Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Свое счастье |
год: | 1979 |
страна: |
СССР
|
сценарий: | Рамиз Фаталиев |
видеооператор: | Вилен Калюта |
композитор: | Вадим Храпачёв |
художник: | Алексей Левченко |
жанры: | драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 6 мин |
Пузатенький очкарик, журналист общественно-политической газеты «Сталеварение в Сибири: вчера, сегодня, завтра», хочет жить, но не умеет вертеться, в результате чего страдает от недостатка средств на свои всё возрастающие запросы. Не накопив денег на поездку в опьяняющие воображение, полузапретные Карловы Вары, он вынужден просить финансовой помощи у своего соседа, молодого и пронырливого гаврика в варёных джинсах и обтягивающей голубой футболочке.
Гаврик умеет внутри советской экономической системы организовывать локальные островки капитализма (продажа термоклеевой паутинки, ковриков из бамбука, машинок для снятия катышков и т. д.), и милостиво даёт журналисту слегка подзаработать. Облагодетельствованный работник пера, как и полагается несчастному интеллигенту, денежки берёт, но при этом истошно мучается совестью.
Есть ли место для морали там, где крутятся большие деньги? — этот далеко не новый вопрос ставит перед нами данный среднеформатный фильм; можно было бы презрительно назвать его конъюнктурным и идеологизированным, если бы не очень и очень достойное качество.
20 декабря 2018
Прибавочная стоимость — стоимость, создаваемая неоплаченным трудом наёмного рабочего сверх стоимости его рабочей силы и безвозмездно присваиваемая капиталистом.
Энциклопедия марксизма
Прибавочная стоимость — это превышение произведенной трудом работников стоимости над полученной или заработной платой.
Финансовый анализ
Нет, нет без Карла Маркса, пожалуйста. Пугающие, громоздкие эпиграфы к весьма милому фильму. Один час как один миг. Путешествие на четыре десятилетия назад в машине времени. И наслаждение от созерцания. Мы в СССР 1979 года. Сложно сказать, куда именно на рубежи бескрайней Родины нас занесло. Город. Возможно это московские или ленинградские окраины — нет знаковых ориентиров, ни Кремлевских стен тебе в кадре, ни величавости Исаакиевского собора. Вполне возможно, что это краевой или областной центр страны. Мы следуем за мужчиной средних лет. На вид ему 35—40 лет. Редакция журнала или газеты. Не очень приятное объяснение с лысым господином (впрочем, скорее «товарищем»). Денежный вопрос и начинающаяся череда мытарств…
Вечер. Жена у порога — Достал? Не достал? Объяснения, неудовольствие, терзания, досада, лёгкая ссора как итог. Советская бытийность во всей красе. Загляни мы с Вами в половину окон этого девятиэтажного(наличие лифта в атрибутике) муравейника, мизансцена будет схожа с нашей…
Что мы здесь делаем? Расширяем горизонты Гомо советикус? Предаёмся воспоминаниям? А может быть остановка вызвана непредвиденным — починкой нашей машины? ПИКНИК на ОБОЧИНЕ, так сказать. У ПУТЕШЕСТВЕННИКА во ВРЕМЕНИ? Постойте, постойте…
Ну, вот же… Наш персонаж — Александр Павлович Резников начал «шевелиться», обращается к молодому соседу в надежде одолжить необходимую сумму. Что такое? Опять? Неудача? Впрочем, кажется, выход найден. Решение проблемы передвинуто на утро. Терпение, только терпение, уважаемые телезрители. Мы с Вами у цели. Сейчас зазвучит буффонада этого дуэта. Вряд ли мы могли допустить ошибку, готовясь к просмотру и сделав выбор в пользу этой ленты. Ещё пара минут…
Итак. В те годы за это сажали. В тюрьму. «Молодость» предлагает «опыту» по легкому «срубить» деньжат. «Опыт» — он же «свадебный генерал», должен изредка махать руками, вертеть головой, делать записи в блокнот, произнести несколько коротких реплик и… всё. Остальное «молодость» берёт на себя. «Всё гениальное просто» (Леонардо да Винчи — Йозеф Геббельс).
Постойте, постойте. Чем-то это напоминает презентацию Остапом Бендером Кисы Воробьянинова, — …перед Вами гигант мысли, отец русской демократии и особа, приближённая к императору. И многозначительное — да, у-жжж!- в подтверждении («Киса и Ося здесь были»). Нет, тут конечно масштаб несколько иной, да и сообщники действуют не столь стройно ввиду полярности взглядов на жизнь, но общее с Ильфовско-Петровским персонажами, безусловно, есть. Улыбнёмся.
А ещё это навеяло-пробудило «Не будите спящую собаку», 1991 года дуэт Алексей Жарков — Владимир Сошальский. Забава-розыгрыш по отъёму денег как по нотам.
- Вы что же считаете, что так может выглядеть министр?
- Спокойно, мастер. Сейчас всё будет.
И вот «лепить горбатого» как в мастер-классе. Чудо из чудес. Припоминаете?
А что же в 1979 году? Всё-таки иное время. Нечета перестроечной эпохе? Здесь создатель нивелирует сюжетную стройность до оценки-размышления над персонажами. То есть?
Я считаю речь о «Физиках и Лириках» (привет Борису Слуцкому), технарях и гуманитариях, делягах и поэтах, ну и если позволите — правополушарных и левополушарных «особях» нашего социума. Разность потенциалов. Вкраплённые и вживленные в наш мир. Такие разные. У каждого лагеря — свои последователи, свои защитники. Юра — олицетворение молодости. Чистая материя. Машина, деньги, тряпки, кооператив, дамская успешность (в смысле у дам), как слагаемое. Его цель конкретна, но не абстрактна. Лирика(воспоминания о стихах в институте), а равно люди (студенты, работяги) — средство к достижению желанного. Его визави — сама отвлечённость, образный тип мышления его кредо. Он чувствителен и доверчив, сентиментален и совестлив….
Не сольются никогда зимы долгие и лета:
у них разные привычки и совсем несхожий вид.
Не случайны на земле две дороги — та и эта,
та натруживает ноги, эта душу бередит.
Солируют вместе. Пробуют. Но гармонии не получается. Крыловские лисица и журавль. Смотрите, смотрите…
Полёт во времени подходит к концу. Если виньетка Вас заинтересовала, смело отправляйтесь в путешествие к её истоку. Будет интересно. Заодно и поговорите с собой. Своим я. Себя узнаете лучше. Приятного просмотра.
8 из 10
29 июля 2018