Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ускользающая любовь |
английское название: |
L'amour en fuite |
год: | 1979 |
страна: |
Франция
|
слоган: | «Antoine Daniel. He's got four ladies...Nine lives...and Plenty of alibis!» |
режиссер: | Франсуа Трюффо |
сценаристы: | Франсуа Трюффо, Сюзанн Шиффман, Мари-Франс Пизье, Жан Орель |
продюсеры: | Франсуа Трюффо, Роджер Корман |
видеооператор: | Нестор Альмендрос |
композитор: | Жорж Делерю |
художники: | Жан-Пьер Кою-Свелко, Моник Дюри |
монтаж: | Мартина Баррак |
жанры: | комедия, мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 24 января 1979 г. |
на DVD: | 25 октября 2006 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 34 мин |
В четвертом полнометражном фильме о Дуанеле Трюффо создает новый жанр кино – философская комедия, ведь легкие любовные истории всего цикла образуют здесь причудливый витальный узор, а новый материал смонтирован вперемешку с эпизодами из всех фильмов цикла, включая короткометражку «Антуан и Колетт», которую мы не разбирали из-за ее продолжительности. Это сделано постановщиком вовсе не из-за экономии времени, но чтобы подчеркнуть, что ничего в жизни Дуанеля не меняется, прежние женщины возвращаются но новых витках судьбы, старше становятся все, но не Антуан. Вроде бы благовоспитанный молодой человек, любящий литературу и кино, влюбляющийся, как он сам признается, не только в девушку, но и во всю ее семью, и оттого нравящийся родителям всех без исключения своих девушек, Дуанель отчаянно не может найти себя, путается, спешит, не успевает.
Он то и дело меняет работу, крутит интрижки, даже женится и заводит ребенка, но все это не мешает ему легко и безответственно скользить по жизни, будто герой Кундеры из «Невыносимой легкости бытия». Это сравнение не случайно, ведь оба героя принадлежат одному поколению, для которого личные и общественные обязательства казались столь обременительными, что его представители решили не иметь их вовсе. Действительно тяжелое детство Антуана, изображенное в «Четырехстах ударах», бунт против мира взрослых, безразличие родителей, палочная дисциплина в школе при его внешнем взрослении дали причудливые плоды. Дуанель стал буржуазен, даже роман написал (называющийся, что показательно, «Любовная неразбериха»), но счастья это не принесло ни ему, ни его женщинам.
Умилительной в «Ускользающей любви» вышла сцена беседы Кристины и Колетты, в которой они без обиды на судьбу и Антуана вспоминают свою общую с ним жизнь. Показательно, что Трюффо начинает последний фильм цикла со сцены развода Антуана и Кристины: создать семью все же не удалось, в этом смысле «Семейный очаг» еще содержал прекраснодушные амурные иллюзии, которых в «Ускользающей любви» уже нет. Картина начинается с песни Алена Сушона, написанного специально для нее, и ей же завершается (да, это тот самый певец, строки из другой песни которого Бегбедер взял одним из эпиграфов к «99 франкам»). Песня очень хорошо передает настроение всего фильма – некую мудрую грусть о перипетиях жизни, печаль о том, во что мы превращаем ее, когда легко парим по ней.
Ни режиссер, ни женщины Антуана его не осуждает и на него не обижаются (одна из них краше другой, но всей затмевает некто Дороти в роли Сабины, последней, по крайней мере на данный момент, любви Дуанеля). Судьба героя Лео очень похожа на жизнь персонажа другого фильма Трюффо - «Мужчина, который любил женщин», который мы не рассматриваем здесь, чтобы не повторяться. Там яркий ловелас все свое время тратил на соблазнение, также как и Дуанель порхал по жизни, однако, все же не оставил после себя не ребенка, ни романа. Конечно, герой цикла Трюффо не ахти какой глубокий, именно поэтому его связи с женщинами легки и не обременительны, ни одна из них не перерастает в страсть, а значит, не влечет за собой трагических последствий. Дуанеля трудно представить персонажем «Нежной кожи» или «Соседки».
