Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Придурок |
английское название: |
The Jerk |
год: | 1979 |
страна: |
США
|
слоган: | «He was a poor black sharecropper's son who never dreamed he was adopted» |
режиссер: | Карл Райнер |
сценаристы: | Стив Мартин, Майкл Элиас, Карл Готтлиб |
продюсеры: | Дэвид В. Пикер, Уильям Е. МакЮэн, Питер МакГрегор-Скотт |
видеооператор: | Виктор Дж. Кемпер |
композитор: | Джек Эллиотт |
художники: | Теадора Ван Ранкл, Ричард С. Годдар, Джек Т. Коллис |
монтаж: | Бад Молин, Рон Спанг |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $73 691 419 |
Мировые сборы: | $73 691 419 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 декабря 1979 г. |
на DVD: | 20 июля 2010 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 34 мин |
I am not a bum. I`m a jerk. I once had wealth, power, and the love of a beautiful woman. Now I only have two things: my friends and… uh… my thermos.
Для начала, спасибо NYHC-группе Subzero за то, что с их альбома 2005 года я вытащил этот сэмпл, оказавшийся цитатой из данного фильма. Если бы не он, точно бы не знал фильма и скорее всего прошёл бы мимо.
Во-первых, фильм воспринимается частенько как мелодрама. Главный герой очень эмоционален и вызывает сильную жалость.
Во-вторых, сейчас лично для меня ценность фильма повышается олд-скульностью его. В уши сразу бросается музыка. Далее следует юмор. Очень чувствуется его неторопливость, размеренность. Сейчас так не шутят. Сейчас шутки ниже пояса получили широкое развитие (хотя и тут они есть — не проходите мимо во имя исторического интереса, если хотите отследить их эволюцию). Юмор мягче современного, но при этом не стесняется ввести зрителя в транс. Шутка с «Мне ничего не нужно. Кроме этого стула. Ну и пепельницы. Ну и спичек» отослала мой мозг в путешествие к «встретил герой трёх богатырей, все на конях. Здравствуй, конь Ильи Муромца; Здравствуй, Илья Муромец; здравствуй, конь Алёши Поповича; Здравствуй, Алёша Попович.. ит. д. в следующий раз он встретит Али-бабу и 40 разбойников» и вызвала зевоту.
Из актёров знакомых порадовало лицо Эммета Уолша. Хотя видел его всего раз в «Красном скорпионе», запомнился — харизматичный сукин сын. Кстати, да, тут его герой тоже грязно ругается и вызывает улыбку.
Вообще любопытно видеть Мартина возрастом всего лишь немного за 30, а уже седым было. Радуют элементы абсурда также. Удивил рейтинг R и любовные похождения протагониста. Отжёг дядька неожиданно — как говорится, как в кино!
Итого: рекомендую к просмотру хоть и не всем (количество рецензий пока говорит за себя), но дорогу идущие осилят. Гарантирую приятный вечер.
P.S.: мой заголовок — ИМХО, самый верный перевод названия фильма на русский. Ублюдок слишком жёстко и мимо, Балда — слишком мягко и по-русски, Придурок — слабо передаёт всю глубину ментальной слабости мартиновского человечка.
30 марта 2016
Данный фильм, который по-хорошему стоило обозвать «Чудак», но никак не «Придурок» является первой серьезной работой Стива Мартина в большом кино. Нет, конечно же, до этого данный актер успел поучаствовать в паре сериалов, но тем не менее, настоящая слава к Стиву Мартину пришла благодаря роли чудаковатого паренька Нэйвина Джонса, который думал не как все. Почему именно этот фильм стал поворотным в карьере блестящего комика? На этот вопрос я попытаюсь ответить чуть ниже.
И с самого начала фильм рвет шаблоны, отбрасывает в сторону условности и смеется над штампами, ведь герой Стива Мартина с экрана телевизора/монитора/планшета обращается непосредственно к зрителю и спрашивает последнего, хотите ли вы услышать историю моей жизни и того почему я оказался на улице в кампании бездомных? Зритель нетерпеливо кивает и Нэйвин начинает рассказ. Казалось бы это мелочь и подобный сюжетный ход периодически встречается в художественных произведениях, но знаете как говорят — «большое начинается с малого», так же и тут. Чем дольше будет длится фильм, тем сильнее будет он удивлять зрителя. Во всяком случае он был способен удивить зрителя в те далекие времена, когда был снят, а сейчас, к сожалению, зрителя сложно чем-то удивить и шокировать, так что скорей всего глядя на творившееся на экране безобразие массовый зритель лишь снисходительно улыбнется и скажет, что-то вроде «видели-знаем». Но не будем о грустном.
