты, друг, читающий это.
25 декабря 2011
Отвратительно хороший фильм. Он не широк и не многогранен. В нем нет трагедии — смерть, причиненная главными героями возвращается к ним же самим и сами они друг другу готовы перегрызть глотки. Здесь нет морали, здесь есть предательство.
30 июня 2011
Псевдосоциальный фильм Бертрана Блие «Холодные закуски» поражает эпическим размахом, поистине чёрного юмора и небывалым фарсом происходящего. С первых его минут погружаешься в мир, где через секунду может случиться что угодно и где лишь нож является аргументом с которым не поспоришь. Полное отсутствие линейности происходящего и пафосная манера повествования, держат в ошеломлении на протяжении всего фильма, да и после финальных титров придётся сильно подумать, чтобы сообразить какой гениальный фильм был только что посмотрен.
Один замечательный человек мне посоветовал посмотреть этот фильм, за что я ему искренне благодарен и увидев собственными глазами, я теперь могу сказать что этот фильм гениален. Трудно писать о таком фильме, но я попробую. Как вообще отличить гениальный фильм от обычного или даже очень хорошего? У меня при просмотре такового возникает странное ощущение чего-то неописуемого. Ошибиться невозможно. Вот и смотря в милейшее лицо Жерара Депардье и видя как он кидает нож человеку в спину, я моментально влюбился в этот фильм.
Жерар Депардье — один из любимых актёров моего детства, и посмотреть что-то невиденное мною, для меня это просто радость. Но как я был удивлён увидев его в таком амплуа. Его роль настолько неоднозначна и интересна, что описать её словами невозможно. А как он играет. Смотрел с субтитрами и просто тихо кричал от радости и счастья. Такие удивительные интонации, такая мимика, такие движения. Всё не то что на высоте, всё божественно. Настолько милый и весёлый персонаж, что невозможно не быть очарованным им. Что бы он не совершал, ему можно всё простить, ведь он говорит что не делал этого. Браво Жерар, пожалуй, лучшая его роль из мною увиденных.
Остальные актёры тоже не отстают. Бернар Блие — в роли начальника полиции потрясающ. Такой обаятельный и странный, что может ещё обойти Депардье. А его выходки и реакция на происходящее, тонко списаны с жизни. И оглянувшись невольно начинаешь узнавать Бернара Блие в разного рода нечестивых начальниках. Жан Карме — неподражаем в роли маньяка. Он передал свой образ не жестоким циником, а чутким и ранимым. Невольно улыбаешься когда он достаёт свою фирменную связку ключей и на секунду задумывается. Восхитительно.
Сюжет — великолепная смесь из чёрной чёрной сатиры и самого жгучего триллера. Настолько всё проработано, такой уровень задумки и такой уровень исполнения, что аналогов почти не существует. Всё действо так уморительно и непредсказуемо, так неповторимо и захватывающе, что просто теряешь дар речи. Для меня «Холодные закуски» стали одним из эталонов комедии. Именно таким я хочу видеть юмор, именно так я хочу смеяться, именно так всё должно быть непредсказуемо. Пускай диалоги немного пафосны, пускай местами ничего непонятно, но я хочу сам решать где смеяться, я хочу сам додумывать историю. А в этом Бертран Блие отрывается на полную катушку. Он даёт огромный простор для фантазии. Поэтому один и тот же фильм при следующем просмотре будет казаться совершенно иным, чем в прошлый раз. В этом одна из изюминок этой картины.
Роковые женщины, многоуровневая сюжетная линия, в которой чёрт ногу сломит, и просто горы трупов, причём ни единой капли крови, делают фильм неимоверно привлекательным для любителей триллеров и криминальных комедий. Диалоги колоссально проработаны и настолько великолепны, что я смеялся до боли животе и до слёз. Давно я так не смеялся. В этих диалогах высмеивается не только халатные служители закона, но и всё общество. Каждый, кто хоть единожды промелькнул в кадре, был либо убит, либо был осмеян и унижен. Но унижен и осмеян очень тонко, так что понимаешь это намного позже фильма. Юмор здесь такой жестокий, но настолько мягкий, что не создаётся атмосферы напряжённости, а создаётся атмосфера тёплой дружеской шутки. Я даже до финальных титров сомневался, не сон ли это? Думал что сейчас все убитые встанут игромко рассмеются. Но этого так и не случилось, что и к лучшему.
Я после фильма решил осмыслить о чём же фильм. После долгих размышлений пришёл к выводу, о том, что могут натворить безработный, начальник полиции и маньяк. Никакой логичности, никаких клише, лишь искромётная фантазия сценариста, неописуемый взгляд режиссёра и обаятельная харизматичность персонажей. Что самое странное, ни одной сцены с толпой народы, кроме толпы полицейских. Город опустел. Словно все здравомыслящие убежали прочь, остались лишь убийцы и их жертвы. И кто же оказывается в ряду убийц? Доблестные стражи правопорядка. Тонко подмечено, не правда ли?
Всё настолько противоречиво, что теряешься в догадках. И суровые с виду убийцы боятся темноты, ночных кошмаров и скрипок. Но лишь убивая к ним приходит облегчение. И убийство здесь не преднамеренное действие, а спонтанное течение событий. Но всё довольно прилично. Ни обнажёнки, ни крови, ни насилия, лишь детские шалости. Никаких приёмов чтобы завлечь зрителя, лишь уморительное действо и великолепная реализация.