Однако, дело даже не в том, что он так и не повзрослел, ведь Александр из «Матушки и девки» - также инфантилен, однако, это приводит к трагедии. Антуан не просто так нравился родителям свих девушек, он – действительно хороший парень, не способный даже своими изменами причинить боль кому бы то ни было. Именно поэтому жанр, в котором рассказываются истории о нем, - не трагедия, и даже не мелодрама (вспомним, что у того же Рене в одноименном фильме кипели почти шекспировские страсти), а забавная и легкая комедия, пусть и философская. Можно сказать, что Антуан Дуанель – это Дориан Грей, так и не встретивший своего Генри Уортона.
11 июля 2024
Франсуа Трюффо завершает приключения Антуана Дуанеля, позволяя в «Ускользающей любви» взглянуть на него со стороны. Сложное взросление сопровождалось конфликтами, перевоспитанием, многочисленными отношениями с разными девушками. В предыдущей части «Семейный очаг» мы видим, к чему пришли Антуан и Кристин, чтобы начать повествование с последствий и расставлением приоритетов. Семейная драма сопровождается усталостью обоих партнёров, не смотря на откровенные кадры, на повзрослевшего Жан-Пьера Лео, перед нами всё ещё тот наивный и ищущий приключений человек.
Семья, ребёнок, развод. Трюффо затрагивает непостоянство главного героя, который не может устоять на одном месте. Мы видим, что Антуан не предаёт значение происходящему. Режиссёр представил Дуанеля как автора своей же жизни: персонаж написал автобиографический рассказ. Постоянные флэшбэки «400 ударов», «Утраченных поцелуев», «Антуана и Колетт», «Семейного очага» витают повсюду, и ты понимаешь, что у нас кульминация.
Лента сокращает в хронометраже охоту за девушками, чтобы взглянуть на всех его женщин из-под строчек романа. Но некая продавщица граммпластинок Сабина занимает нашего героя всё-таки. Это могла быть отдельная красивая, любовная история. Составление фото девушки по обрывкам, поиск незнакомки в Париже, влюблённость и влечение. Если бы лента не была циклом об Антуане, получилось бы, лучше, а здесь рефлексия Трюффо со своим главным персонажем.
Поэтому картина затрагивает и Колетт, и Кристин, и бросает новые подробности, оставшиеся за кадром лент, но входящих в биографию Дуанеля. Красивое изображение фантазий, в совокупности с флэшбэками, позволяют видеть, что Антуан не изменился, что он жаждет внимания и ласки, но при малейших признаках ответственности, сбегает. Откровенный разговор с Кристин показывает, что страсть ушла; признания Кристин в том, что её привлекло в Антуане; неожиданное появление девушки прошлого – Лилиан. Это всё скатывается на зрителей, как новое и неизведанное, а среди кадров прошлых фильмов, порой, сложно сориентироваться, куда ведёт режиссёр.
Лента, построенная на ностальгии и взгляде в прошлое. Но больше всего она примечательна тем, что теперь девушки, появлявшиеся в жизни Дуанеля во всех прошлых картинах, пересекаются между собой, признаются друг другу и находят общее друг в друге – всем оставил шрамы Антуан. А теперь вспоминаем этого наивного и тихого персонажа, который по чистой случайности всегда оказывался с кем-то в постели.
Вот такая магия образа, созданная Трюффо на примере одного французского паренька. «Ускользающая любовь» дань предыдущим лентам об Антуане, но, в тоже время, она не может похвастаться полностью перевоспитанным персонажем. Мы видим финал и понимаем, что Дуанель такой, какой есть, меняется только возраст. Но благодаря дополнительным кадрам Франсуа Трюффо завершает историю и матери Антуана, и его жены, и его первой любви, и второй любви. Чтобы в итоге что? Бросить его в объятия очередной молоденькой девушки. Странно, что режиссёр не включил в этот пересказ предыдущих фильмов ещё и жену владельца обувного магазина – Фабьен.
В общем и целом, цикл историй об Антуане – это культовый феномен, представитель французской новой волны в кино.
20 января 2024
С момента выхода «Семейного очага» прошло девять лет. За этот срок можно успеть много чего: покорить мир своей книгой, влюбиться раз и навсегда, стать счастливым..
У Антуана к его тридцати годам случилось лишь добраться до развода спустя пять долгих лет бесконечных ссор и завести очередную любовницу. По мнению немногочисленных подружек, Дуанель ни разу не изменился. Всё так же вечно куда-то и зачем-то бежит, всё так же меняет профессии.