Так вот Нэйвин Джонс наивный юноша, что был подброшен пожилой чернокожей паре, которые заботились о герое как о собственном сыне, которых надо сказать у них тоже было в избытке. Заботились, да вот только не смогли объяснить восторженному юноше, как в мире все устроено, да и о добре и зле приемные родители Нэйвина помянуть забыли. Забыли или не захотели, а может попросту не успели не так уж и важно. Важно то что, приемные родители заботились о своем «бледнолицем» сыне и окружили последнего любовью и заботой при этом предоставив юноше самому познавать мир, что его окружает. Плохо ли это? Отнюдь. Возможно стоило бы задать юноше общее направление, но в целом данная идея кажется интересной. Интересной, по той простой причине, что родители хотят чтобы их сын/дочь были индивидуальны, но при этом обучают последних по одной и той же программе, которая не всегда работает. А тут на тебе — любящая семья, которая тебя всегда поддержит, но при этом дающая молодому человеку возможность самому набивать себе шишки и познавать окружающий мир… так ладно, фильм хоть и способствует тому чтобы заставить черепную коробку работать, сопоставлять факты и попытаться взглянуть на мир со стороны, но все равно пора бы и меру знать.
Так вот Нэйвин Джонс, услышав по радио джазовую музыку, решает покинуть отчий дом и отправится в большой мир, ведь там столько всего интересного и неизведанного. Сказано-сделано и вот Нэйвин на попутках добирается до большого города, где его ждут приключения и разного рода чудеса. Нэйвин в попытке остановить опасных преступников умудрится не только отдать последним все свои деньги, но он так же разрушит церковь. Нэйвин встретит удивительно чудо-пса, который обладает прескверным характером, его преданность соизмеряется с тем, а если ли в кармане, человека зовущего себя его хозяином вкусные печеньки или их там нет, ну а так же чудо-пес откликается на умилительную кличку — «Идиот», которая отлично описывает характер и повадки дворняги. Нэйвин будет работать в цирке и станет встречаться с каскадершой чей характер и манеры свойственны горилле, у которой болят все зубы. Нэйвин… а черт! В жизни Нэйвина произойдет столько странного, необычного, а порой и трагического, что все не перечислишь, да и потом это все надо просто видеть.
Однако об одной вещи умолчать просто не получится, а именно о том, что Нэйвин смотрит на мир иначе, чем большинство людей. Герой Стива Мартина получился добрым, милым и наивным человеком, который сам того не осознавая высказывает философские мысли и в его диалогах сокрыт глубокий смысл. И может быть я не прав, но что-то мне подсказывает, что прообразом Гомера Симпсона послужил обаятельный паренек Нэйвин Джонс, благо ведут себя герои приблизительно схожим образом.
Собственно, добрым, милым и наивным получился не только герой Стива Мартина, но и сам мир. Люди здесь не смотрят друг на друга со злобой и презрением и даже персонажи, которые играют отрицательные роли не вызывают негативных эмоции, а скорее слабую улыбку. Ну в самом деле, кого может напугать близорукий снайпер, разочаровавшийся жизнью и не способный попасть в мишень, стоящую от него на расстоянии в тридцать шагов? Такой персонаж скорей вызывает желание в очередной раз посмеяться или посочувствовать последнему, нежели повод для беспокойства. Так что да, перед зрителем предстает живой мир, с не менее живыми и добрыми людьми, которые смотрят на странного чудака с интересом, улыбкой, а порой даже готовы помочь Нэйвину, когда тот в очередной раз сядет в лужу.
Подводя итог, хочется сказать, что это добрый и милый фильм, с живым окружением и не менее живыми актерами. Здесь присутствует как отличный юмор, так и хорошее музыкальное сопровождение, ну а диалоги и вовсе можно растаскивать на цитаты. Единственное «но» заключается в том, что не смотря на то, что Стив Мартин прославился тем, что снимался в семейных комедиях, этот фильм я бы не стал рекомендовать самым юным телезрителям, так как в картине нет-нет, а все же проскальзывает взрослый контекст. Зато люди постарше не будут разочарованы увиденным.
8 из 10
17 июня 2014
Недалекая, и в то же время открывающая глаза на многое, дикая, сумасшедшая, несуразная и в то же время добрая, честная. Сумасбродная, абсурдная, гротескная и в то же время чистая, не лишенная смысла. Энергичная, стремительная, быстрая и в то же время последовательная, логичная и необычайно оригинальная — трудно представить, что все это совмещает в себе комедия абсурда, сюрреалистического фарса, дикой «хохмоты» и просто до безумия смешного действия !
Карл Райнер, один из самых выдающихся комедиографов Америки 80-х, поставил одну из сильнейших, ярчайших, искрометнейших и просто талантливейших работ в истории своего необычайно плодовитого творчества. «Придурок» стал его первым «пропуском» в небосвод большого кино, первой возможностью стать звездой и «Балда» сделал его просто богом комедии!