Вот и исчерпал себя мой словесный фонтан. Напоследок добавлю, что смотреть стоит в оригинле и ночью — для максимального наслаждения. А так, я открыл для себя великолепного режиссёра и гениальный фильм. Смотреть чтобы получить истинное наслаждение(не баунти), и увидеть шикарную игру потрясающих актёров в одном из самых чёрных и сатирических фильмов, что я видел.
10 из 10
26 марта 2010
Несмотря на то, что в карьере Бертрана Блие сразу несколько картин претендуют на культовый статус — «Холодный закуски», несомненно, одна из лучших работ скандального французского режиссера. Прославившийся в 70-е годы такими яркими лентами как «Вальсирующие» и «Приготовьте носовые платки» с неизменным Жераром Депардье в главной роли, Бертран Блие одновременно привлек к себе внимание современного зрителя и в тоже время вызвал негодование со стороны различных цензурных комитетов, требовавших ввести ограничения на весьма смелые по тем временам фильмы молодого француза, содержание которых было, порой, настолько откровенным, насколько абсурдистской была их тематика в целом.
Блие плевать хотел на подобные замечания и продолжал гнуть свою линию, снимая кино, так как ему хочется. Упертость автора, не побоявшегося бросить вызов общественной морали, вызвала широкий резонанс не только на родине режиссера, но и далеко за ее пределами. Даже в большинстве своем чопорные киноакадемики не смогли устоять перед обаянием картин французского ниспровергателя, вручив за черную комедию «Приготовьте носовые платки» Оскар в категории «лучший иностранный фильм».
Склонность автора к язвительно-эпатажному черному юмору в «Холодных закусках» достигает своего апогея. Это одна из самых черных пречерных комедий в истории кино, и в тоже время своеобразная дань уважения американскому нуару, с его непредсказуемыми сюжетными ходами, заказными убийствами и роковыми женщинами.
Сценарий фильма вызывает интерес уже с первых минут просмотра, а его дальнейшие сюжетные повороты и вовсе претендуют на гениальность. Жерар Депардье играет парижского безработного, который, однажды ночью, разговорившись в метро с незнакомцем, находит его же, спустя какое-то время, лежащим с ножом в животе. Самое смешное, что нож принадлежит Альфонсу (герою Депардье), но как он оказался в животе без пяти минут собеседника, он не знает. Странности на этом не заканчиваются: на следующий день кто-то убивает жену Альфонса, а в подъезд его многоквартирного дома въезжает новый жилец — сам инспектор полиции Морвиндье (его играет отец режиссера Бернар Блие). Но не ожидайте от этого персонажа каких-то решительных действий: вместо того, чтобы расследовать убийства и ловить преступников, страж закона будет собственноручно уничтожать улики и выпивать на посошок с убийцами, мотивируя это тем, что преступным элементам не место в тюрьме, дескать, нечего им заражать своим дурным примером сидящих там невиновных.
Загадочное происшествие в ночном метро станет лишь прологом в цепочке диких, кошмарных недоразумений, где количество трупов, или, говоря языком Блие, «холодных закусок», будет прямо пропорционально приумножаться появлению на экране новых героев. Порой может даже показаться, что актеры в какой-то момент, наконец, снимут свои бездушные «маски», и вдоволь посмеются над происходящим, но нет — этого не происходит. Герои Блие клинически холодны и по-французски сдержанны, даже в той мегаубойной сцене, где персонаж Депардье как ни в чем не бывало, оказывает гостеприимный прием убийце своей жены, на чистосердечное признание которого в совершенном убийстве, отвечает: «Ничего, забудьте, а если не забудете, я выставлю вас за дверь».
В картине Блие невооруженным взглядом проглядывается сатира на современное общество, причем не только на так называемых «оборотней в погонах», но и на преступников, которые зачастую ни какие не маньяки, а попросту неудачники, запутавшиеся в жизненном круговороте. Главный убийца в фильме не демонстрирует зрителю почти никакого нравственного конфликта — он преспокойно душит женщин пачками, заявляя, что только таким образом может услышать природную тишину и пение птичек, но в тоже время боится бродить ночью по улицам, требуя, чтобы герой Депардье проводил его до дома.
Не в пример предыдущим лентам режиссера, «Холодные закуски» — сама чинность и благопристойность. Здесь (за исключением двух быстро промелькнувших постельных сцен) нет ни малейшего намека на порнографию, или, боже упаси, тему растления малолетних. Блие в своей этапной картине делает упор на Его Величество Юмор, доказывая, тем самым, всем своим недоброжелателям, что не только, извиняюсь, показом голых мужчин и женщин, силен его постановочный талант.
Стоит отметить, что наслаждение от «Холодных закусок» не ограничивается одним лишь мрачным, черным юмором. В кривых, бессвязных диалогах, кажущихся на первый взгляд совершенно пустыми, порой, по воли автора проскальзывают весьма глубокие, умные мысли. Но захочет ли зритель вслушиваться в них, когда на экране такое творится?
8 из 10
17 декабря 2009