В последнем фильме из цикла про Антуана Трюффо подводит итоги огромной части его жизни. Это получается очень точечно, благодаря такой банальной вещи как флэшбеки. Нам показывают моменты из предыдущих лент, и это работает очень и очень сильно.
В остальном, «Ускользающая любовь» — это фильм-рассуждение, наиболее взрослая картина из всего цикла. Даже если Антуан в свои «чуть за тридцать» остаётся ребёнком с неуемной энергией. Он попадает то тут, то там в комичные ситуации. Но при этом «Ускользающая любовь» кажется мне чуть ли не печальнее «Четырехсот ударов».
18 марта 2021
«Ускользающая любовь» — это фильм о чувствующих людях, но чувствующих по-разному. В центре внимания — обаятельный писатель Антуан Дуанель и три главные женщины в его жизни.
Через короткие, но яркие отрывки прошлого или, как бы сказали сейчас, флешбэки, мы узнаем об истории Антуана и его жены Кристин (признаться, самая импонирующая мне из всех избранниц писателя). Кристин, по собственным словам, было чуждо честолюбие, поэтому, порвав с Дуанелем, она все ещё могла признать оставшиеся чувства к мужу и поддаться его прихотям.
На чистую воду выводит Антуана его бывшая возлюбленная Колетт — умная, смелая и прямолинейная девушка. В разговоре она обличает эгоизм и равнодушие писателя, которые он пытается выдать за скромность и тактичность.
Сабина — нынешняя девушка Дуанеля — пытается мириться с его метаниями в поисках неизвестного, но, поняв, что она не готова любить и не быть любимой, решает свести отношения на нет.
Беда в том, что девушки, окружавшие главного героя, были способны на самоотдачу, в отличие от самого Антуана, который ставил свой отчасти автобиографичный роман превыше чувств и вообще считал, что «узаконенная» отношениями взаимность обречена на муки и разрыв. «Вы станете настоящим писателем, если сможете создать историю, которая станет исключительно плодом вашего воображения», — говорит Колетт Антуану. Дуанель соглашается и рассказывает о ей своей новой задумке, но так ли она придумана, как того желает Колетт?
До последнего мне казалось, что главный герой заслуживает одиночества, но развязка смягчила мой настрой. Одна из любовниц Дуанеля, уходя, сказала: «У него было трудное детство, но это не значит, что все должны за него расплачиваться». Да, мать Антуана научила его, что главное в жизни — любовь, но своими многочисленными любовниками неправильно сформировала определение любви у юного Антуана. Тем не менее, чтобы не потерять Сабину, писателю придётся признать свои чувства и доказать их искренность.
10 из 10
9 апреля 2017
Заключительный фильм из цикла фильмов об Антуане Дуанеле, начатого эпохальной картиной «Четыреста ударов» — «Ускользающая любовь» словно подводит некую черту, подытоживает все жизненные выводы главного героя.
Антуану уже за тридцать, он работает в издательстве, он опубликовал автобиографический роман о своем детстве и юности. Дуанель разводится с Кристин, причем их развод становится первым во Франции совершенным по добровольному согласию обеих сторон. Антуан снова влюблен, на этот раз — в юную продавщицу книжного магазина.
У Дуанеля — возраст подведения первых жизненных итогов, и случайные совпадения и неожиданные встречи на протяжении всего фильма возвращают его в прошлое.
Для большей наглядности картина сделана как мозаика: новые приключения Дуанеля перемежаются со сценами из предыдущих фильмов о нем, а также — из фильмов Трюффо, вроде бы не имеющих отношения к Дуанелю, таких как «Мужчина, который любил женщин», «Американская ночь». Тема возвращения в прошлое и примирения с ним для того, чтобы иметь возможность начать все с начала, постоянно звучит в этом фильме. Антуан встречает бывшего любовника своей матери, с которой он не общался уже много лет и которая к тому времени умерла. Они вместе посещают кладбище, где она похоронена, и Дуанель выслушивает рассказ о ней. Впервые он осознает свои родственные чувства к матери и свою внутреннюю схожесть с ней. И, возможно, в этот момент он навсегда расстается с призраками детских обид.
Фильм «Ускользающая любовь» — о непостоянстве любви и быстротечности жизни и о принятии ее такой, какая она есть. Это фильм о том, что ничто в жизни не бывает постоянным, но люди снова и снова ищут любовь и возможность счастья. Эта картина — самая лирическая из всех фильмов о Дуанеле; Трюффо ее сильным, эмоциональным и светлым финалом очень удачно завершил свой дуанелевский цикл.