Но «Дурачек» стал звездным часом не только для Райнера, великий американский «седовлас смеха» — Стив Мартин, буквально взорвал, вывел в колонку классики, сделал этот фильм шедевром своего жанра, а сам фильм поднял Мартина до небывалых величин, и сделал одним из самых выдающихся «битлов комедии» эпохи 80-х.
В этой ленте его персонаж настолько глуп, что удержаться от смеха просто невозможно !. Если в «Голом пистолете» Лесли Нильсен использовал тупой, недалекий образ и выставлял его умным, невозмутимым, серьезным. Или в «Розовой Пантере» Питер Селлерс, скрывая свою природную глупость, делал акцент на потрясающих дедуктивных методах и опытности в «работе».
То в отличие от Фрэнка Дребина и Жака Клузо, персонаж Мартина не показывает себя умным, заумным, опытным. Он не играет невозмутимость. Он воплощает «немую» глупость, его персонаж совершенно не приспособлен к окружающей обстановке, он абсолютно не знает как правильно говорить, как правильно себя вести с людьми и делает все наперекосяк. Но при этом хочет всем понравится, всем угодить, всем услужить, всем принести пользу. Мартин маскирует себя другим, делает себя дурачком. Но мы-то знаем что он из себя представляет. Через призму образа тупого, наивного, простодушного дурачка Нэвина он выражает буквально самого себя.
Мартин способен играть универсальные образы, от дураков до философов, но в глубине души он остается Мартином. Его характер видно как-бы сквозь. Собственно поэтому я и люблю этого блестящего, талантливейшего комедианта, посветившего свою жизнь грустной и смешной стороне нашей жизни.
Отчасти именно Мартин привнес в эту задорную, смешную и дикую комедию частичку чего-то грустного, так отчетливо говорящую о том, что даже у такого дурачка и простофили как Нэвин, есть большое, глубокое и любящее сердце. Возможно именно это и делает «Придурка» таким оригинальным, смешным, трогательным и с легким, еле заметным, можно сказать почти не заметным сатирическим подтекстом.
Возможно это не шедевр, возможно это не что-то там высокодуховное, и оскароносное, но то что дуэт Райнера и Мартина не делал плохого кино это однозначно, и этот фильм тому прямое подтверждение !
10 из 10
20 августа 2013
«Ничтожество» — более точный перевод оригинального названия. Я не скажу, что это комедия — главный герой совершенно не выглядит смешным. Он выглядит по-дурацки, именно это и нужно данному фильму.
«Ничтожество» — это скорее мелодрама об обычном человеке, который в 35 лет решил заработать на жизнь. Главный герой — человек очень добрый, но немного глуповатый.
Фильм чем-то похож на фильм «Конец» с Бертом Рейнольдсом, однако здесь те дурачества, которые выглядели глупо в «Конце», здесь смотрятся довольно мило.
Поражает сцена, когда машина тащит за собой дом, это выглядит довольно смешно. Смешит и удивление тех, кто остался без крыши над головой.
Фильм является одновременно и смешным, и глупым, и сентиментальным. Его стоит посмотреть.
9 из 10
1 сентября 2009
Добротная, немного чудаковато-старая комедия со Стивом Мартином, точнее это он здесь, как всегда, чудаковатый. Этот фильм радует меня своим сюжетом, где простой туповатый паренёк, которого играет Стив Мартин, уезжает от своей «чернокожей» семьи, которая его приютила из деревни в город в поисках успеха и славы…
В общем, этот фильм ещё выступает здесь не только как комедия, но и как нравоучительный — ты сегодня в королях, а завтра можешь оказаться ни с чем или наоборот.
10 из 10
12 февраля 2007
Просто великолепная комедия с совсем молодым Стивом Мартином, который сейчас является одним из моих самых любимых актеров.
Не ждите только от Мартина в этом фильме пропаганды семейных ценностей, доброты, теплоты и радостных улыбок — сейчас перед нашими глазами совсем другой Мартин, совсем не тот, что был в 70—80-х!
Этот дикий, чокнутый комик с абсурдистским юмором, телодвижениями не хуже, чем у Джима Керри, просто насильно выжимал у людей смех! И эта комедия одна из таких — вы будете смеяться, даже если вам этого не хочется, потому-что уж слишком хорош уже тогда седовласый комик в роли наивного и доброго, но непроходимо тупого юродивого дурачка…
Игра Мартина близка к клоунаде, юмор жесткий, безкомпромисный, шутки резкие и бесстыжие, но именно поэтому весь фильм хочется цититровать — он с первого до последнего кадра держит в тряске смеха!
Прекрасная комедия, в которой блестящий комик демонстрирует чудеса перевоплощения и талант сценариста! Классика американского кино!
12 ноября 2005