12 мая 2013
Цикл полуавтобиографических фильмов открывается с картины молодого Франсуа Трюффо «400 ударов», далее его продолжает новелла «Антуан и Колетт» из фильма «любовь в 20 лет», следом идут «Украденные поцелуи», «Семейный очаг», и замыкается он картиной «Сбежавшая любовь».
Герой пенталогии — Антуан Дуанель, задуманный изначально как воплощение альтер-эго режиссера, который затем приобретает индивидуальные черты, меняется, живет собственной жизнью, запечатленной на пленке, хотя она продолжает транслировать на экран жизнь самого Трюффо, только через фильтр законов искусства и кинореальности.
«400 ударов» — это начало пути, период бегства под натиском негативных обстоятельств, фильм, словно завершенный на высокой ноте композиции, немым вопросом, обращенным в пространство вне экрана. Жизнь героя в каждом периоде связана с искусством, что оказывает на него непосредственное влияние. Здесь это литература — Антуан увлекается Бальзаком, ночует он в типографии, и из школы сбегает из-за несправедливого обвинения касательно сочинения.
История героя продолжается в ленте «Антуан и Колетт», в начале есть аудиосвязка, информирующая о событиях, случившихся с Антуаном за 4 года. Теперь он живет один, независимо от родителей, метания его после перенесенных четырехсот ударов, казалось бы, прекращены. Герой увлекается музыкой, работает в фирме, производящей виниловые пластинки, посещает собрания любителей музыки. В этот период жизни именно эта сфера искусства доминирует, и благодаря ей он встречает девушку и влюбляется, тщетно пытаясь завоевать ее. Колетт воспринимает его лишь как приятеля, и в итоге он остается в обществе ее родителей, а она уходит с другим. В этой части цикла герой продолжает бегство — но это лишь преследования девушки и попытки ее добиться. Если в первом фильме он бежит, не имея четкой цели и в безразличном ему направлении, то здесь его действия имеют цель — взаимность. После разрушения надежд герой снова уходит, жизнь его в очередной раз меняется.
Это раскрывается в следующем фильме «Украденные поцелуи». Начинается он тем, что Антуан уходит из армии, и он возвращается к своей независимой жизни, пытаясь устроить отношения со своей подругой Кристин. Эта фильм отличается от других, это комедия, остальные же драматичны. Дуанель меняет профессии, периодически попадая в нелепые ситуации, вызывающие смех. Продолжен мотив преследования — во время работы частным детективом, кроме того Антуан добивается расположения Кристин. Она же продолжает держать его на расстоянии, и герой прекращает все свои бесплодные действия, сосредоточившись на другой женщине. Но последствием этих любовных порывов становится создание гармоничных отношений с Кристин благодаря ее инициативе, и Антуан все-таки обретает статус любимого. Своеобразным покровителем этой части является театральное искусство, герой меняет деятельность, поведение как маски, играет роль наблюдателя и разведчика в обувном магазине, хотя и не справляется, атмосферу игры дополняет выступление фокусника, находившегося также под наблюдением. И в конце фильма появляется некий таинственный господин, признающийся Кристин в любви, и столь загадочно исчезающий, что создает ощущение неведомой постановки.
«Семейный очаг» продолжает историю Антуана. Они с Кристин женаты, и фильм этот посвящен их отношениям, теплые и незыблемые, какими они кажутся в начале, оказываются не столь прочными. В начале предстает идеал семьи, счастливая жена, заботливый муж, она дает уроки игры на скрипке, он красит цветы. В такой идиллической атмосфере появляется на свет ребенок, и тут семейный очаг начинает гаснуть. Кристин не хватает внимания, а Антуан, поменяв работу, встречает японку Киоко, очаровавшую его. У них начинается интрижка, о котором узнает Кристин, и не может его простить. Герой начинает писать роман, выплескивая накопленный опыт маяты и страданий за все годы метаний на страницы, продолжает отношения с Киоко, но она тяготит его своим молчанием, непониманием, превращается в душащее тенето, и Антуан начинает скучать по Кристин, звонит ей, пытается наладить с ней отношения. В итоге они снова сходятся и становятся похожи на своих соседей, чья нежная любовь неотделима от раздражения, что по их мнению является идеалом. Получается еще один круговорот, приведший в исходную точку, но только с изменившимся характером и опытом марафона «бегство-возвращение». В этом периоде жизни героя проявляется слияние музыки и литературы, это книги и письма, связанные с образом героя, и композиции, отождествляющиеся с образом Кристин.
Завершается цикл фильмом «Ускользающая любовь» или «Сбежавшая любовь». Перевод не совсем точно отражает содержание фильма, более близко было бы «Ускользавшая любовь», что меняет смысл, он становится более близок к сюжету, поскольку слово ускользавшая несет семантический оттенок сохранения, что противоположно значению переводного названия и в целом окончанию истории. Этот фильм является венцом пенталогии, и предыдущие четыре фильма воплощены в нем как текст книги Антуана и как воспоминания героев. «Ускользающая любовь» выполняет функцию архитектурную, достраивая незаконченные отношения, восполняя пробелы, завершая ситуации, создавая цельность и завершенность, в результате чего получается единый цикл, воспринимаемый как единое целое. Продолжена тема отношений с родителями, которые уже умерли, но встреча с любовником матери создает духовную компенсацию трагической линии, поскольку этот человек дополняет образ родителей неведомыми ранее деталями, итогом чего становится прощение и примирение. Развивается тема незаконченных отношений героя с его девушками. Пятый фильм — это все фильмы об Антуане в одном. Что касается сюжетной линии, то действие продолжается спустя несколько лет, герой встречается уже с другой девушкой, Сабиной, и разводится с Кристин по взаимному согласию, они сохраняют дружеские отношения между собой и воспитывают сына Альфонса. Случайно Антуан встречается с Колетт, читающей его книгу. «Любовная неразбериха», написанная им, оказывается тоже полуавтобиографичной, и здесь Дуанель проявляется как двойник Трюффо, создавая полувымышленное, полуреальное альтер-эго. Герой фильма рассказывает Колетт сюжет возможно новой книги, но не знает как его развить, потому что эта ситуация реальна, и он в очередной раз запутался в отношениях. Развязка имела множество вариантов, перечисляемых ранее, включая самоубийство. Он боялся развивать дальше и сюжет истории, и отношения, но в итоге все разорванные линии воссоединены, пробелы заполнены, и Антуан понял, что ему нужно, что важно, и прекратил свои метания.
Эта заключительная часть является воплощением синтеза искусств, кино, литература, театр, музыка, фотография органично соединены в одном произведении, во многом благодаря самоцитатам и, конечно же, таланту режиссера. Причем цитирует он не только фильмы пенталогии, но и из «Американской ночи», что не входит в цикл, так как там уже создан образ другого героя, Альфонса, хотя его играет тот же актер, Жан-Пьер Лео. Но ситуации из этого фильма реализованы в «Ускользающей любви» как события, случившиеся с Антуаном. Поэтому эту картину можно назвать колоритным коллажем творчества Трюффо, грандиозным по количеству соединенных событийных магистралей, этот фильм — точка схода линий предыдущих фильмов, создавший столь гармоничную и яркую пенталогию.
26 января 2012
Только пока борешься за любовь — она совершенна, крепка и всепоглощающа. Когда нашел — она всегда норовит ускользнуть. «Жили долго и счастливо» — это из сказок, все гораздо сложнее, разнообразнее и веселее.
Трюффо снял завершающую часть историю Антуана Дуанеля, которая началась превосходными «400 ударами». Между ними в том же темпе, но с большими эмоциями были: альманах «Любовь в 20 лет», и полнометражные фильмы «Украденные поцелуи», «Семейный очаг».
Но фильм трудно назвать «завершающим», «ставящим точку» — Антуан признается в своей любви, он достаточно долго это скрывал и именно через это чуть не лишился любимой. Но вопрос остается открытым: «Но если ничего не выйдет? Никто не знает, сколько мы проживем вместе» — «Но мы попробуем».
Картина — увлекательна, смотреть очень приятно. Хотя и использовано много сцен с предыдущих фильмов киносериала (они вставлены как воспоминание), но это лишь обыгрывает форму повествования. А тем, кто не смотрел предыдущие фильмы — даже не усомнятся в том, что это одна цельная и полная история.
Мои
10 из 10
4 сентября 2009